 Сколько
 раз  приходилось видеть такое: человек обижен, раздражён до предела, 
утомлён до  смерти повседневными делами, и вот он, швыряя шапку наземь, 
кричит, как король  из сказки: «Кончено! Решено! Уйду в монастырь!» 
Такое можно услышать и от людей  вовсе неверующих - больше в шутку, а 
можно и от нашего брата воцерковляющегося,  - но тут уж частенько 
всерьёз. Обидясь на весь мир, мы хотим от этого мира  сбежать. Куда? 
Конечно, в монашескую обитель!
Сколько
 раз  приходилось видеть такое: человек обижен, раздражён до предела, 
утомлён до  смерти повседневными делами, и вот он, швыряя шапку наземь, 
кричит, как король  из сказки: «Кончено! Решено! Уйду в монастырь!» 
Такое можно услышать и от людей  вовсе неверующих - больше в шутку, а 
можно и от нашего брата воцерковляющегося,  - но тут уж частенько 
всерьёз. Обидясь на весь мир, мы хотим от этого мира  сбежать. Куда? 
Конечно, в монашескую обитель! 
  
Повстречавшись с игуменом Варфоломеем (Чуповым), 
настоятелем  Никольского мужского монастыря в г. Старая Ладога, я решил 
спросить его: что  значит для современного человека «уйти в монастырь»? 
Какие трудности, какие  искушения подстерегают его на этом пути? 
  
- Батюшка, кому вы ни  в коем случае не посоветуете быть монахом? Бывают ли люди, которым этот путь  решительно заказан? 
  
- Такие люди есть. Это те, кто не отказался от своей гордости. 
  
- Выходит, человек  должен заранее освободиться от этого греха? 
  
- По крайней мере попытаться!.. Хотя бы шаг сделать к настоящему 
смирению,  чтобы не создавать лишних искушений людям, которые будут 
окружать этого  человека в обители. И если он сделает такую попытку, то 
Господь поможет ему и в  дальнейшем и вхождение в иноческую жизнь будет 
для него намного легче. 
  
- Не думал, что к  иночеству нужно готовиться еще в миру... Мне 
всегда казалось, что для такой  подготовки существует послушничество... 
  
- Да, конечно, послушничество для того и существует... Это верно... Но вы  вдумайтесь в то, что сказано: «Бог гордым  противится, а смиренным даёт благодать»
 (1Пет.5,5). Вывод из этих слов  ясен: если ты принёс в обитель всю свою
 гордыню, даже не подумав о том, что от  неё надо бы освободиться, тебе 
будет очень тяжело... Сам Господь тебе станет  противиться! А каковы три 
важнейших закона монашеского служения? Смиренное  послушание игумену 
своему, целомудрие и нестяжание. Если приложить серьёзные  усилия к 
исполнению хотя бы первого закона, остальные два будет исполнить уже  
легче. Вот и всё. Это просто. 
  
- Просто? Я думал,  что стяжание подлинного смирения - это самое трудное, что есть в христианской  жизни. Как его достичь? 
  
- Нам не стоит много говорить об этом. Человек ищущий найдёт ответ на 
этот  вопрос в духовных книгах и у отцов наших, которые с небес ведут 
нас, которые  нам помогают, которые за нас молятся. Читайте, больше 
читайте. Дело в том, что  сейчас беда у русского монашества вот какая: 
прежнее поколение монахов, - тех,  кого мы называли своими старцами, 
тех, которые большей частью подвизались в  старых монастырях: в Печорах,
 в Пюхтице, в Троице-Сергиевой Лавре, - это  поколение уходит. Уже нет 
отца Нафанаила, уже нет отца Александра из Печор. Нет  уже очень многих,
 кто нам помогал, окормлял, поддерживал. А те, что ещё живы, -  они 
совсем старенькие и надолго с нами не задержатся. Мне наблюдать за этим 
 очень тревожно... Особенно трудно будет новооткрытым монастырям: они 
останутся  без духовной поддержки... 
  
-
 Мне бы хотелось еще  поговорить о подготовке к иноческой жизни. 
Скажите, пожалуйста, кому, по вашим  наблюдениям, труднее приходится в 
первые годы монашества: людям образованным  или простым? 
  
- И тем и другим трудно. А труднее всего тому, кому кажется, будто он 
 чего-то уже достиг, что у него уже есть какой-то багаж духовный. Когда 
приходит  такой человек в монастырь, то оказывается, что ничего-то он не
 достиг и всё, что  им накоплено, - это по большей части мечтания о 
самом себе. Но мало того.  Бывает, что греховные устремления, на которые
 в миру человек почти не обращал  внимания, - те, что скрывались в 
глубинах его души, здесь, в монастыре, выходят  наружу. Да и не просто 
выходят, а с таким, я бы сказал, рвением, так бурно...  Такому человеку 
бывает трудно исполнять даже простецкое, самое маленькое  послушание. 
  
- А какие  разочарования чаще всего постигают людей, пришедших в монастырь? Ведь,  наверное, бывают разо-чарования? 
  
- Конечно же, бывают. Как ни странно, это в первую очередь быт. 
Нравится  нам это или нет, но миряне, даже очень благочестивые, живут 
сейчас в обществе,  главная цель которого - комфорт. И вольно или 
невольно мы заражаемся этой  всеобщей тягой к комфорту. И вдруг - 
монастырь, да ещё недавно открытый  монастырь, в котором порой и крыши 
над головой нет. Люди не могут привыкнуть к  такому. И зачастую нет 
возможности этому человеку помочь, и начинает он падать...  А ещё очень 
отпугивает людей необходимость быть в послушании. И духовные  
разочарования бывают: когда человек не может найти себе старца, 
духовника... Ему  негде по-настоящему, глубоко исповедоваться, не с кем 
посоветоваться, негде  просто главу преклонить. И человек начинает 
шататься... Вот, по моему мнению,  основные разочарования новоначальных. 
  
- Что даётся  новоначальным монахам тяжелее: физический труд или молитва? 
  
- Если человек действительно обладает неким духовным багажом, если он 
 пришёл в обитель хотя бы немного воцерковлённым, а тем более если он 
уже  преодолел какой-нибудь искус, то такому человеку чуточку полегче и 
трудиться, и  молиться. А когда человек пребывает в эйфории, в 
разгорячённой радости, в  мечтательном возвышении и думает, что сейчас у
 него всё само собой, без труда  получится, то он не преуспеет ни в 
трудах, ни в молитве и непременно начнёт  падать. То, о чём ему 
мечталось, он не увидит, не услышит, и начнутся у него  скорби... 
  
- В вашей обители  больше молодых монахов или старых? 
  
- Да у нас вообще людей очень мало. Совсем мало. 
  
- Как же вы  справляетесь? У вас же, наверное, все силы уходят на физическую, строительную  работу? 
  
- Вот именно. Приходится недосыпать, недоедать... 
  
- А как же духовная  жизнь? Остаётся ли на неё время? 
  
- Мы решили так: попытаемся начать с самого простого, с самого 
небольшого.  Пусть будет хотя бы общее утреннее и вечернее правило. До 
такой степени трудно  справляться с неустроенным бытом, а трудников, 
послушников, просто помощников  так мало, что на большее духовное 
делание просто не остаётся ни времени, ни  сил. Но мы твёрдо держим 
утреннее и вечернее правило и надеемся, что, начав с  этой малости, 
достигнем и большего. 
  
- А Литургия у вас  служится каждый день? 
  
- Нет, такой возможности у нас нет. Мы бы просто упали, если бы 
служили  каждый день. Ежедневная служба - это идеал, к которому мы 
стремимся. Но по  праздничным и воскресным дням Литургия бывает 
обязательно. Всенощные бдения мы  совершаем, литии... 
  
- В таком случае  какой совет вы могли бы дать тем, кто захочет стать иноком вашего монастыря? 
  
- Тот же, что и всем, хотящим иноческой жизни. Когда человек почувствует в себе призыв Бога идти в обитель, чтобы спасать свою душу, чтобы молиться за близких, за родных, за весь мир, тогда он скажет чётко и ясно словами Псалмопевца: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё»... (Пс.56,8). Если слова эти родились в вашем сердце, тогда человеку можно идти и не надо бояться ни физического, ни духовного труда. А сомневающемуся человеку слишком многое нельзя доверить: нельзя ему доверить ни попечение о своей душе, ни тем более попечение о душах тех, кто остался за оградой монастыря... Испытывайте себя, прислушивайтесь к своей душе, и Господь даст вам познать Свою волю.
 
             
                 
                 
                 
				 
                 
                

 
     
   
   
   
   
   
   
  