Барон Николай Врангель. Высокие минуты

Олег Слепынин 
0
28.06.2010 235
В июне мы вспоминаем выдающегося искусствоведа, историка и охранителя русской культуры барона Николая Николаевича Врангеля (1880-1915). 15 июня - 130 лет со дня его рождения. 28 июня - 95 лет со дня смерти. Почти весь ХХ век его имя оставалось в буквальном запрете, накрытое тенью бурки старшего брата, командующего Русской Армией в Крыму - генерала Петра Николаевича Врангеля.

В последние годы, судя по появившимся в Интернете публикациям, интерес к личности и творчеству Николая Врангеля заметно вырос. В 2004 году в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры был установлен крест над его символической могилой; с 2008 года там, в день памяти барона, 28 июня, проводится культурная акция «Венок Врангелю».

Головковка

Во всех биографиях Николая Врангеля: «Родился в имении Головковка Чигиринского уезда Киевской губернии». Это обстоятельство, кажется, никем ещё не прояснено. Действительно, детство Николай провёл в Ростове-на-Дону; юность - в Петербурге. Закономерен вопрос: чьё имение, что за Головковка?..

Село Головковка (на Украине пишется, как и произносится, «Головкивка», теперь это Черкасская область) расположено в местности живописной, холмистой, среди округлых полей и глубоких балок, леса в которых часто дремучи и непролазны, а родники - хрустальны. Общее название местности - известный Холодный яр. С 1839 года Головковка принадлежала промышленнику и учёному, прослывшему чудаком-миллионером, Ивану Ивановичу Фундуклею (1804-1880), который много лет, с 35-летнего возраста, являлся киевским губернатором. Станция Фундуклеевка - в его честь. В отдалённом родстве Фундуклей состоял с князьями Голицыными, которым здесь, километрах в ста от Головковки, принадлежало имение Казацкое. В неблагоприятную для Голицыных пору, в 1829 году, Фундуклей, будучи ещё молодым человеком, выкупил Казацкое; Голицыны, разумеется, остались в нём жить. Детей у Ивана Ивановича не было. Двух княжон Голицыных, внучатых племянниц - Анну Григорьевну (1848-1952) и Варвару Григорьевну (последняя и родилась в Казацком, 1851-1908) - в свой час он назвал своими наследницами. В 18 лет Анна Григорьевна вышла замуж за генерала Николая Александровича Краснокутского (1819-1891), атамана войска Донского. В права законной хозяйки вступила она через два года после смерти Фундуклея, в 1882 году, но хозяйствовала в Головковке, похоже, и многие предыдущие годы. Младшая сестра, Варвара Григорьевна в 1872 году стала женой барона Георгия Егоровича Врангеля (1842-1901). У Георгия Егоровича было три брата и три сестры. Младший - Николай Егорович (1847-1923) - известен нам как автор книги «Воспоминания: от крепостного права до большевиков» и как отец двух сыновей... Он был крупным финансистом, другом министра финансов С. Витте, входившего в сферу влияния Ротшильдов...

На изломах русской истории многое как-то по-особому напряжено и обобщающе символично. Его сыновья, генерал и культуролог, Пётр Николаевич и Николай Николаевич, так непохожие друг на друга, могут быть вполне увидены нами как фигуры, олицетворяющие собой две созидательные силы, некогда принёсшие славу империи, а на последнем изломе вставшие на её защиту. Воин старше художника. Ненамного, на два года. Девиз рода «Сломишь, но не согнешь» (Frangas, non flectes) ими, несомненно, не унижен. До последнего предела, уже в полном хаосе, они пытались удержать то, что было разорвано взрывом революций и войн.

Но мы слишком заглянули вперёд.

Несложно представить: роскошное лето, лёгкие коляски, вертятся колёса по вьющейся просёлочной дороге; вокруг зелёные поля; дамы в широких шляпах и под белыми зонтиками, в руках у одной букет васильков и ромашек; едут в гости к родне; в Головковке, на храме Иоанна Богослова, ударили в колокола, их встречают... Будущий генерал ещё совсем малыш, ему два года, все восхищаются мамой, Марией Дмитриевной, ей 24 года. И вдруг - переполох... А потом он слышит ласковое: поздравляем, Пётр Николаевич, у вас брат родился...

Русский музей

Это необыкновенно. Двадцатилетний недавний провинциал, не имея университетского образования, собственно самоучка, не опробовав даже своего литературного пера, взялся в столице Российской империи за организацию выставки «Русская портретная живопись за 150 лет (1700-1850)». Замысел - стратегического масштаба. И он был реализован. Через два года Врангель выпустил двухтомный каталог с научными комментариями «Русский Музей Императора Александра III. Живопись и скульптура». «Уже в этом издании, - пишет современный исследователь, - определился индивидуальный стиль Н.Врангеля. Он скрупулезно описывал произведения, коллекции, выставки (количество сносок в некоторых статьях превышает две сотни). Такой подход должен был повлиять на жизнь автора, заполнив её напряженным, самоотверженным трудом в архивах, библиотеках, личных фондах Петербурга и Москвы, пристальным изучением подлинников в музеях, частных коллекциях России и Европы».

Выставка «Русская портретная живопись» 1902 года напомнила обществу о «старых» живописцах, в том числе о хорошо подзабытых к тому времени великих - Д.Г. Левицком, В.Л. Боровиковском, О.А. Кипренском. Выставка стала толчком для активизации интереса к русской живописи минувших царствований. Выразилось это в том, что через три года С.П. Дягилев (при энергичном участии Врангеля) устроил громкую выставку портретов в Таврическом дворце... Об эрудиции Врангеля есть любопытное свидетельство коллеги: «Я помню, что одно лицо купило в Лондоне за значительную сумму портрет Петра I, якобы писанный с натуры во время его пребывания за границей. Когда портрет прибыл (в Эрмитаж. - О.С.), многие собрались его посмотреть, все восторгались, и последним пришел Н.Н.Врангель; едва взглянув на портрет, он сказал: "Копия, оригинал в Гатчине". Все были поражены...» С.К. Маковский, издатель «Аполлона», «Старых годов», «Русской иконы», поименовал его как-то «нашим общим энциклопедическим словарем». Статьи Врангеля по истории русской культуры разбросаны по журналам той поры. Но и собраны в книгу «Венок мёртвым».

Уместно ли здесь дать образчик стиля и художественности мысли барона? Да вот хотя бы из начала статьи ««Императрица Елисавета и искусство ее времени»: «Cлыхали ли вы, что полевые цветы изменяют свою окраску соответственно с окружающей их природой? Если в поле, где цветут красные гвоздики, поселится синий колокольчик, то начинает он цвести по-новому - несет он белые цветы. И если тот же цветок будет произрастать по соседству с желтыми цветами, то синие колокольчики начинают распускаться обильнее, вытесняя белый цвет. Эта гармония, этот великий закон природы применим одинаково и к людям...»

В десятые годы, перед войной, когда впереди уже ощущалось шевеление бездны, он организовывал, как бы выносил на ладонях к свету любопытнейшие художественные выставки: «Венецианов в частных собраниях», «Кипренский в частных собраниях», «Сто лет французской живописи», «Ломоносов и Елизаветинское время», «Наследие великой княгини Марии Николаевны», «Памяти Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского»... Он составлял каталоги и путеводители. Его энергия и работоспособность заражали... Фигурой он был колоритной. Искусствовед и художник князь Георгий Лукомский оставил нам словесный набросок: «Статный, с горящими, темными глазами, увлеченный всем, что есть красивого, обладающий поразительной эрудицией и памятью...» Врангель принадлежал к группе, которая со стороны виделась так: «Веселые, элегантные, высокого роста, носившие монокли». Образ барона хранят стихи, дневники и письма Гумилёва, Георгия Иванова, Блока, Добужинского, Грабаря, Ремизова, Волошина... С последним связано то, что Врангель стал жертвой изящной волошинской мистификации, поверил в реальность и предпринял энергичные меры к поиску Черубины де Габриак...

Все или почти все, говоря сегодня о блистательном Врангеле, всеобщем любимце, остроумце, эрудите, но и цинике, говорят и о скандалах, в центре которых он оказывался и которые, кажется, сам, в духе времени, провоцировал. Здесь мы больше не будем останавливаться на декадентских забавах и игрищах Серебряного века: ветром осыпало. Искривлённое до уродств пространство видится теперь почти фантастическим, как бы в струях шевелящегося горячего воздуха. Шевеление это вот-вот будет пронизано языками пламени...

Что осталось? В несгораемом, уцелевшем в пламени серебряном остатке: серия статей «Искусство помещичьей России», труды: «Миниатюры Императорского Эрмитажа», «Борисов-Мусатов», «История скульптуры»... Несомненно, в этом же «сухом остатке» его работа в Обществе защиты памятников искусства и старины, его выставки, каталоги... Это при том, что какой-то его каталог, изданный на французском, послужил при большевиках систематизации деятельности мародёров по вывозу наших культурных ценностей. К серебряному остатку непременно причислим и его военные дневники, которые запечатлели состояние погружения в надвигающийся хаос. Дневник свой он озаглавил не без патетики: «Дни скорби».

Дни скорби

Если братья Врангели увиделись здесь как фигуры символические, олицетворяющие собой русскую цивилизацию на изломе, то была бы картина не полна, если б не было третьего брата... Сравнение почти не корректно, но: без Сергия Радонежского невозможны в нашей истории Дмитрий Донской и Андрей Рублёв.
На изломе, в искажённом уже безбожием пространстве, случилось так. Всеволод, их младший брат родился в 1884-м. Однажды во время прогулки перед семейством возник местный юродивый, посмотрел на Всеволода, погладил по головке, произнёс для матери: «Не нудь его, не неволь, проживет только девять лет». Юродивого они увидели в следующий раз в марте 1895 года, у могилы Всеволода.

Для своего дневника Николай Николаевич взял эпиграфом лермонтовский стих: «И в небесах я вижу Бога!» Первая запись - в день объявления Высочайшего Манифеста о войне, 20 июля 1914 года. В строчках надрыв, но и пророчество: «Сегодня первый день новой эры в истории всего человечества, такой страшный и необычайный день, что просто дух захватывает от того, что Великая Судьба скажет в книге жизни... Мне думается, что грядущая Война, в которой все Великие Державы примут участие - разрешение вековечного вопроса о борьбе двух начал: божеского и человеческого. Первое начало - это дух творчества, нравственного подъема...» В те дни страна переживала давно испытываемое чувство массового патриотизма: «Невозможно описать волнение и энтузиазм, охватившие Петербург после объявления войны. Такого возбуждения, восторга и спокойной покорности воле Судьбы я никогда не видел. Только в такие высокие минуты...»

Его идея издавать для солдат газету «Война и мир», к сотрудничеству в которой он планировал «привлечь лиц, наиболее известных своей литературной деятельностью в патриотическом духе», не увенчалась успехом. Жаль. «Немая война», как охарактеризовал её Врангель, такой и осталась. Издание могло бы стать хорошим оружием в свете надвигающихся внутренних событий.

Он метался, ища применение своим недюжинным силам. Но вот (а жить ему оставалось уже меньше года) 12 августа: «Наконец-то устроился в Красный Крест в распоряжение главноуполномоченного Северного района. Дела пока немного, но ожидается усиленная работа, когда начнётся прилив раненых в Петербург...» Всю гнойную и кровавую изнанку войны он увидит, став уполномоченным санитарного поезда Великой Княжны Ольги Николаевны. «Мне думается, - пишет он, - что это только преддверие того ада, в который скоро превратится весь мир... Затаив дыхание, глядишь на это Великое и чудовищное событие и не можешь объять его непомерного значения и высокой тайны. Господи, воля Твоя!»

Умер он от болезни, порождённой войной, от той, что сейчас называется гепатитом. Военная смерть.

Год был тяжёл. На фронтах были убиты многие знакомые. В 1915-м умерли его близкие родственники, дядя и тётя - сестра и брат отца. Так деревья к морозам роняют листья. Через несколько лет в России вообще не останется Врангелей. А было несколько десятков самостоятельных родов...

Его имя, некогда закрытое именем брата, обрело в последние годы живую трёхмерность; сверкание монокля барона Николая Врангеля различимо и в круге лиц Серебряного века, и в кольце войны.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=3129

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Олег Слепынин
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Слепынин
Последние комментарии
Не хватает слова Правды
Новый комментарий от Олег В.
23.01.2022 01:55
Как трупами расчищался путь Горбачёву
Новый комментарий от Кирилл Д.
23.01.2022 00:34
Социальные функции Церкви
Новый комментарий от Кирилл Д.
22.01.2022 23:56
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от С. Югов
22.01.2022 22:57
О чем же говорил старец Паисий?
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:21
«Кровавое воскресенье»: правда и вымысел
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:16
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от Василий З.
22.01.2022 22:15