В Европе всё больше мусульман. Если в 2010 году их здесь проживало чуть больше 44 млн., то уже к 2030 году их количество перевалит за 52 млн. человек, а доля в населении Европы составит 8,6%. И речь идет далеко не только о тех странах, где мусульмане жили испокон веков (Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория, самопровозглашенное Косово). Мусульмане «завоевывают» все новые страны Европейского Союза. Тенденция увеличения числа мусульман особенно заметна в Великобритании. Здесь доля мусульман в ближайшие 20 лет увеличится в два раза - с 4% до 8%. За то же время мусульмане составят 10,3% населения Франции, 10,2% - Бельгии, почти 10% - Швеции, более 6% - Германии.
Длительное время в Европе по отношению к мусульманам проводилась политика мультикультурализма, предполагавшая сосуществование, взаимопроникновение и взаимообогащение разных культур. Однако по мере того, как численность мусульман в Европе увеличивалась, в концепции мультикультурализма стало появляться все больше трещин. Оказалось, что мусульмане отнюдь не горят желанием постигать «европейские ценности» и предпочитают строить параллельное общество, основанное на постулатах Корана. Более того, они постоянно расширяют пределы своего общества, обращая немало католиков и протестантов в ислам. А вот об обратных случаях, то есть о том, чтобы кто-то из мусульман перешел в христианство, не слышно. Как следствие, количество мечетей в Европе растет, среди задержанных террористов все чаще появляются «бледнолицые» неофиты ислама, а египетские «Братья-мусульмане», обретшие пристанище в Лондоне, в эти дни призывают «перекрыть Суэцкий канал... и подготовиться к войне с Израилем».
Не все, наверное, знают о книге главного идеолога «братьев» Сейида аль-Кутба «Вехи пути». Эта книга - вторая по значению после Корана для исламских радикалов. Аль-Кутб считал, что современное общество пребывает в состоянии «джахилийи», доисламского варварства. «Задача истинно верующих - замкнуться в кругу единомышленников, т.е. братьев, и начать непримиримую борьбу за очищение мира от «неверных» - Великий джихад». Вот еще несколько фраз из «второго Корана»: «Аллах - идеал. Пророк Мухаммед - вождь. Джихад - средство достижения цели. Смерть во имя Аллаха - заветная мечта...» Заветная мечта аль-Кутба сбылась - в августе 1966 года, после длительного пребывания в тюрьме, он был повешен по приговору египетских властей.
«2500 имамов... проводят богослужения в Германии
Так или иначе, но все шло к тому, что кто-то в Европе должен был ударить в набат по поводу мультикультурализма и растущего наплыва мусульман. Гром грянул в августе прошлого года, когда в продажу поступила книга Тило Саррацина «Германия самоликвидируется», изданная первоначально тиражом в 250 тыс. экземпляров (на сегодня продано уже более одного миллиона экземпляров!). Главный тезис автора - Германия неуклонно глупеет, поскольку детей здесь рожают лишь мигранты-мусульмане и безработные.
Саррацин - один из ведущих политиков Социал-демократической партии Германии (СДПГ). Долгие годы он был сенатором в Берлине, затем вошел в правление Бундесбанка.
Он хочет, чтобы его внуки и правнуки жили в Германии, населенной немцами. А то ведь этнические немцы не обеспечивают даже простого воспроизводства, они стареют и вымирают. Мусульмане же старательно рожают. Если так пойдет и дальше, через 100 лет в Германии останется всего 25 миллионов немцев, зато - 35 миллионов мусульман, пишет Саррацин. И провозглашает свое кредо: «Если я захочу послушать муэдзина, то закажу себе отпуск на Ближнем Востоке». Читай: мусульманам не место в ФРГ.
«Совершенно неприемлемыми» и «оскорбительными для целых групп населения» назвала высказывания Саррацина канцлер ФРГ Ангела Меркель. Однако проведенный в начале сентября социологическим институтом Forsa опрос общественного мнения показал, что «оскорбительные» высказывания Тило Саррацина о том, что мусульманские иммигранты не способны интегрироваться в немецкое общество, а также о том, что их предполагаемый низкий интеллект якобы обусловлен генетически, поддерживают 70% респондентов. В результате уже Ангеле Меркель пришлось задуматься над собственными высказываниями. Прошло полтора месяца и канцлер ФРГ, по сути, признала правоту Саррацина. Выступая на конференции молодежной организации Христианско-демократической партии в Потсдаме, Меркель сказала, что мигранты, приезжающие на работу в Германию, должны говорить по-немецки, ибо только в этом случае они могут стать полноценными участниками рынка труда. «Мы не хотели бы видеть тех, кто не может сразу заговорить на немецком языке, - заявила Меркель. - Кто делает вид, что здесь нет мусульман и ислама, кто игнорирует тот факт, что в Германии 2500 имамов каждую неделю проводят богослужения в мечетях, обманывает сам себя».
Это заявление канцлера было сделано спустя несколько дней после опроса общественного мнения социологическим институтом Алленсбаха, в ходе которого выяснилось, что только 18% опрошенных считают, что мусульмане признают базовые ценности немецкого общества. 67% процентов уверены, что мусульмане их отвергают. 55% уверены, что мигранты-мусульмане - обуза для немецкого общества.
Одновременно федеральный министр по делам семьи и молодежи Кристина Шредер заявила, что в Германии на школьных дворах, в метро и электричках сложилась проблема с ненавистью по отношению... к немцам. На немецких детей и подростков нападают, потому что они немцы. Это - тоже форма расизма, подчеркнула госпожа министр.
А в начале января 2011 года появились результаты еще одного опроса, выполненного Французским институтом по изучению общественного мнения (IFOP) и газетой Le Monde. Оказалось, что более двух третей из примерно 1600 респондентов во Франции и Германии считают, что мусульманские иммигранты плохо интегрируются в европейское общество. Кроме того, около 40% процентов опрошенных французов и немцев видят в исламе угрозу для своих стран.
Газета Frankfurter Allgemeine в связи с этим писала: «Такое совпадение поражает. Особенно если учесть, что с точки зрения норм, регулирующих отношения между государством и церковью, а также национальных традиций, Германия и Франция сильно отличаются друг от друга: Франция - классическая «иммиграционная» страна, Германия долгое время была страной, из которой люди уезжали. Но прежде, чем делать скоропалительные выводы об опасной популистской исламофобии в духе Герта Вилдерса, было бы уместно всерьез воспринять чаяния и страхи, которые испытывают в первую очередь обыватели. Да, для прибывающего в новую страну иммигранта перемена обстановки оборачивается потрясениями. Но нельзя также сбрасывать со счетов и связанный с увеличением количества иммигрантов процесс радикальных изменений в обществе, который приходится переживать основной нации страны. Тот, кто взывает единственно к терпимости большинства, предъявляет к нему слишком высокие требования».
Как отмечал сотрудник IFOP Жером Фурке, несколько лет назад споры об
иммиграции в основном касались безопасности и занятости. Теперь же
французы и немцы поднимают вопросы национального самосознания и угрозы,
которую представляет ислам для европейской цивилизации.
Опрос, на данные которого ссылался Ж.Фурке, был проведен в связи с
ужесточением европейской позиции в отношении ислама - второй по
распространенности религией в Европе. Франция и Бельгия приняли
законодательство о запрете ношения в общественных местах паранджи,
закрывающей лицо. Швейцария проголосовала за запрет строительства
минаретов. А крайне правые партии, политические платформы которых
зачастую носят антииммигрантский характер, увеличивают число сторонников
в Швеции и Нидерландах.
Фурке также сообщил, что IFOP намерен провести подобные опросы в других
европейских странах. Он считает, что результаты могут отличаться в
таких странах, как Великобритания, однако в целом будут весьма сходными.
«Настало время либерализма с мускулами»
И вот как раз в отношении Великобритании опытный социолог, похоже, ошибся. Прошел месяц, и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, выступая на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, призвал своих европейских коллег «проснуться и осознать, что же происходит внутри наших границ». По его мнению, проводимая десятилетиями политика мультикультурности провалилась. Пестрый этнический калейдоскоп сегодняшнего Евросоюза никак не хочет сливаться в цельный прекрасный рисунок - нацменьшинства, особенно мусульманского вероисповедания, предпочитают жить изолированно, пренебрегая правилами и обычаями страны-хозяйки. «Нам нужно отказаться от пассивной толерантности последних лет в пользу гораздо более активного и сильного либерализма», - заявил Дэвид Кэмерон.
Надо признать, что Великобритания до последнего времени отказывалась навязывать «своим» мусульманам правила, по которым живут британцы, усматривая в этом угрозу отчуждения. В частности, здесь отказались от французской инициативы запретить ношение хиджабов в школах. Напротив, коренное британцы призвали не выставлять напоказ религиозную символику, типа нательных крестиков, дабы не «оскорблять» этим чувства иноверцев.
Кроме того, Великобритания построила на своей территории 1600 мечетей, и, по словам генерального секретаря Мусульманского Совета Британии Мухаммада Абдула Бари, в обозримом будущем их количество умножится. Генеральный секретарь убежден, что расширение влияния мусульман на туманном Альбионе не должно настораживать остальных. Однако фактом, от которого никуда не деться, становится то, что «настороженность остальных» все же растет. И не по той причине, что «умножается» количество мечетей, а потому, что в этих мечетях проповедуется, помимо остального, ненависть и нетерпимость к стране, на земле которой стоят эти мечети. Проповедуются экстремизм и фанатизм.
Очевидно, что тактики умиротворения экстремизма, которая привела к появлению изолированных национальных общин, не желающих интегрироваться в британское общество и разделять его либеральные ценности, больше уже не будет. Как не будет и щедрого спонсирования мусульманских организаций, на которые, по выражению Д.Кэмерона, «льется денежный дождь». Однако, как быть с теми «экстремистами», которые носят в кармане британский паспорт!? Пока вопросов значительно больше, чем ответов.
Характерно, что выступление Кэмерона в Мюнхене совпало по времени с демонстрацией ультраправой «Лиги английской обороны» в городке Лутон, неподалеку от Лондона. Демонстранты требовали обуздать рост экстремизма среди мусульман, живущих в Британии, и скандировали антимусульманские лозунги, употребляя при этом нецензурные выражения. Одновременно произошло еще одно знаковое событие: было опубликовано ежегодное исследование по вопросам иммиграции «Трансатлантические тенденции», которое показало рост обеспокоенности британцев проблемами иммиграции и засильем иностранцев в стране.
Заявление Кэмерона с восторгом было встречено не только в Германии, но и во Франции, где уже накоплен «ценный» опыт депортации румынских цыган и объявлена война хиджабу. Новый лидер ультраправого Национального фронта Марин Ле Пен дала интервью британской газете Financial Times, в котором приветствовала ужесточение политики Соединенного Королевства в отношении национальных меньшинств и иммиграции. Она поздравила Дэвида Камерона с тем, что он поддержал мнение ее партии по этим вопросам.
В таких условиях уже не мог молчать Николя Саркози. Ведь он подавлял бунты французов арабского происхождения, еще будучи министром внутренних дел. Отвечая на вопрос о неудачной политике мультикультурализмав ток-шоу на канале TF1, Саркози заявил: «Да, это провал». По его мнению, французская система интеграции оказалась неэффективной, поскольку интеграции как таковой не произошло. Президент отметил, что необходимо уважать культурные различия, однако общины во Франции не должны уживаться друг рядом с другом. По его словам, иммигранты должны становиться частью национального французского сообщества и уважать местный образ жизни. А тех, кто не желает этого, во Франции не ждут.
«Французское национальное сообщество не хочет менять свой образ жизни, равенство между мужчинами и женщинами, свободное посещение девочками школы. Мы не хотим, показного отправления религиозных обрядов на улице», - сказал президент. «У нас светская страна, церковь отделена от государства, молитва никого не смущает, но мы не хотим на нашей территории агрессивного религиозного прозелитизма», - отметил он.
Налицо факт поправения - как европейского общества, так и политиков, которые, если они не торопятся на политическую пенсию, должны учитывать общественные настроения. Даже в том случае, если их действия приведут к «войне цивилизаций», которую предсказывал ныне покойный Сэмюэль Хантингтон.
Грядет «великое переселение народов»?
Однако остается еще один вопрос: что привело к нынешней ситуации с мусульманами в Европе? Вполне очевидно, что, если бы они могли дома иметь те же жизненные блага, которые можно получить в Германии или Великобритании, вряд ли они бы в Европу стремились. Политикам Старого Света стоило бы вспомнить о временах колониального разбоя и послевоенного неоколониализма, когда, выкачивая богатства мусульманского мира, в том числе и нефть, и насаждая марионеточные режимы, европейцы обрекли мусульман на прозябание. Причем разрыв в уровне социально-экономического развития между Западной Европой и многими арабскими странами не только не уменьшается, но постоянно возрастает. Углубляющееся экономическое неравенство не может не питать экстремизм.
Бурные события на Ближнем Востоке заставляют думать о новых волнах иммиграции, которые могут не просто захлестнуть Европу, но и привести к серьезному падению жизненного уровня собственно европейцев. В истории подобные примеры уже случались. «Великое переселение народов» не только покончило с Римской империей, но и остановило развитие Европы по меньшей мере на тысячу лет. Историки называют это тысячелетие «темными веками».
Выход надо искать, очевидно, не на путях «либерализма с мускулами», а в передаче мусульманским народам новейших технологий, предоставлении реальной помощи в экономическом развитии. И это должно делаться с тем, чтобы повышался уровень жизни не только отдельных «раисов» вроде Хосни Мубарака, но целых народов. Лишь в этом случае Европа сможет обрести покой и еще долго наслаждаться своими либеральными ценностями. Иначе могут придти ценности другого рода...
http://www.fondsk.ru/news/2011/02/15/antimusulmanskij-sdvig-v-evropejskom-soznanii.html