Боязнь поста: все грани

0
201
Время на чтение 4 минуты

Часто в среде верующих людей перед началом Великого (впрочем, не только) поста можно услышать такую фразу: «Ну, надо нам собраться вместе, посидеть, сходить в гости и т.д. (нужное вставить), а то скоро - нельзя ничего будет». Знакомо? Да... Жизнь многих христиан делится на «до поста» и «во время поста» - и вот это «во время поста» кажется страшным и нерадостным. А как же - «весна духовная»? Как же - «постимся постом приятным»?.. Что же страшного во времени поста, почему хочется христианину словно «надышаться» перед его наступлением? Какой-то странный страх обуревает многих. Какова его природа? И как его изжить? С этими и другими вопросами мы обратились к протоиерею Михаилу Воробьеву, настоятелю храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня города Вольска.

- Совершенно правильно, что жизнь православного человека имеет четкое разграничение на «до поста» и «во время поста». Было бы странным, если бы такой границы в поведении не существовало и мы уходили бы в затвор на Светлой седмице, избегая общения с ближними, питаясь одной только чечевицей. Столь же неправильным было бы ходить по гостям на Страстной или, например, Крестопоклонной седмице, мешая сосредоточенному уединению друзей и близких.

Любой пост, и тем более Великий,- это труд, труд телесный и духовный. А к любой работе лучше всего приступать хорошо отдохнувшим. Поэтому мы и стремимся не то чтобы «надышаться» перед облачением в вериги, а вкусить от некоторых безобидных радостей, чтобы постом они не напоминали о себе слишком уж настойчиво. В православной традиции есть даже специальное понятие - «заговенье». Заговеться - это значит в последний раз с удовольствием вкусить, почувствовать, что да, пожалуй, что уже и хватит.

Следует заметить, что традиция заговенья - вовсе не народная, полуязыческая, а церковная. Перед Великим постом Церковь благословляет заговляться в течение целой седмицы, когда уже появляются земные поклоны с молитвой «Господи и Владыко живота моего...» и полная Литургия совершается не ежедневно, но зато - самое время для гостей, разнообразных блинов с еще более разнообразными начинками. Здесь, как, впрочем, и во всем, необходимо соблюдать меру, не упускать из виду конечную цель.

Ну, а если говорить о страхе, который испытывает православный человек перед наступлением поста, то следует вспомнить одно замечание апостола Павла: ...Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7, 10). Страх поста, который испытывает утвердившийся в церковной жизни человек,- это страх оказаться не на должной высоте, страх того, что ненароком согрешишь, кого-то осудишь, не сможешь использовать благодатное время поста для усовершенствования своей душевной жизни. Это боязнь не почувствовать того, что пост - это в глубинном смысле «веселое время», «весна духовная», радость от приближения к Богу и взращивания в себе хотя бы мельчайших ростков Небесного Царства. Этот «страх» духовно мобилизует человека, заставляет его внимательнее всматриваться в себя и в точном соответствии с Апостолом ведет к подлинному, глубокому, а не мнимому и поверхностному покаянию.

Но, безусловно, существует и другой страх, присущий тем переступившим порог Церкви людям, которые не поняли и не приняли слов Христа: Сберегший душу свою потеряет ее; а по терявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10, 39). Это страх повредить своему здоровью грубой и непитательной пищей, страх одиночества и уныния от ограничения в пустопорожнем общении и развлечениях, страх выпасть на довольно продолжительное время из привычного легкого, удобного и необременительного образа жизни. Человек, вступивший в пост с такими страхами, не сможет понять, что такое «весна духовная»: пост, даже если он его до конца выдержит, будет наполнен только одной печалью о заболевшем желудке, о больных ногах, о гнетущем состоянии души. Духовная польза от такого поста очень и очень сомнительна.

Чтобы этого избежать, нужно решительно перестать жалеть себя. Нужно внутренне согласиться с тем, что скорби - неизбежная часть человече ской жизни, что страдать - естественно, что страдание, если его принимать по-христиански, всегда вознаграждается радостью. Причем не где-то в пакибытии, в будущей жизни, а в самой обыденной земной!

Одной из высочайших нравственных ценностей христианства является свобода. Перечитайте Послания апостола Павла, и вы убедитесь, что слова «свобода» и «любовь» встречаются в них чаще всего. Но в наше время понятие духовной свободы ловко подменяется либерализмом. Разница этих понятий очевидна: свобода - это, прежде всего, ответственность, либерализм - это оправдание своих желаний.

В последние годы отчетливо проявляется стремление свести пост к одной только духовной стороне. Вроде бы ограничение в пище - это не главное, это только первая ступень поста, а вот духовное делание: молитва, милосердие, любовь - это и есть настоящий пост. Вообще, следует помнить, что по лестнице лучше подниматься, начиная с первой ступени, а не с последней. Вера проявляется и в уважении к уставу Церкви, в стремлении выполнить его даже в тех подробностях, которые кажутся неважными, а иной раз и устаревшими.

Подготовила Наталья Волкова

Опубликовано на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=56689&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Михаил Воробьев
Апостолы любви
Какими людьми были Петр и Павел?
10.07.2013
Рука Дамаскина
Воспоминания протоиерея Михаила Воробьева о Пасхе в маленьком советском городке Вольске
09.05.2013
Поповские яблоки
РАССКАЗ
16.10.2012
Все статьи Протоиерей Михаил Воробьев
Последние комментарии
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Игорь Ал
15.11.2024 23:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09