itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Русский Златоуст и великий гражданин русской земли» (I)

0
118
Время на чтение 6 минут

Среди сонма славных иерархов XIX в. одним из славнейших имен остается имя Херсонского архиепископа Иннокентия (Борисова). Он непосредственно участвовал в 349-дневной защите Севастополя во время Крымской войны 1854-1856 гг., обладал обширнейшими, поистине энциклопедическими знаниями, что было отмечено избранием его членом Императорской Академии наук. Он основал ряд обителей, в частности Святогорскую Cвято-Успенскую, которая нынче стала Лаврой. Он запечатлен среди исторических фигур на памятнике «Тысячелетие России» (Новгород) и причислен к лику святых.

Ханжи на него ворчали: Иннокентий любил словцо острое. Например, он брал традиционный образ смерти, греха и воскресения во Христе и переворачивал: «Позвольте вопросить вас, братья, навсегда ли остался погребенным ветхий человек наш с его страстьми и похотьми? Не воскрес ли он и не действует ли в нас самовластно? И не погребен ли вместо него человек новый, с коим мы вышли из купели?» (Из слова на Крещение). Говорил Иннокентий проповедь на день рождения царя - и не мог удержаться, чтобы не напомнить: и цари умирают, и важнее не благоволение земных царей, а Царя Небесного. В крепостной России он умудрялся называть вещи своими именами, говорил не о том, что Россия - страна свободных подданных великого монарха, а о том, что христианин может быть свободен и в неволе - а может даже и пожертвовать своей свободой: «История представляет немало примеров свободных людей, кои от преизбытка внутренней свободы о Христе отдавали себя в узы и рабство для блага ближних». Иннокентий призывал к «деятельному христианству» - не чтобы закреплялось рабство, а чтобы торжествовала и «гражданская свобода».

C днем его памяти бывает путаница. Скончался свт. Иннокентий 26 мая. В XIX в. расхождение стилей составляло 12 дней, а не 13, так что 26 мая соответствует 8-му июня. Тем не менее встречались упоминания о службе Иннокентию и 7, и 9 июня. В 1997 году он был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии Украинской православной церкви Московского Патриархата.

Московский протоиерей А. И. Стаднюк заметил: «По единодушному мнению его биографов, архиепископ Иннокентий является украшением нашей церковной истории, замечательным подвижником веры и благочестия, человеком гениальной натуры, во многих отношениях опередившим свое время, всесторонне образованным богословом, что давало повод современникам называть его "положительно живой энциклопедией". Это был блестящий проповедник - "русский Златоуст", пленивший своим словом сердца людей. Он был самоотверженный пастырь и горячий молитвенник, всегда готовый положить душу свою за вверенную его попечению паству».

* * *

15 декабря 1800 г. в семье бедного священника Успенской церкви городка Елец Орловской губернии (ныне территория Воронежско-Липецкой епархии), расположенного на склоне красивой возвышенности у берегов небольшой речки Ельник, впадающей в реку Сосну, Алексея Борисовича Борисова родился сын, при крещении названный Иоанном.

Отец Алексей не получил богословского образования, однако отличался ревностным служением Церкви, молитвенностью, даром проповедничества. Мать будущего святителя Акилина Гавриловна была женщиной в высшей степени нравственной и религиозной. На Елецком городском кладбище, вблизи Казанского храма, сохранился изящный скромный памятник с надписью: «Священник Успенской церкви о. Алексей и его супруга Акилина Борисовы, родители Иннокентия, архиепископа Херсонского».

В 11-летнем возрасте, лишившись отца, Иван Борисов познал всю тяжесть сиротской жизни и впоследствии, став знаменитым иерархом, неустанно заботился об участи бедных и сирот.

Историк А. Воскресенский на основании предания и свидетельств старожилов Ельца утверждает, что будущий иерарх, помимо домашнего образования по псалтири и часослову, богословскую эрудицию и начальные церковные навыки воспринял от местного священника о. Василия Климентова, который с отеческой любовью вводил мальчика в литургическую и богословскую жизнь Церкви. Тесная дружба с первым духовным наставником у архиепископа Иннокентия никогда не порывалась.

Штудии в Воронеже, Орле и Питере


По окончании экстерном Воронежского духовного училища Иван Борисов закончил к 1819 г. и обучение в Орловской духовной семинарии, где очень дружил с Иродионом Соловьевым (впоследствии - епископом Нижегородским Иеремией, известным аскетом-подвижником). Как один из лучших выпускников семинарии, Иван был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию.

В 1823 г. на выпускном академическом акте Иван прочел часть своего студенческого труда «О нравственном характере Господа нашего Иисуса Христа», который был высоко оценен присутствовавшими, Киевский митрополит Евгений (Болховитинов) приветствовал юношу как «восходящее светило русской богословской науки». Назначенный инспектором в Петербургскую духовную семинарию и профессором церковной истории и греческого языка, своими дарованиями молодой богослов обратил на себя внимание начальства и вскоре получил еще и должность ректора Александро-Невского духовного училища. В Петербурге в том же году принял иноческий постриг и рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре - назначен инспектором Петербургской духовной академии, а в 1826 г. возведен в сан архимандрита.

По отзывам современников, молодой профессор своими глубокими богословскими лекциями увлекал студентов академии следовать за ним по научной стезе. Своей шестилетней ученой деятельностью он оказал огромное влияние на состояние всей академической жизни - оживил ее, на личном примере показал русскому обществу, чем может быть духовно-учебное заведение.

Проповеди иеромонаха, а затем архимандрита Иннокентия появлялись на страницах многих церковных журналов. В конце петербургской службы, в 1828 г., за сочинения «Жизнь святого апостола Павла», «Жизнь святого священномученика Киприана Карфагенского», «Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа» и др., за совокупность научно-богословских работ архимандрит Иннокентий был удостоен высшей ученой степени доктора богословия. 3 сентября 1829 г. получил докторский наперсный крест, а 12 сентября награжден орденом святой Анны 2-й степени, украшенным императорской короной.

Служение в Киеве


В 1830 г. архимандрит Иннокентий был назначен ректором Киевской духовной академии и настоятелем Киевского Братского монастыря. Этот период профессор А. П. Лопухин справедливо назвал «блестящим периодом истории Киевской духовной академии». В течение 10 лет ректорства в Киевской Духовной Академии, которая до того времени находилась в упадке, архимандрит, а затем епископ Иннокентий предпринял ряд важных и полезных преобразований, среди которых - отмена преподавания на латинском языке, державшем православное богословие в рабской зависимости от католического богословия и от схоластического мышления.

Архимандрит Иннокентий поддерживал тесные контакты с ученым миром России и Европы, стал почетным членом духовных академий, многих русских университетов и ученых обществ.

21 ноября 1836 г. в Казанском соборе Петербурга состоялось хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии с управлением Киево-Михайловским монастырем, оставаясь в то же время ректором Киевской духовной академии.

Кафедра в Вологде, а затем в Харькове

1 марта 1840 г. владыка Иннокентий был назначен на самостоятельную кафедру в Вологду, где он прослужил менее года. Но и за столь короткое время он успел позаботиться об улучшении состояния духовных училищ, обновлении архиерейского дома и соборного храма, заняться обозрением и отчасти собранием вологодских древностей, составлением своих слов к вологодской пастве, за что получил признательность Святейшего Синода. В том же году владыка Иннокентий был переведен в Харьков. В харьковский период его жизни были изданы «Беседы на святую Четыредесятницу», «Падение Адамово», «Беседы на Великий пост», «Слова и речи к пастве харьковской», «Три слова о зиме». На Харьковской кафедре ревностный архипастырь всецело посвятил свои силы и знания на благо Церкви.

«Не без горести для меня разлука с Харьковом. К Харькову привязан я многими узами веры и любви о Христе»,- писал в те дни владыка Иннокентий. Он многое сделал здесь, многое полюбил. Его трудами были восстановлены Святогорский, Успенский и Ахтырский Свято-Троицкий монастыри. Он, ревнитель монашества, основал Верхне-Харьковский Николаевский женский монастырь.

Определением Святейшего Синода от 15 апреля 1845 г. владыка Иннокентий был возведен в сан архиепископа. С 1 апреля 1847 г. он являлся членом Святейшего Синода, в котором состоял и митрополит Московский Филарет (Дроздов).

В Херсонско-Таврической епархии

Указом Святейшего Синода от 15 апреля 1848 г. архиепископ Иннокентий был переведен на Херсоно-Таврическую кафедру, которую занимал до своей кончины, последовавшей в 1857 г.

Служение его началось в праздник Святой Троицы. Преосвященный Иеремия, епископ Нижегородский, свидетельствовал: «На день Святого Духа у Иннокентия были всегда проповеди, некою особенностью отличающиеся. На день Святого Духа он начал священнослужение свое в Одесском соборе. В день Святого Духа он скончался. Духу Святому он молился молитвою святого Симеона, Нового Богослова».

Благодать Святого Духа просвещала проповедника, даже как-то изменяла, просветляла его вид, что также отмечают очевидцы. С великим усердием приступил владыка к устройству Херсонской епархии. Его трудами было восстановлено из развалин несколько иноческих обителей, построены новые и реставрированы старые храмы. При нем произошло полное становление в вере населения этого края.

Современники изумлялись обширности и глубине познаний святителя в различных областях человеческой деятельности. Военные утверждали, что он замечательный тактик, медики с удивлением отзывались о его сведениях по физиологии и патологии, а естествоиспытатели и физики - о его колоссальных познаниях в математике, астрономии, географии, статистике, химии и других науках.

(Окончание следует)

http://odnarodyna.ru/articles/14/1388.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Маслюженко
Евгений Матвеев: «Мое кино — прямолинейное. Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу»
К 100-летию со дня рождения великого актера и режиссера
09.03.2022
Живая «мёртвая петля» Нестерова
К 135-летию со дня рождения легендарного летчика
28.02.2022
Лицедейка Ада
Народная артистка СССР Роговцева: от секретаря парткома до «Правого сектора»*
21.07.2020
Все статьи Петр Маслюженко
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40