Крёстная

0
204
Время на чтение 5 минут


Ирина Петровна Левицкая, дочь Зои Григорьевны, у которой та жила
в последние годы

Два года назад, на праздник Покрова Богородицы, отошла ко Господу моя крёстная мать Зоя Григорьевна Огаркова. Последние годы она жила в семье дочери Ирины в деревне Бобровниково, в нескольких километрах от Великого Устюга. Деревня небольшая, но известна далеко за пределами области благодаря курорту с одноимённым названием, который находится тут же, в деревне.

Переписывались мы с крёстной не часто, особенно писать было не о чем. Но в каждом письме она меня просила молиться, чтобы в деревне был восстановлен Владимирский храм. Зоя Григорьевна тосковала по службам, которых в Бобровникове не было. Приезжал изредка священник из города, а в храме находился склад. Это было предметом её молитв и переживаний.

Заботилась она не только о себе - без воскресных церковных служб оставались внуки, подрастали правнуки, деревенские жители и приезжающие на курорт гости тоже вынуждены были ездить на богослужения в город.

Лет восемь назад я всё-таки выбрался в Бобровниково - преклонные годы крёстной и моя неизлечимая болезнь заставляли торопиться. От города меня подвёз племянник. Стояла летняя тёплая погода. Нашёл дом, захожу в ограду. На крыльце сидит крёстная, читает газету «Вера». Было ей тогда за восемьдесят. Встретились радостно, вспомнили знакомых, расспрашивали друг о друге. Рассказывали: я про себя, она про детей, внуков и правнуков. В разговоре крёстная с уверенностью сказала, что храм в деревне будет восстановлен и службы будут ещё при её жизни - такая у неё была вера.


Храм иконы Владимирской Божией Матери в Бобровникове до восстановления. Долгое время здесь располагалась электростанция

Храм этот мне знаком с юности. В 60-х годах я ехал на родину в Великий Устюг, торопился - заболел отец. Из Ташкента до Котласа с пересадками летел самолётами, дальше по Северной Двине добирался теплоходом. Эти семьдесят с небольшим километров он шёл вверх по течению часов девять, с частыми остановками у прибрежных деревень. Хотелось скорее добраться до дому, но прошло больше половины дня, а до Устюга ещё плыть да плыть. Когда теплоход пристал к Бобровникову, немногие пассажиры стали выходить. Вышел и я. Отсюда по суше можно было быстрее добраться до города, вдобавок я проголодался - на теплоходе в буфете были только пирожные, которые расхватали очень скоро, а мой молодой здоровый организм требовал пищи.

От берега вверх по тропинке пришёл в деревню, посреди которой возвышался храм, в очень даже неплохом состоянии.

Пока я жил в мусульманской республике, среди минаретов, я уже отвык от того, что в России даже в маленьких заброшенных деревнях можно увидеть храм или часовню, пусть и развалины, хотя по определению словаря Даля деревня - крестьянское селенье, в котором нет церкви. Живя в Ташкенте, я иногда в воскресный день ходил на службу в собор, который, кстати, совершенно не пострадал от землетрясения 1966 года. Прихожане собора ещё помнили служение архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, его работу хирургом в ташкентском военном госпитале. Чаще всего я приезжал к середине службы. Приехать вовремя было невозможно - в воскресенье рано утром мусульмане едут на базары, и в транспорт можно попасть только после восьми. Жил я во временном посёлке строителей Сергели на окраине Ташкента, трамваи ходили кое-как, а в будни на работу нас возил рабочий автобус. Сказать по правде, на службу ходил я не столько молиться, сколько побыть среди своих, православных. Во время церковной службы возникало ощущение, что я дома, хотя до дома было много тысяч километров. Молился, вспоминая родных, друзей... А после службы опять была жизнь среди узбекских халатов, тюбетеек, чужой речи и нагруженных ишаков.

В Бобровникове купил в деревенском магазине продукты, дошёл до храма и, сев у стены, устроился перекусить. Светило солнце - не азиатское, палящее, а своё, ласковое, северное. Насытившись, лёг на траву среди зелени деревьев. И так всё здесь мне казалось мило после Азии! Я смотрел в небо на плывущие облака, на купол храма, и чудилось, что не облака плывут, а сам храм и я с ним медленно двигаемся по небу в сторону дома, куда мне не терпелось попасть. В те времена атеизма не было и мысли о том, что оживёт этот красивый храм, зазвучат колокола и вознесётся к небу молитва к Богу.

«Но Он (Христос) сказал: невозможное человекам возможно Богу» (Лук. 18, 27).

Бобровниково - деревня небольшая; особенность её в том, что все жители работают в санатории. Кому первому пришла мысль о возрождении храма, сказать трудно, но инициатором и организатором этого дела здесь считают директора здравницы Раису Николаевну Полякову. (Да простят меня жители деревни, если где-то в рассказе допущу неточность.) В тот короткий приезд мне не удалось увидеться с Раисой Николаевной - она была в отпуске. В Бобровникове встретился с Ириной Петровной Левицкой, это дочь моей крёстной. Она много рассказывала о том, как и кто помогал в восстановлении храма, об освящении колоколов - событии для деревни незабываемом. Не стану перечислять всех, кто трудился, кто жертвовал на храм. Я могу ошибиться, но Господь знает всех поимённо и всем воздаст. Хочется привести лишь один случай. Москвичка Елена Ивановна Разина ездит к знакомым в Бобровниково лет тридцать и никогда на восстановление храма не жалела ни сил, ни средств. Купила на свои средства купель, два подсвечника и панихидный столик. Труд по восстановлению храма во имя Владимирской иконы Божией Матери объединил многих из тех, кто живёт далеко от этих мест.

Понемногу благоукрашается храм. Есть в нём старый образ Владимирской Богоматери, сохранившийся на чердаке в одном из домов местных жителей.

Радостным событием для жителей деревни стало освящение девяти колоколов, которые были отлиты по старинному рецепту в Тутаеве Ярославской области. Жертвовали на это дело не только прихожане храма, но и жители Москвы, Котласа, Архангельска, Череповца, Красноборска, Одессы, Королёва, Таганрога. Крепления для колоколов сделали умельцы Великого Устюга. Эти люди здесь отдыхали и вновь приезжают, а для местных стали своими. Великое всегда делается всем миром, и этот труд объединяет и соединяет. Некогда чужие становятся близкими и друзьями.

Смотрю видеозапись события освящения колоколов. Торжественно совершается молебен, батюшка кропит святой водой колокола и собравшийся народ. Праздник души! Награждаются памятными грамотами все жертвователи и потрудившиеся на храме, молодые и пожилые. Гостей издалека, предпринимателей поздравляет благочинный Великоустюгского округа протоиерей Димитрий Фомин.

...А у дверей храма на стульчике сидит моя крёстная мать Зоя. Стоять ей трудно - годы давно уже перевалили за девяносто. Кажется, она тут не при чём, сидит себе старушка, пришла посмотреть. Что в ней - ни вида, ни величия. Смотрит на всё это торжество вроде как с удивлением: как могло такое совершиться? Исполнилось её желание, молитвенный труд принёс плод. Здесь крёстную не награждали - её награда на Небе. У апостола Павла мы читаем: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Прежде чем люди увидели глазами происходящее, мать Зоя и многие молитвенники увидели это событие верой, и Бог совершил. Справедливо сказано: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126, 1).

Было это событие в июле, а 14 октября 2008 года, на Покров, Зоя Григорьевна ушла в вечность. Успокоилась душа её там, где несть болезни, печали, но жизнь бесконечная.

Теперь колокольный звон Бобровниковского храма перекликается с колоколами Великого Устюга. Местные жители говорят, что звон колоколов из Бобровникова слышен за двадцать пять километров. Я этому верю.

http://www.rusvera.mrezha.ru/625/6.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеродиакон Варнава (Трудов)
Все статьи Иеродиакон Варнава (Трудов)
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07