«Олень плохо бежит по двум причинам»

Из наставлений старца Арсения (Папачока)

0
380
Время на чтение 5 минут
19 июля 2011 года в возрасте 96 лет отошел ко Господу архимандрит Арсений (Папачок) - старейший и один из самых почитаемых ныне румынских старцев. Он принадлежал к золотой плеяде румынских духовников ХХ века, которые не имеют себе равных по истовости и всецелой жертвенности своей веры, опыту подвижничества в суровых условиях безлюдной пустыни, подобно аввам из древних патериков, - опыту, сочетающемуся с духовной мудростью, тонкостью проникновения в тайники человеческой души и недюжинными литературными дарованиями. Старец Арсений подвизался в непроходимых лесных дебрях румынских гор вместе с отцом Клеопой (Илие), подвергался преследованиям со стороны богоборческих властей, сидел за исповедание веры в тюрьме. С 1975 года он был духовником монастыря во имя святой Марии в городе Текиргёл под Констанцей.

Предлагаем вниманию читателей ответы старца на некоторые актуальные вопросы духовной жизни.

* * *

- Сегодня, когда христиане уже не могут соблюдать пост и вести нравственную жизнь так, как этого требуют священные каноны, на каких условиях мы можем причащать их?

- Христиане тоже переживают свои исторические моменты и не свободны от желаний и житейских забот, но зерно истины, вложенное в человека, не может не встрепенуться и не разбудить голос Бога в нем - совесть. Я не верю, что существует такой христианин, у которого не встрепенется сердце и который не вздохнет и не поклонится, услышав звон колоколов, бьющих по церковному обычаю или в какой-нибудь особый момент. Он знает этой самой божественной искрой, живущей в нем, что этот строгий, священный и проникающий в душу звон колоколов призывает живых, оплакивает мертвых и разгоняет злые тучи.

Каноны остаются в силе как великие маяки, на которые ориентируются, чтобы видеть в особенности тяжесть греха; у них есть свои определения и толкования, но следует знать, что у них есть и гибкость. Великое дело - исцелить его [христианина] рану, а не оставить его одного на целые годы без великих благодатей Святых Таин. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ты хочешь годы назначить ему? Надо сделать его здоровым!» Чтобы он пришел в знание себя и сам открыл великие сокровища небесных благодатей. Чтобы он знал, что пришествие Спасителя, Который снизошел до глубин человеческой мизерности, было не для того, чтобы уничтожить Свое создание, а чтобы его преобразить; что великая жертва Спасителя была принесена, чтобы мы через покаяние были прощены во всех грехах и чтобы он, христианин, жил в великой надежде без опаски. Ибо «никакое несчастье ничего не значит и ничего не потеряно, пока вера стоит на ногах, покуда голова поднимается и душа не отрекается» (М. Метерлинк).

Нужно делать упор не на продолжительности подвигов при наложении епитимии, а на их интенсивности. Не время может решать, а качество жизни с постоянным настроем души, не дающим места омрачающим огорчениям. Одно искреннее и сильное сожаление вызовет в нем [христианине] более истинное смирение, столь нужное для прощения и столь благотворное для новых видений и откровений, превосходящих человеческий разум, которыми любовь Божия богатит человека смиренного, а не скованного суровыми подвигами. Иисус Христос скорее дарует Себя сердцу раненому, но кающемуся и смиренному, чем сердцу постящемуся и молящемуся, но, конечно, требующему своего по праву. «Ни вдова, ни дева не имеют иной ступени на небе, чем та, которую устанавливает умиление».

Итак, духовник не погрешает, сокращая время покаяния под свою огромную ответственность, ибо святитель Василий Великий говорит в 74-м правиле: «Тот, кому вверена от человеколюбия Божия власть вязать и решить, видя усердие к покаянию того, кто согрешил, не осудится за сокращение времени покаяния, потому что те, кто исповедуются с великой болью, скоро достигают человеколюбия Божия»[1].

Кому дороги чада и их спасение, те должны знать, что их усилия и исповедь не значат вообще ничего, они не мешают тебе быть в их сердце и сделать снисхождение, причастив их. Иисус Христос, милостивый Владыка наш, рад был первым ввести в рай разбойника, исповедавшего Его; это Тот же Христос, Который сурово обличал начальников синагоги по причине их ожесточенности. Их опередили блудницы, разбойники и мытари, которые, будучи с кротостью прощены, воодушевились и освятили свои души.

Итак, вот как Иисус Христос, с той же любовью и добротой, желает даровать Себя чадам Своим, а Его снова отодвигают суровостью и строгостью «закона». Бог милостив и ищет причин, чтобы исполнить христиан богатством Своих благодатей. Духовник должен исследовать своих чад проницательным взором и искусно, ибо, как говорит Илия Минятий, «душа человека не может раскрыть свои крылья здесь, на земле, если не чувствует себя окруженной любовью, вечностью и безграничностью».

- Духовник, делающий снисхождение при допущении к святому причастию и не следующий строгости священных канонов, может спастись?

- Прежде всего нужно знать, что эти снисхождения - чтобы можно было причащаться Святых Таин не спустя столь долгое время, как это определяют некоторые правила в случае различных тяжких грехов, - делаются по многом и смиренном рассуждении и также по дозволению некоторых правил: 74-го правила святого Василия Великого, 102-го правила VI Вселенского Собора, 4-го правила святого Григория Нисского - и следуя исполненным Духа увещаниям святого Иоанна Златоуста, опыту многих святых отцов, ведающих, что все Священное Писание есть сладкая и прекрасная гармония, даже если сами эти святые отцы не издали своих правил, но не лишены авторитета - скажем так, юридического - в Церкви (см. определения 87-го правила святого Василия Великого, из которого явствует, что всякое слово святых отцов имеет силу закона).

Кроме этих дозволений и благословенных и мотивированных приемов, само священное здравомыслие внутри тебя говорит, чтобы ты не отстранял с жестокостью, но и не попустительствовал с греховной терпимостью.

В своей огромной ответственности, когда ты говоришь от сердца к сердцу и, разумеется, с глазу на глаз, ты более склонишься к тому, чтобы верить, что Благий Бог скорее внушает тебе снисхождение. Никто не смирится, однако, с разрешением [от грехов] случайным и особенно происходящим без вовлеченности духовного чада, которое должно выйти из душевного неустройства и войти в знание себя. Этот способ не назидает духовного чада, более того - обманывает его, и оно остается теплохладным и окамененным для важных дел. Говорят, что олень плохо бежит по двум причинам: когда он или слишком жирен, или слишком тощ. То есть подвиг может сделать его [христианина] тощим, а нерадение и невовлеченность - жирным. Принимай во внимание и то, что у каждой души есть свои особенности, и ты поймешь, сколько она может понести.

Но в любом случае очень важно учитывать, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит[2]. Это великая отправная точка, отец духовник, и в этом ответ на вопрос, который был поставлен. И ты не только не будешь осужден Церковью или Богом, но это вменится тебе в великую мудрость, если ты смог разбудить в своих чадах христианскую благостыню.

Ничто не может быть легко, если бескрайняя благость Бога и молитвы Пресвятой Богородицы не будут со всеми нами.

Вопросы задавал архимандрит Иоанникий (Бэлан)

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Перевод выполнен по: Ne vorbeşte părintele Arsenie. Ediţia îngrijită de а Arhimandrit Ioanichie Bălan. Vol. 1. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004.


[1] Ср.: Книга правил святых апостол, святых соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 2004. С. 141.

[2] Пс. 50: 19.

http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/48107.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Арсений (Папачок)
Все статьи Архимандрит Арсений (Папачок)
Последние комментарии