В Брянской области есть
небольшой городок - Клинцы. В 1707 году старообрядческая община,
вынужденная перебраться сюда из центральной России, основала здесь
слободку, которая со временем превратилась в небольшой провинциальный
городок.
При въезде в Клинцы стоит памятник. Нет, не Ленину, не строителям
коммунизма и даже не героям Великой Отечественной войны. Стоит здесь
шестиметровый колокол-гора, увенчанный восьмиконечным крестом и фигурами
мужчины, женщины и ребенка. Памятник местные жители любят и называют
между собой не иначе как муравейник. Это неудивительно, ведь вся
поверхность колокола щедро испещрена мелкими плоскими изображениями
старинных особняков, изб, церквей, садов, мостов и людей. Незамысловатые
сюжеты городской жизни: там рыбаки, там мальчишки таскают яблоки из
соседского сада, там на скамейке влюбленные, там футболист о чем-то
болтает с мотоциклистом...
Памятник трехсотлетию города Клинцы. Бронза. 2007
Памятник этот был возведен в 2007 году в честь празднования 300-летия
города и принадлежит резцу скульптора Александра Смирнова. Может быть,
он остался бы для нас и не примечательным (что ни говори, а памятников
сегодня устанавливается немало), если бы не одно обстоятельство.
Памятник трехсотлетию города Клинцы. Фрагмент. Бронза. 2007
Александр Смирнов - известный московский скульптор, работы которого
хранятся в частных и государственных музеях и собраниях России и Европы,
в том числе в Третьяковской галерее. Его каменный памятник святителю
Тихону установлен в парке на Крымском Валу, а Андрею Рублеву - в Нижнем
Новгороде.
Вообще-то член Союза художников России, Международного художественного
фонда, Московского объединения скульпторов, лауреат многочисленных
премий и наград по образованию - юрист. В 1975 году он окончил юрфак МГУ
и продолжительное время работал по специальности.
Никола Мокрый. Бронза. 1991
«Я всегда интересовался историей и философией, которые в МГУ очень
глубоко изучались: история России, Европы и Америки, история
общественных и политических учений, - вспоминает Смирнов. - Бегал на
истфак на лекции по истории искусств. И через все это незаметно пришел к
вере. Хотя я был крещен еще в детстве, но в семье не было принято
ходить в церковь, и никто нас с братом и сестрой туда не таскал. Пекли
кулич на Пасху, вот и всё. Но именно в 70-е годы вера неожиданно стала
для меня очень важна».
Примерно тогда же Смирнов глубоко увлекся скульптурой. Работал
самостоятельно (еще в детстве отец научил резать по дереву), посещал
народную студию Олега Яновского. Вечерам напротив
Пушкинского музея в
подвале здания «Главпромстройматериалов» собирались мужики - механики и
математики, строители, водители и юристы - пили чай, лепили скульптуру,
обсуждая работы друг друга и получая рекомендации прославленного
скульптора. Этот период 1970-1980-х годов Смирнов называет «мои
университеты». Тогда же он стал участвовать во всесоюзных выставках,
конкурсах, симпозиумах. И незаметно, но как-то сверхлогично пришел к
собственной теме.
Бегство в Египет. Металл, дерево. 2002
«Гоголь», «Чайковский», «Рублев», «Сергий Радонежский», «Александр
Невский», «Сизиф», «Несение Креста», «Грешник», «Отшельник», «Икар»,
«Ной», «Иоанн Креститель» - вот неполный список его работ. Выполненные в
бронзе, граните, шамоте, дереве, они объединены не столько жанром,
сколько задачей, которую ставит перед собой художник.
«Это вовсе не особенная тема, - уверяет меня скульптор, - обычная.
Условно обозначаю ее как религиозный реализм. Как-то со временем я
понял, что герой нашего времени - монах, человек молящийся. Вот в
советские годы героями были рабочие и колхозницы. Такие короли жизни... А
сегодня... сегодня героем времени стал человек, бескорыстно отдающий
душу за други своя. И пусть таких немного, но они переворачивают мир. И
кто это, если не монах?
На молебне. Бронза. 1998
У меня есть работа в камне «Серафим Вырицкий». Он наш современник,
умерший в 1949 году. Но кто он был, как не герой, повторивший подвиг
Серафима Саровского, простоявший в войну 1000 дней на молитве? Выходит,
победа ковалась не только в окопах, но и в молитве? Никто тогда в войну
Вырицу не тронул и не бомбил, наоборот, храм в городе открыли... может,
потому, что это место освящал такой человек?! Я считаю, что таких знаков
нашей культуры, без знания о которых не обойдется ни одно поколение,
много.
Хотя бы взять Гоголя, призывавшего в своих »Выбранных местах из
переписки с друзьями» вернуться России в лоно культа. К тому, от чего
мы оторвались. Культура оторвалась от религии и что получила?
Бессодержательность и какую-то никчемность. Темы - попса. Мы боролись
за свободу, а получили вседозволенность. Но ведь религия свободы не
отнимает. Господь сам называет человека камнем, которого не может
перевернуть. Он не стесняет человека в свободе, но лишь оговаривает:
поступаешь по свободной воле - неси ответственность за поступок. Однако
самое смешное, что свобода сегодня понимается как открывшаяся
возможность нагрешить, причем как можно больше...
Андрей Рублев. Металл. 1985
Нет, я не считаю, что плыву против течения, отказываясь идти на поводу у
зрителя, желающего чего-то эдакого. Ведь искусство - это не сообщение
новостей. Нельзя все время выдавать инновации. Вот ковырну ногой, как
Пикассо, и радуйтесь. Инновация не всегда соответствует истине. C
произведением искусства должно хотеться жить, оно должно чем-то
дополнять меня лично. При этом, если ты сам художник, мастер, и, как
следствие, авторитет, то и ответственность у тебя выше. Ты же можешь
завести за собой народ в кусты, в дебри, в болото.
Вот, например, скульптор Андреев - великий мастер. Какой памятник
Островскому сделал, чудесный. А человеком какой доброй души, каким
настоящим он изобразил дедушку Ленина... К нему же душа тянется, когда
скульптуру видишь. Я не в упрек и не в осуждение говорю это. Я говорю о
том, что искусство способно влиять на сознание. И потому-то задача
художника быть преданным истине, и не вводить в соблазн».
Ответственность художника значительно больше отвественности разбойника,
ибо работы первого еще долгие годы после смерти автора радуют или
смущают зрителя.
Грешник. Бронза. 1992
Смирнов ищет откровений в искусстве, находит их у других художников,
скромно замечая про себя: «Пыжился, пыжился, вроде и по смыслу хорошая
работа, и по композиции, но не знаешь, удалась ли. Однако это лучшее,
что я смог сделать».
Чтобы дойти до точки, до определенной концентрации, найти оптимальное
художественное и смысловое решение, он вновь и вновь пробует, сочетает
материалы, форму, плоскости. Делает десятками работы в надежде на
открытие. Называет свою мастерскую лабораторией. И вот из под руки
выходят «Савватий Соловецкий», «Борис и Глеб», «Александр Невский»,
последний валаамский монах - «Отец Симфориан».
Овцы. камень, бронза, дерево. 2002
«Да, искусство сакрально, сокровенно. В конечном итоге оно предназначено
для того, чтобы создать икону, которая есть отдельное и высочайшее
проявление художественного гения. Для меня, по крайне мере, - добавляет
Смирнов. - Икона - это как окно, через которое мы заглядываем в иной,
невидимый, но ощущаемый мир. "Троица" Рублева - это апофеоз. Если ты
можешь рядом поставить свою работу и она не оскорбляет икону, то значит,
ничего работа. В противном случае - лучше убрать свою подальше.
В искусстве важна не форма, просто произведение должно настраивать на
молитву. В этом смысле скульптура как жанр - в невыгодном положении.
Молитва требует спокойного и созерцательного отношения, статики, а
скульптура вводит элемент беспокойства. Она трехмерна, ее хочется
обойти, рассмотреть, и с молитвой она все-таки несовместима.
А. С. Пушкин. Металл. 1985
Как же быть? Для меня сделать скульптуру, которая настраивала бы
человека на молитву, - большая и важная задача, может быть, даже и
недостижимая. Но к этому нужно стремиться, и, двигаясь в этом
направлении, глядишь, может, и сделаешь что-то стоящее. - И тут же
Смирнов продолжает: - Лучшее в человеке - его религиозные проявления,
потому-то я и обращаю на эту сторону особое внимание. И если мы в другом
человеке видим религиозность, то либо мы пытаемся ей соответствовать,
либо она нас чему-то научает. Как-то свет этого человека доходит до нас.
Кроме того, скульптура - это тяжелая артиллерия искусства. И как
недостойно палить из пушек по воробьям, так и бессмысленно скульптору
делать гигантского размера фитюльку. Мы засоряем пространство всякими
глупостями. Ходим через это пространство, живем в нем, а оно, в свою
очередь, на нас активно воздействует, и никуда от этого не деться.
Происходящее не только в скульптуре, но и в живописи, в музыке, в
литературе я могу назвать художественным терроризмом. Недопустимым,
опасным. При этом я не знаю, как должно быть, я могу только
констатировать факт или наблюдать и трудиться. И просто, как слепой
котенок, пытаться найти выход к настоящему искусству».
П. И Чайковский. Металл. 1985
Смирнов много путешествует, собирает камни для своих миниатюр, наблюдает
за людьми, ситуациями, прислушивается к историям. И вот теперь уже
появляются в мастерской забавная бабка-причастница, вышедшая к алтарю с
сельского клироса; кучка людей под огромным, покрывающим аж пятерых,
Евангелием; монах, несущий на спине свой гроб; спешащие к вечерне люди.
На ту сторону. Бронза, дерево. 1992
«Я не против литературы в скульптуре. Мне кажется, что она - и есть
содержание, без которого остается лишь голая пластика, очень многим
просто чуждая. Это как изобрести алфавит, который понятен только тебе. А
что ты, собственно, сказал, чем поделился? И если мы обратимся к
истории скульптуры, то обнаружим, что она всегда была не просто глубоко
содержательна, но в первую очередь религиозна. Обратимся ли мы к истории
Греции, Индии, цивилизации инков и ацтеков. Искусство как прославление
Бога - на мой взгляд, вовсе не в прошлом. Да, процесс высвобождения от
религиозных догматов шел и развивался, да, сегодня мы наблюдаем апофеоз
богоборчества и неприкрытого атеизма в искусстве. Но я по-прежнему верю,
что задача настоящего искусства - приводить к Богу. Конечно же, в
отечественной истории мировоззрение выражалась всегда и больше через
слово, через литературу. Я думаю, что в скульптуре мы просто еще не
успели так глубоко высказаться, ведь для этого нужно, чтобы огромное
количество людей, мастеров, подмастерьев потрудилось в этом
направлении».
В анонсе статьи - скульптура "Не рыдай Мене, Мати". Бронза. 1994
http://www.foma.ru/article/index.php?news=4948