«Будем жить на землях Литвы, как и наши предки славяне…»

Новости Москвы 
0
558
Время на чтение 10 минут

Интервью с магистром истории Валерием Васильевичем Ивановым, в котором он ответил на вопросы главного редактора ИА "Русские Новости" Ярослава Мошкова

Валерий Васильевич Иванов

Валерий Васильевич Иванов. Фото: Ярослава Мошкова, ИА "Русские Новости".

СПРАВКА:

"Магистр истории, абсольвент докторантуры Института истории Академии наук Литвы, магистр истории Варшавского университета, Валерий Васильевич Иванов родился в 1947 г. в г.Каунасе. В 1973 г. окончил исторический факультет Варшавского университета, защитил работу магистра по истории литовско-польских отношений в конце двадцатых годов 20-го века. Работал в министерстве иностранных дел Литовской ССР, в Польше, а затем ответственным секретарём в общественной организации "Знание". Окончил докторантуру в Институте истории Академии наук Литвы.

В 1988-1991 гг. возглавлял интернациональное политическое движение Литвы "Венибе – Единство - Едность", которое выступало против развала СССР, за что и был подвергнут тюремным репрессиям со стороны литовских властей. В 1997 г. после выхода в свет своей книги "Литовская тюрьма" вновь попадает за решетку. Имеет научные публикации и публицистические статьи в печати и научных трудах".

Валерий Васильевич, как вы расцениваете свободу слова и самовыражения в Литве?

Насчет свободы слова могу сказать так: мы живем в "конституционном демократическом государстве". Думаю, с этим есть определенные затруднения. Вот например, когда некий известный человек (Альгирдас Палецкис – прим. ред.), занимающий определенную позицию в оппозиции, выразил свое мнение, он был моментально привлечен к суду, и сейчас над ним проходит судебный процесс. И он должен оправдываться. Я не понимаю, почему за высказывание своего мнения человек должен оправдываться перед судом, тем более, что каких-то конкретных фактов он не назвал. Человек просто сомневается в некоторых событиях современной истории Литвы и выражает свое противоположное мнение и сомнение. Я считаю, что сомнение всегда отличало интеллектуального человека от политического идиота, который всегда бесспорно верит всему тому, что ему говорят. Такие люди есть, конечно, но это не те люди, которые ведут общество вперед к прогрессу. Ведут только те, кто сомневается и в сомнениях находит истину.

И вы не так давно были тюремному заключению за свои взгляды...

У меня было несколько политических коллизий с современным литовским государством. Это было связано с тем, что в советской Литве по советским законам исполнял должность сопредседателя политической силы, которая не желала развала СССР и за это был подвергнут репрессии, уже в другом государстве, в современной Литовской Республике. Позднее высказал свое сомнение в официальной версии некоторых политических событий в книге, которую выпустил, и опять год провел в застенках. Причем полгода провел в карцере, в "шкафу", 0,78 метра на 2 в длину и 3 метра в высоту, без солнечного света, под тусклой лампой и с крысами. Склеп, в котором место только для гроба, но не для человека. Тем не менее, я там полгода провел. Представил себя монахом схимником, который тоже сидит, и ждёт смерти, общаясь с Богом. Но я хотел выйти, у меня малолетний сын, я лишён связи с ним, пожилая мама. Занялся философской системой, основанной на числовых математических системах, которую исследовал до этого раньше, начиная с 1982 года - критика диалектики. Это позволило мне затем, выйдя из тюрьмы, написать философский труд "Триалектика". Сейчас этой книгой многие интересуются.

Подчеркну. Карцер, штрафного изолятора Алитусской колонии строгого режима, - это пыточная камера, холодный шкаф-склеп, в которой я провёл полгода до середины февраля 1998 г., - место ужасное. Откуда моих соседей из других камер увозили то ли в психлечебницу, то ли относили в гроб. Они не выдерживали такого жестокого издевательства над собой. Потом, когда меня перевели уже на лечение в местную санчасть, приезжал из Европарламента депутат А.Гросс – велел немедленно закрыть этот Штрафной изолятор. Но, кажется, он и до сих пор действует. Полгода сидеть в таком склепе - это очень сложно, ведь вокруг только крысы и стены, и ничего другого. Философия, помогла мне выжить. Теперь точно знаю, человека делает свободным его знание и сознание, и никакие стены не могут его ограничить в мыслях. Человек свободен, когда мыслит о вечном, и душа его переполняется великим радостным чувством от сознания постижения Истины...

Каково ваше отношение к недавно прошедшему празднику "День России"?

У меня двоякое отношение к этому празднику. На этот праздник иду, поскольку это праздник русских людей, и он позволяет нам всем собраться, посмотреть друг на друга, понять - кто мы здесь и ощутить свою русскую самость. Не воспринимаю его в политическом плане. Когда мне говорят, что это праздник независимости, я задаю себе вопрос: от кого Россия освободилась 12 июня - от самой себя?

На мой взгляд самое подходящее название – "День БЕЗ России", поскольку именно с этого дня русские, проживавшие в других республиках СССР, оказались оторванными от России...

Русские в этот день ощущают себя русскими, наверное, так было бы правильно сказать. Он совпадает с Троицей, с таким важным православным праздником, который для русского человека очень значим. В соборе была большая праздничная служба, которую вёл архиепископ Иннокентий (архиепископ Виленский и Литовский – прим. ред.). Думаю, что все будет нормально с этим праздником в том плане, как мы, русские, его воспринимаем.

Как вы оцениваете русское общество в Литве? Создается впечатление, что здесь русское общество в отличии от Латвии и Эстонии сильнее подвержено ассимиляции...

Смотря что понимать под ассимиляцией. Если мы имеем в виду язык, то детям с малолетства сейчас очень тяжело с русским языком, потому что детских садиков практически не осталось. Школ русских тоже немного, высших учебных заведений, где преподавание ведется на русском, кроме факультета русской филологии в педагогическом университете, нет ни одного. И то там только основные предметы преподаются по-русски, остальное все на литовском языке. В этом плане – да. Думаю, семья является тем очагом, в котором русский язык еще сохраняет свою значимость и свою функцию в формировании личности человека, его менталитета, потому что, понимаете, семантика русского языка отличается от семантики любого другого языка, а мышление зиждется на семантике. Как философ могу вам сказать, что это очень серьезная вещь. Смена парадигмы языка, переход на семантику другого языка – это переход в иной менталитет, такой переход который меняет определённым образом аксиологию вещей, то есть систему ценностей. Это меняет личность полностью. Считаю, что уход от русского языка, это, конечно, страшная вещь даже не в национальном, а в личностном плане, поскольку, для русского человека, его родной язык - это тот инструмент, который позволяет мыслить так, как мыслят его родные русские люди, а не литовцы, не немцы, не англичане или бушмены в Африке или кто-то другой.

Как вы относитесь к новому закону о том, что абитуриенты из русских школ и литовских должны сдавать литовский язык по единому образцу?

Считаю, что это глупость, потому что в современной Литве любой мало-мальски образованный человек знает два языка: русский – если он русский, польский – если он поляк и литовский в качестве государственного. Это натурально. Сам родился в Каунасе в советское время, жил там, ушел в армию, пришел из армии, получил образование в варшавском университете. Так что прекрасно знаю литовский язык еще с тех времен, как жил в Каунасе, ведь в этом городе нельзя было не знать литовского языка, но, как видите, нормально говорю по-русски, и писать не разучился на нём.

Возникает опасение, что русским не удастся попасть в литовские университеты...

Не уверен в этом. Мой сын попал в литовский колледж. Он окончил русскую школу "Сантара", потом учился в литовском учреждении, и все нормально. У него проблем никаких не было с литовским языком. Скажу вам так: современный молодой человек, который родился и живет в современной Литве, - знает прекрасно литовский язык, и поверьте, в школе ему очень хорошо преподают грамматику. Он может писать и сдавать экзамен по-литовски. Прямо скажу: если голова есть, то все получится. Допустим, знаю и понимаю 6-7 языков, ну и что - разве в этом есть какие-то проблемы?

Чем отличается менталитет русского, живущего в Литве от менталитета русского живущего в России?

Русский, живущий в Литве – обязательно, как минимум, билингвист. Он владеет двумя языками. Он богаче. Вильгельм Гумбольдт сказал: сколько ты знаешь языков, столько раз ты человек. Человек знает пять языков - пять раз он человек. Он богаче, чем тот, кто знает один язык.

Но это откладывает отпечаток на русскую речь…

Скажу так: все откладывает отпечаток на русскую речь, даже андеграунд (underground – англ., прим. Ред.) Здесь вопрос не в социальных и не в языковых вещах. Здесь вопрос в культуре, а именно, насколько семья умеет сформировать в человеке его личность. Личность изначально формируется в семье. Личность, социальным выражением которой является совесть - это система ценностных категорий, которая, для русского человека, впитывается, начиная с православной религии и кончая социальными аспектами бытия.

В чем же основное различие в менталитете?

Выскажу лично свое мнение. Я знаю несколько языков, обучался в нескольких странах и работал. По моему убеждению, литовский более прагматичный, конкретный, как и английский. А вот, например, на итальянском, или французском, как сказал поэт, человеческие страсти и любовь более эмоционально выразить можно… Наш русский язык, и научную мысль конкретно позволяет выразить, и всю глубинную ширину человеческих чувств и страстей передать способен. Скажем так: он совмещает рациональность скандинавских, мудрость арабских и эмоциональность романских языков, которые о любви могут так говорить, как никто другой.

Как вы считаете, Россия должна проявлять больший интерес и внимание по отношению к русскому населению или нет?

Считаю, что современная Россия, вернее, современный Кремль, занят интересами меркантильного свойства, а не интересами духовного свойства. Для меня Кремль, Москва и Россия – это три разных категории. Современным россиянам в Литве важно именно духовное вспоможение, важна духовная поддержка, но боюсь, что сегодня Кремль на данное действие неспособен. У него другие интересы сейчас, они выражаются в конкретных цифровых номиналах.

В чем заключается духовная поддержка?

Дело в том, что у нас есть Союз русских литераторов и художников Вильнюса "РАРОГ". Мы ни копейки еще ни от какого общества не получили ни в России, ни в Литве. Нас никто никуда ни за чем не приглашал – ни в Россию, никуда. Мы творим, в Интернете издаём свой журнал на сайте Союза Русских Литвы, мы книги пишем и издаем все за свой счет. Берем деньги из своих заработков, пенсий, из своих каких-то накоплений, ищем каких-то местных спонсоров. Большие спонсоры нам средств не дают. Скорее мелкий делец даст, которые тебя еще может понять, ибо он рядом. Тот, кто зарабатывает большие деньги - тот уже нас не понимает. Он вообще живет в другом мире, в другом измерении. Мы для него люди очень странные, какие-то очень непонятные. Он на нас смотрит как на ненормальных. А мы очень даже нормальные, мы знаем, что такое истина и как ее постигать, мы знаем, чем отличается истина от правды, мы знаем, что такое правда и что такое ложь, но нас никто не спрашивает: "Ребята, а что есть Истина?". Мы могли бы им сказать как светские люди… Но нам не задают таких вопросов, потому что не знают, что такие вопросы существуют. Мы их знаем. Мы на них отвечаем. Мы ищем ответы на них, потому что у нас есть знания, у нас есть дух, а у них есть карманы. Извините, так отвечу. Они заботятся о сиюминутном. Был реальный случай, один из них, мне помогал немного, меня встречает и говорит: "Валера, скажите, как стать бессмертным?" Я стою и смотрю на него. "А вы это серьезно?". "Да, - говорит, - я хочу стать бессмертным". Я ответил: "Знаете, это божественная прерогатива. Только Бог бессмертен, а мы – все люди смертные. Люди обретают бессмертие, лишь привнося в копилку мировой культуры бессмертные идеи: смотрите, Пушкин - бессмертный, Леонардо да Винчи - бессмертный, Моцарт – бессмертный, хотя похоронили его в общей могиле и до сих пор не знают, где он похоронен. Пифагор, Платон, Аристотель – бессмертны, потому что мы и сейчас живем их мыслями об Истине". Он говорит: "Что мне делать?". Отвечаю: "Помогите нам, русским творческим людям, и обретёте бессмертие"...

Вот такой ещё вопрос Вам как к историку. Каковы были в прошлом отношения между русскими и литовским населением Литвы, поскольку ныне в литовских учебниках преподносится, что около 1000 лет русские только что и делали, так это притесняли местное население, а о чём-то позитивном, как например роли русских в победе в Грюнвальдской битве, всячески замалчиваются...

Раньше, в Великом княжестве Литовском, где вся государственная документация и переписка велась на славянском языке, записанном при помощи кириллицы, говорить об отношении между литовцами и русскими не приходится, ибо, как национальности, эти этносы, позиционировали себя таковыми лишь со второй половины 19 века. Это касается и других этносов мира. Нет никаких исторических документальных свидетельств, что Великие литовские князья говорили на балтском языке, коим является нынешний литовский. Их современные литовские имена, записаны таковыми лишь сто лет назад. В стародавние времена отношение между людьми в Литве формировались на основе христианских нравственных ценностей, которые поддерживались здесь православной константинопольской церковью. В 15 веке, несмотря на персональную унию литовских князей с польскими королями, в Вильне было в два раза больше православных церквей, чем католических. Что касается Грюнвальдской битвы, Жалгириса по-литовски, то все воины выступившие против крестоносцев были славянами и прекрасно понимали друг друга. Чего не скажешь о рыцарях со всей Европы, собравшихся на войну против православных. Литвины, упоминающиеся в летописях – это славяне с территории Великого княжества Литовского. Это Жмудь - Жямайтия говорила на балтском языке, но письменных источников того времени, подтверждающих это, увы, нет.

Как бы вы охарактеризовали нынешнее положение русских Литвы?

Живём, и будем жить, как жили на землях Литвы исстари наши предки славяне кривичи. Им тоже всегда было нелегко. Многие ходили через эти земли с запада на восток и с севера на юг, и - обратно. Главное, чтобы русские люди Литвы помнили о своих здешних корнях, знали и понимали свой вклад в культуру данного региона Европы.

Как вы могли бы охарактеризовать такого человека – Валерий Иванов. Кто он?

Да вот он, перед вами. Каунасец, 47-го года рождения, баран, огненный знак, упрям. Но знаете, в упрямстве без дураков… ищу повсюду справедливости. Не могу жить без ощущения её. Если спросите - какое мое кредо? Отвечу - поиск справедливости. Эдакий Дон Кихот, который может на мельницы один с копьем полететь … вот такой я. Но, как видите, живой, не худею... Видимо небесам угодно, чтобы жил - вот и живу.

То есть, как говорится, то, что нас не убивает, делает нас сильнее...

Да, верно.

Спасибо за интересную беседу.

Вам спасибо. Вы первый, кто меня представил после стольких лет в интервью.

http://ru-news.ru/art_desc.php?aid=5466

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ярослав Мошков
Все статьи Ярослав Мошков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Владимир С.М.
18.04.2024 13:56
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:54
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 13:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 13:28
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:40