Гора духовная

0
594
Время на чтение 5 минут

- Деревня наша называется Гора-Валдай - а почему? К новгородскому Валдаю мы никакого отношения не имеем, да и гор здесь как будто нет... Тут дело в другом: местность наша была прежде заселена финно-угорскими племенами - видимо, они-то и назвали нашу деревню каким-то своим словом, а позднейшие русские поселенцы переделали это слово на свой лад... - так говорил мне гора-валдайский настоятель отец Сергий Леликов.

Итак, горы в Горе-Валдае нет. Зато есть храм во имя Пресвятой Троицы. Не раз уже замечал я, что деревенские храмы, особенно те, что спрятаны в глуши, подальше от Петербурга, сияют такой красотой, что редкая городская церковь с ними сравнится. Троицкий гора-валдайский - из таких. Есть в нём некая уверенность, солидность, вескость - он твёрдо стоит на земле, как духовный хозяин здешних мест. А с другой стороны, он и к небесам устремлён: остроконечная его колокольня - как ракета, готовая вознестись в горняя. Сила - вот, пожалуй, самое верное слово для описания этой церкви.

- Вы, я думаю, сразу поняли, что этот храм построен на рубеже XIX и XX веков: красный кирпич, русский стиль, - рассказывает отец Сергий. - Почему я его выбрал в своё время? Казалось бы, до города далеко, глушь, приход маленький, а мне ведь и семью кормить надо... Но - что-то задело, к чему-то душа потянулась. Да и всякий, кто приходит в наш храм, замечает: какой-то особенный дух у нас царит: «Что-то у вас тут есть необычное - так за сердце и хватает!»

Слушаю отца Сергия и вспоминаю слова другого батюшки из глубинки. Он говорил: «Видите нашу церковь? Она особенная: её сам Иоанн Кронштадтский освящал, - а я верю: батюшка Иоанн не забывает те храмы, в которых ему довелось принять участие. Он о них и сейчас особое попечение имеет».

Вот и Троицкий гора-валдайский храм точно так же находится под небесным окормлением кронштадтского праведника. Не так давно отец Сергий нашёл дореволюционный отчёт Петергофского благочинного, где говорится, что «в 1903 году сей храм был освящён митрофорным протоиереем Иоанном Сергиевым». Но мало того: связь Кронштадта и Горы-Валдая более глубокая, можно сказать, родственная, кровная: дело в том, что первый настоятель Троицкой церкви, отец Михаил Полетаев, был сыном диакона Кронштадтского собора и, стало быть, с детства хорошо знал батюшку Иоанна. Вы только представьте себе: все свои молодые годы этот человек провёл возле величайшего духовного светильника России - это не могло не оказать особого влияния на душу будущего священника и, как мы покажем далее, действительно оказало.

Возводился Троицкий храм трудами двух по-своему замечательных людей: архитектора Косякова и благотворителя купца Воронина. Всё началось с того, что купец Иван Агапович Воронин устроил себе в Горе-Валдае поместье. Земли сии весьма понравились купцу, не нравилось лишь одно: церкви поблизости нет. На праздники и в воскресные дни местные жители по лесам, по болотам за много вёрст шли к соседней деревне. Иван Агапович решил это дело поправить. Многие удивляются: почему это для деревенской церкви, которая по количеству прихожан могла быть совсем небольшой и не слишком роскошной, Воронин решил выписать модного, дорогого петербургского архитектора Косякова, прославившегося такими, например, постройками, как Благовещенский храм на Гутуевском острове - церковь изысканно красивая, богатая... Он и Троицкий храм в Горе-Валдае выстроил на совесть, не для галочки, не по типовому проекту, но тщательно вписал его в ландшафт, чтобы среди местных сосен и озёр церковь не смотрелась чужеродной нелепой хороминой. Так зачем же столько трудов, столько стараний для скромной деревеньки? Что это - прихоть спесивого богача или что-то более чистое, высокое? Отцу Сергию Леликову удалось отыскать истину. Оказывается, сын Ивана Агаповича Воронина влюбился в крестьянскую девушку, отец же был против этой любви: он, ещё недавно неустанными трудами вышедший в столичный свет, хотел закрепиться в нём, женив сына на девушке «из благородных». Несчастный влюблённый решил наложить на себя руки... Он был ещё жив, когда его нашли, но до больницы не дотянул - умер... Убитый горем отец - человек глубоко верующий - больше всего страдал от того, что даже поминать в церкви неразумного своего сына у него нет права. И вот, надеясь хоть как-то смягчить загробную участь юноши, - не на помин его души, нет, а просто в виде щедрой милостыни - выстроил он храм для своих земляков.

...Но вот поставили церковь, и святой Иоанн пламенной своей молитвой призвал на неё благодать Божию, и приступил к своему служению молодой иерей Михаил Полетаев. Ничего неизвестно об этом периоде в жизни прихода, но, видимо, отец Михаил чем-то обратил на себя внимание священноначалия, если ему решили доверить задачу трудную и ответственную: в 1916 году перевели в далёкий Туркестан, в город Мары, окормлять стоящую там русскую воинскую часть.

- Мы, естественно, хотели узнать побольше о своём первом настоятеле, - рассказывает отец Сергий. - И какова же была наша радость, когда стало известно, что отец Михаил решением юбилейного Архиерейского собора причислен к лику новомучеников. Но вот что нас удивило: прославлен он не как иерей Михаил, а как архимандрит Маврикий. Стало быть, батюшка в конце жизни стал монахом. «Вероятно, овдовел» - решили мы, ибо что же ещё тут можно подумать? Но всё оказалось намного удивительнее и трагичнее. Эту историю поведала нам внучка преподобномученика, с которой мы не так давно познакомились. Мы её спросили: когда, мол, батюшка овдовел? «А он не овдовел, - отвечает она, - его матушка в монашество отпустила». - «Как так?» А случилось это в годы красного террора. В Туркестане новая власть весьма активно взялась за искоренение религии: расстреливали одного священника за другим, и вскоре остался здесь только один батюшка - отец Михаил. Со дня на день ждал он ареста и скорой казни, и вот тогда матушка, понимая, что так или иначе, а вдовьей судьбы ей не избежать, решила спасти своего супруга: благословила его бежать в Россию, поступить в один из сохранившихся монастырей и там, приняв монашество и сменив имя, укрыться от преследования властей. Так и случилось. Той  же ночью отец Михаил тайно ушёл из дома и начал свой крестный путь. Вы представьте себе: добраться из Средней Азии до России - это и сейчас непросто, а тогда? А если учесть, что железной дорогой ему пользоваться было нельзя - на транспорте его тотчас поймали бы... Получается, что он своим ходом пробирался через горы, прикаспийские пустыни, через степи и леса, пока не дошёл до Владимира, где и принял пострижение с именем Маврикий. Там ему удалось пережить несколько волн террора, пока наконец в 1936 году его не арестовали и не отправили в Карагандинские лагеря, где вскорости он и был расстрелян. На допросах архимандрит Маврикий держался стойко, никого не выдал, никого не оговорил, всю «вину» взял на себя и от Бога не отрёкся. Мученический крест и венец святости принял он с достоинством и смирением. Вот вам и ответ на вопрос, чем особенным трогает души прихожан наш храм, - двое святых заботятся о нём: великий кронштадтский праведник и его духовное чадо архимандрит Маврикий, не посрамивший в годы гонений веру Христову. Оба они вечно будут молиться за нашу церковь, за всех её прихожан и благотворителей, за всех, кто хотя бы раз пришёл к нам и вместе с нами восхвалил Господа.

Адрес храма: 188535, Леноб-ласть, Ломоносовский район, Шепелевская волость, д. Гора-Валдай. Тел. 8 (813-76) 756-68.

http://pravpiter.ru/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
16.11.2024 05:40
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Игорь Ал
15.11.2024 23:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09