«Другого пути у меня не было…»

0
494
Время на чтение 6 минут

Митрофорный протоиерей Василий Стрелков в январе наступившего 2011 года отмечает 70-летний юбилей. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей интервью с отцом Василием. Он делится своими воспоминаниями о детстве, учебе в семинарии, церковном служении в советское время.

- Отец Василий, вы из поколения людей, которые верили в Бога несмотря на то, что существовали вполне узаконенные гонения на любое проявление религиозности. Кто стал для вас примером, научил верить?

- Отвечу просто: семья. Все мои родственники по материнской линии - люди верующие. Я хорошо помню себя с семи лет: все большие церковные праздники мы отмечали вместе с матерью. Отца совсем не знал - в 1941 году его забрали на фронт. Он погиб в 1942 году под Москвой. Мы с мамой и нашей родней постоянно ходили в Духосошественский собор с того момента, как он открылся в 1947 году, бывали и в Свято-Троицком.

- Помните ли вы военные годы?

- Почти не помню: я был слишком маленьким. Единственное воспоминание - 1945 год, мы с матерью сидим на кухне, она плачет - ну и я вместе с ней. Тяжело было очень: хлеб давали по карточкам. На двоих нам с мамой дадут, а я один все съем... Самый голод пришелся на 47-й, потом полегче стало. Легкость эта, правда, выражалась лишь в том, что стали давать больше хлеба.

- Отец Василий, вы учились в Саратовской семинарии, которая во второй раз открылась в послевоенные годы. Расскажите, как у вас возникла мысль поступить именно туда,- ведь вы знали, как относятся к Церкви в Советском Союзе.

- Мысль не «возникла» - как-то по-другому и не думалось, об ином будущем я и не мечтал. Жили мы возле Сенного базара, а рядом как раз семинария и располагалась - на Кирпичной (нынешняя Посадская) и Университетской. С первого класса знал всех, кто там учился. И они меня знали: я часто ходил в семинарский храм. Примерно в 1955 году был алтарником у владыки Иоанна (Венланда), который впоследствии, после Саратова, служил в Ярославле. Мне было лет 14, наверное... А в семинарию поступил только через год после окончания десятого класса, в январе 1959 года, - мне не хватало лет, 18 еще не исполнилось. А через год меня и тех семинаристов, которые были годны к строевой службе, забрали в армию. Служил я в стройбате, в Томске. Вернулся - оказалось, духовную школу нашу закрыли через два месяца после призыва, в феврале 1961-го.

- Чем запомнилась вам семинария, в которой вы так недолго, но все-таки учились?

- Сейчас почему-то вспоминается такая деталь. В нашу семинарию приезжали ребята даже с Украины. Украинские семинарии не могли принять всех желающих. При этом на моем курсе училось всего трое семинаристов из Саратовской области. Факт показательный. Саратовцы, видимо, не очень религиозны.

- Как складывалась ваша жизнь после армии?

- После армии я вернулся в Саратов. Несколько лет пел на клиросе. В 1967 году стал псаломщиком, а потом и регентом в Покровском храме в Энгельсе. С 1972 по 1976 год служил регентом саратовского Свято-Троицкого собора. Дело свое любил и посвящал ему все свое время, бесконечно переписывая ноты в церковной библиотеке. Это был удел всех регентов тех лет - больших тружеников. Помню Степана Петровича Покровского, долго регентствовавшего в Троицком соборе, переписывающего ноты и утром, и вечером. Таким образом он собрал огромную нотную библиотеку. Михаил Александрович Зелепухин оставался на посту регента Духосошественского собора четырнадцать лет. Когда он покинул его в 1980 году, ему самому было почти восемьдесят лет.

- А кто вам привил любовь к пению?

- Трудно сказать, кто именно... И Церковь дала многое в этом отношении, и семья. Мы все очень музыкальные. Все пели песни, много знали духовных стихов. Еще в школе я пел на левом клиросе Духосошественского собора - вместе с двоюродным братом своим, Анатолием Пономаревым. Регентовал тогда Ефим Иванович Анесов.

Мой дед устраивал четыре праздника в году, приглашал всех родных. Праздники эти были такие: Первомай, годовщина революции, Рождество Христово и Пасха. Конечно, интересный набор, как ни крути. Первые два отмечались потому, что в эти дни всех гнали на демонстрацию - хочешь не хочешь, идти было надо. И вот мы шли по площади Революции, сворачивали на Радищева, потом на Советскую и сразу попадали в гости к деду, который жил на Провиантской. Собирались все за одним столом, пели. Мы, ребятня, сидели, слушали, подхватывали. Помню до сих пор: «Мой духовный сад, как запущен ты, от негодных трав заросли цветы...»; «Два ангела парили над грешною землей и тихую беседу вели между собой...»; «Я умом ходила в город Вифлеем...». Напев был обычно простой, бесхитростный, но очень задушевный, трогательный. У меня где-то даже рукописный мамин стихарник еще остался... Впоследствии мне уже не удалось этих духовных стихов ни слышать, ни исполнять. Только в сельской местности пение стихов сохранялось годов до 70-х - 80-х. Обычно бабушки исполняли: храмов не было, молитв они уже не помнили, а покойников хотелось проводить достойно...

- Как вы стали священником?

- Порегентовал-порегентовал, да и женился в 1974 году. Тогда-то меня владыка Пимен рукоположил во диакона. По-прежнему хором руководил в Свято-Троицком соборе, служил, выезжал с архиереем в Волгоград, по приходам. Диаконское служение мне очень нравилось: мне было легко, все я знал... Но 7 августа 1977 года владыка рукоположил меня в священника и назначил в Духосошественский собор. Прослужил я там до самого 1990 года. Именно тогда Саратовской епархии передали первый храм - Серафимовский. Мне было поручено его восстанавливать.

- Да, в этом году и Свято-Серафимовский храм отмечает юбилей: 20-летие с момента первой Божественной литургии после десятилетий поругания...

- Совершенно верно. Трудностей, конечно, было много. Свято-Серафимовский храм восстанавливали по принципу «глаза боятся, а руки делают». И, по милости Божией, все получилось. Вот уж без малого двадцать лет прошло - а помню, будто все вчера было, и первый молебен, и первую службу, и трудности. С большой теплотой и благодарностью вспоминаю тех, кто помогал храму. И прихожан, и многих административных работников, к которым приходилось обращаться по тем или иным вопросам,- главу администрации Кировского района Раису Даниловну Осину, например. А ведь тогда для представителей власти общение со священником было чем-то необычным, не было никаких «инструкций», как на наши просьбы реагировать. Директора предприятий помогали, кто чем мог. Люди, даже нецерковные (а таких тогда было большинство), радовались, что храм восстанавливается. Все было впервые тогда, и никто не знал, как купола делать, как колокольню строить; специалистов не было, средств тоже не было - был бартер... Это потом уже у меня настоятели других храмов опыт перенимали.

- Вы потрудились также и для укрепления колокольни Свято-Троицкого собора, вернули к жизни Покровский храм, достраивали церковь в Генеральском. Думаю, что этот список далеко не полный - вы участвовали и в строительстве новых храмов в глубинке. Где было труднее всего?

- Да везде было непросто. Представьте себе - мы с отцом Константином Проскуриным в Серафимовской церкви служили зимой без отопления! Вы можете это себе представить? Крестили людей в тулупах - только шапки с них снимали. Январь-месяц, что тут скажешь... Тогда было будто второе Крещение Руси - иногда приходило по сотне человек в день. Таинство могло длиться несколько часов подряд. Еще трудно было ставить в Покровском храме купола - приходилось самому лазать на верхотуру, смотреть, искать варианты. Долго мы их устанавливали, разные трудности были,- но справились и с этой задачей.

- Отец Василий, вашей энергии, оптимизму можно только радоваться и удивляться. Откуда вы берете силы и для пастырского служения, и для другой необходимой работы? На Троицкий храм в Энгельсе сегодня приятно смотреть - вокруг цветники, новые здания, дети играют... И все это появилось за годы вашего настоятельства.

- Откуда силы? Как получается?.. Меня часто выручает привычка во все вникать самому. Но мало разобраться в проблеме, надо «запустить» процесс. И тут очень важен личный пример. Я его демонстрировать не ленюсь. Этому учил и своих воспитанников, когда читал спецкурс в семинарии. Стремился донести до будущих священников, что им, возможно, тоже придется засучить рукава и встать рядом с рабочими. Тогда можно быть уверенным, что дело пойдет.

Но самое главное во всем - помощь Божия. О Боге забывать ни при каких обстоятельствах нельзя, невозможно. Только Его милостью есть силы. Благодаря Ему сделано многое. И Он - главный пример для всех нас.

Наталья Волкова
Фото Александра Курочкина

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=56327&Itemid=5

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Василий Стрелков
Родить или убить?
50 лет назад, 1 ноября 1955 года, в СССР были снова разрешены аборты, запрещенные с 1936 года
03.11.2005
Все статьи Протоиерей Василий Стрелков
Последние комментарии
Ко дню рождения Бродского
Новый комментарий от Фиалка
26.05.2024 10:46
В моей библиотеке две новых книги. Рекомендую
Новый комментарий от Фиалка
26.05.2024 10:34
Баптисты США сомневаются: а папа Франциск вообще католик или нет?
Новый комментарий от Александр Волков
26.05.2024 10:32
«Пятая колонна»? Нет, просто «продвинутые»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.05.2024 10:02
Лекция об Иване Ильине
Новый комментарий от С. Югов
25.05.2024 21:19
«Пятая колонна» – тормоз России
Новый комментарий от Могилев на Днепре
25.05.2024 19:17