Сколько
раз приходилось видеть такое: человек обижен, раздражён до предела,
утомлён до смерти повседневными делами, и вот он, швыряя шапку наземь,
кричит, как король из сказки: «Кончено! Решено! Уйду в монастырь!»
Такое можно услышать и от людей вовсе неверующих - больше в шутку, а
можно и от нашего брата воцерковляющегося, - но тут уж частенько
всерьёз. Обидясь на весь мир, мы хотим от этого мира сбежать. Куда?
Конечно, в монашескую обитель!
Повстречавшись с игуменом Варфоломеем (Чуповым),
настоятелем Никольского мужского монастыря в г. Старая Ладога, я решил
спросить его: что значит для современного человека «уйти в монастырь»?
Какие трудности, какие искушения подстерегают его на этом пути?
- Батюшка, кому вы ни в коем случае не посоветуете быть монахом? Бывают ли люди, которым этот путь решительно заказан?
- Такие люди есть. Это те, кто не отказался от своей гордости.
- Выходит, человек должен заранее освободиться от этого греха?
- По крайней мере попытаться!.. Хотя бы шаг сделать к настоящему
смирению, чтобы не создавать лишних искушений людям, которые будут
окружать этого человека в обители. И если он сделает такую попытку, то
Господь поможет ему и в дальнейшем и вхождение в иноческую жизнь будет
для него намного легче.
- Не думал, что к иночеству нужно готовиться еще в миру... Мне
всегда казалось, что для такой подготовки существует послушничество...
- Да, конечно, послушничество для того и существует... Это верно... Но вы вдумайтесь в то, что сказано: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать»
(1Пет.5,5). Вывод из этих слов ясен: если ты принёс в обитель всю свою
гордыню, даже не подумав о том, что от неё надо бы освободиться, тебе
будет очень тяжело... Сам Господь тебе станет противиться! А каковы три
важнейших закона монашеского служения? Смиренное послушание игумену
своему, целомудрие и нестяжание. Если приложить серьёзные усилия к
исполнению хотя бы первого закона, остальные два будет исполнить уже
легче. Вот и всё. Это просто.
- Просто? Я думал, что стяжание подлинного смирения - это самое трудное, что есть в христианской жизни. Как его достичь?
- Нам не стоит много говорить об этом. Человек ищущий найдёт ответ на
этот вопрос в духовных книгах и у отцов наших, которые с небес ведут
нас, которые нам помогают, которые за нас молятся. Читайте, больше
читайте. Дело в том, что сейчас беда у русского монашества вот какая:
прежнее поколение монахов, - тех, кого мы называли своими старцами,
тех, которые большей частью подвизались в старых монастырях: в Печорах,
в Пюхтице, в Троице-Сергиевой Лавре, - это поколение уходит. Уже нет
отца Нафанаила, уже нет отца Александра из Печор. Нет уже очень многих,
кто нам помогал, окормлял, поддерживал. А те, что ещё живы, - они
совсем старенькие и надолго с нами не задержатся. Мне наблюдать за этим
очень тревожно... Особенно трудно будет новооткрытым монастырям: они
останутся без духовной поддержки...
-
Мне бы хотелось еще поговорить о подготовке к иноческой жизни.
Скажите, пожалуйста, кому, по вашим наблюдениям, труднее приходится в
первые годы монашества: людям образованным или простым?
- И тем и другим трудно. А труднее всего тому, кому кажется, будто он
чего-то уже достиг, что у него уже есть какой-то багаж духовный. Когда
приходит такой человек в монастырь, то оказывается, что ничего-то он не
достиг и всё, что им накоплено, - это по большей части мечтания о
самом себе. Но мало того. Бывает, что греховные устремления, на которые
в миру человек почти не обращал внимания, - те, что скрывались в
глубинах его души, здесь, в монастыре, выходят наружу. Да и не просто
выходят, а с таким, я бы сказал, рвением, так бурно... Такому человеку
бывает трудно исполнять даже простецкое, самое маленькое послушание.
- А какие разочарования чаще всего постигают людей, пришедших в монастырь? Ведь, наверное, бывают разо-чарования?
- Конечно же, бывают. Как ни странно, это в первую очередь быт.
Нравится нам это или нет, но миряне, даже очень благочестивые, живут
сейчас в обществе, главная цель которого - комфорт. И вольно или
невольно мы заражаемся этой всеобщей тягой к комфорту. И вдруг -
монастырь, да ещё недавно открытый монастырь, в котором порой и крыши
над головой нет. Люди не могут привыкнуть к такому. И зачастую нет
возможности этому человеку помочь, и начинает он падать... А ещё очень
отпугивает людей необходимость быть в послушании. И духовные
разочарования бывают: когда человек не может найти себе старца,
духовника... Ему негде по-настоящему, глубоко исповедоваться, не с кем
посоветоваться, негде просто главу преклонить. И человек начинает
шататься... Вот, по моему мнению, основные разочарования новоначальных.
- Что даётся новоначальным монахам тяжелее: физический труд или молитва?
- Если человек действительно обладает неким духовным багажом, если он
пришёл в обитель хотя бы немного воцерковлённым, а тем более если он
уже преодолел какой-нибудь искус, то такому человеку чуточку полегче и
трудиться, и молиться. А когда человек пребывает в эйфории, в
разгорячённой радости, в мечтательном возвышении и думает, что сейчас у
него всё само собой, без труда получится, то он не преуспеет ни в
трудах, ни в молитве и непременно начнёт падать. То, о чём ему
мечталось, он не увидит, не услышит, и начнутся у него скорби...
- В вашей обители больше молодых монахов или старых?
- Да у нас вообще людей очень мало. Совсем мало.
- Как же вы справляетесь? У вас же, наверное, все силы уходят на физическую, строительную работу?
- Вот именно. Приходится недосыпать, недоедать...
- А как же духовная жизнь? Остаётся ли на неё время?
- Мы решили так: попытаемся начать с самого простого, с самого
небольшого. Пусть будет хотя бы общее утреннее и вечернее правило. До
такой степени трудно справляться с неустроенным бытом, а трудников,
послушников, просто помощников так мало, что на большее духовное
делание просто не остаётся ни времени, ни сил. Но мы твёрдо держим
утреннее и вечернее правило и надеемся, что, начав с этой малости,
достигнем и большего.
- А Литургия у вас служится каждый день?
- Нет, такой возможности у нас нет. Мы бы просто упали, если бы
служили каждый день. Ежедневная служба - это идеал, к которому мы
стремимся. Но по праздничным и воскресным дням Литургия бывает
обязательно. Всенощные бдения мы совершаем, литии...
- В таком случае какой совет вы могли бы дать тем, кто захочет стать иноком вашего монастыря?
- Тот же, что и всем, хотящим иноческой жизни. Когда человек почувствует в себе призыв Бога идти в обитель, чтобы спасать свою душу, чтобы молиться за близких, за родных, за весь мир, тогда он скажет чётко и ясно словами Псалмопевца: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё»... (Пс.56,8). Если слова эти родились в вашем сердце, тогда человеку можно идти и не надо бояться ни физического, ни духовного труда. А сомневающемуся человеку слишком многое нельзя доверить: нельзя ему доверить ни попечение о своей душе, ни тем более попечение о душах тех, кто остался за оградой монастыря... Испытывайте себя, прислушивайтесь к своей душе, и Господь даст вам познать Свою волю.