В конце ноября Саратовскую епархию посетила делегация Управления
делами Московской Патриархии, которую возглавил секретарь Управления
игумен Исидор (Тупикин). Предлагаем читателям его ответы на вопросы
нашего корреспондента.

-
Вы посетили уже немало епархий Русской Православной Церкви. Исходя из
ваших наблюдений - что меняется в жизни Церкви в последние годы, какие
процессы, какая динамика в ней наиболее заметны?
-
Начиная с весны 2010 года, по благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла, сотрудники Управления делами Московской
Патриархии совершили ряд рабочих поездок по епархиям Русской
Православной Церкви с целью знакомства с региональной жизнью. Наше
внимание привлекает опыт реализации Постановлений Архиерейского
совещания 2 февраля 2010 года, касающихся активизации церковной
деятельности. Во многих областях, которые мы посетили, пожелания
Священноначалия находят живой отклик среди архипастырей, духовенства и
мирян: меняется от спонтанного к системному подход к организации
епархиальных проектов, происходит реорганизация епархиальных структур,
на городских приходах и в благочиниях появляются штатные должности
ответственных за социальное служение, работу с молодежью и
катехизаторство. Постепенно благочиния перестают играть роль лишь
контрольно-административных подразделений, теперь они все больше
нацеливаются на оказание помощи менее развитым приходам, молодым
священникам, еще не имеющим достаточного опыта приходского служения.
-
Много ли храмов строится сегодня, много ли храмов дореволюционной
постройки реставрируется? Разоренный, поруганный и заброшенный храм;
храм, в котором не возобновляется, и, судя по всему, долго еще не
возобновится богослужение,- насколько эта печальная картина характерна
для сегодняшней российской провинции? Есть ли надежда на то, что в
ближайшие годы эта проблема будет решена?
-
Думаю, было бы неправильным умолчать о тех тысячах православных храмов и
часовен, сотнях святых обителей, которые за последние два десятка лет
удалось с Божьей помощью возродить в былой красе и благолепии. Это
настоящее чудо нашей эпохи, которое многие православные христиане
именуют Вторым Крещением Руси. Вместе с тем, с прискорбием приходится
отмечать, что далеко не всегда эти храмы наполнены верующим народом.
Хотел бы напомнить, что в своих выступлениях Святейший Патриарх Кирилл
неоднократно обращал внимание на то, что деятельность священнослужителей
и активных благочестивых мирян должна быть обращена к душам и сердцам
людей, к просвещению тех христиан, кто, будучи принят в церковную ограду
через Святое Крещение, остались невоцерковленными. Если будет расти
число активных членов приходских общин, то в наших городах и весях все
реже можно будет увидеть церковь, для которой еще не наступила пора
возрождения.
- С чего, в большинстве
случаев, начинается строительство храмов в российских епархиях, что
служит отправной точкой: инициатива верующих конкретного села, поселка,
микрорайона? Решение Правящего Архиерея? Решение жертвователей, людей,
располагающих средствами?
- Конечно,
основное бремя ответственности в епархиях, в том числе и за
строительство храмов, возложено на Правящих Архиереев, которые своей
мудрой поддержкой вдохновляют приходские общины, священнослужителей,
представителей региональных властей и предпринимателей на труды по
возрождению порушенных храмов и строительство новых церквей. Важное
значение имеют попечительские советы, члены которых через благое дело
строительства храма приобщаются к полноте церковной жизни, к участию в
Таинствах, обретают живую веру.
- От
Священноначалия, от Святейшего Патриарха исходит призыв к развитию
социального служения Церкви; это - один из характерных признаков ее
сегодняшнего дня, но в то же время - один из самых сложных и проблемных
«участков фронта». Именно здесь нам катастрофически не хватает очень
многого, а главное - опыта. Как, по вашим наблюдениям, идет этот процесс
в Церкви, с какими проблемами, преградами сталкивается она, развивая
социальное служение?
- Православная
Церковь не может быть безучастна к нуждам и просьбам как своих чад, так и
людей, которые не посещают храм. Поэтому на священнослужителей, помимо
богослужебной и духовнической деятельности, возлагается обязанность
организации социального служения на приходе. Оказание Церковью помощи
нуждающимся является неотъемлемой частью ее жизни. Мы обладаем
достаточно большим опытом организации подобной работы. Значительную роль
в координации епархиальных социальных начинаний играет Синодальный
отдел по церковной благотворительности и социальному служению,
необычайная слаженность действий которого проявилась этим летом во время
постигших нас испытаний от засухи и лесных пожаров. Сегодня, помимо
прочего, социальный отдел создает методические материалы, помогающие
устроить диаконическое служение на приходе.
-
Особая тема - миссионерская деятельность. Церковь сегодня не замыкается
в храмовых стенах, она активно идет в народ, использует самые разные
формы и способы проповеди. Никто уже давно не удивляется, видя
священника среди детей, среди студентов светского вуза, среди военных,
спасателей, заключенных в колонии и т.д. На ваш взгляд, эта активность -
достаточна или недостаточна, таит ли в себе опасности? Если это так, то
какие?
- Вызывать опасения может не
деятельность православных миссионеров, исполняющих призыв Спасителя:
Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго
Духа... (Мф. 28, 19), а безразличие и равнодушие к нашим
соотечественникам, живущим вдали от спасительного пристанища, Божьего
храма. В наше время практически во всех епархиях существуют профильные
подразделения, отвечающие за координацию миссионерского служения, тем не
менее их работу нельзя признать весьма успешной. Иногда приходится
отмечать, что даже в городах, где много храмов и есть все условия для
организации миссии, активность сектантских проповедников, предлагающих
посетить их собрания, почитать распространяемые ими брошюры, на поверку
оказывается выше, чем предложения православных посетить
церковно-общественные мероприятия или познакомиться с духовной
литературой. Думаю, епархиальным отделам необходимо приложить еще немало
усилий по освоению миссионерского поля, расширению православного
свидетельства.
- Чем характеризуется
сегодня развитие церковного образования? Что в нем меняется? Дают ли
процессы, происходящие сегодня в этой сфере, надежду на то, что в
ближайшие десятилетия Церковь прирастет образованными и культурными
батюшками?

-
В настоящее время количество духовных учебных заведений у нас в стране
продолжает увеличиваться: в регионах открываются новые духовные
семинарии и училища, призванные наряду с уже существующими церковными
школами подготавливать достойных пастырей для нашей Церкви, а также
заниматься переподготовкой и обучением клириков, принявших сан до
получения духовного образования. Вместе с тем одной из главных задач,
стоящих перед Церковью, является повышение образовательного уровня самих
духовных школ. Именно достижению этой цели должна способствовать
проводимая сейчас реформа по переходу на новую модель обучения -
Болонскую систему. Переход на нее, в частности, будет способствовать
процессу признания дипломов духовных учебных заведений как на
государственном, так и на международном уровнях.
-
Насколько, с вашей точки зрения, важно развитие и, если можно так
выразиться, профессионализация церковных, епархиальных СМИ? Должны ли
они выдерживать конкуренцию на сегодняшнем медийном рынке, или сами эти
понятия (конкуренция, рынок) не должны иметь к ним никакого отношения?
-
В своих выступлениях Святейший Патриарх Кирилл неоднократно подчеркивал
возрастающую роль православных средств массовой информации, связанную с
повышением интереса в светском обществе к тому, что происходит в
Церкви, интереса к Православию. От церковных православных СМИ требуется
сегодня умение обращаться к аудитории на понятном ей языке, выдерживать
особые требования к стилю вещания. Мы должны быть способны преодолеть
сложившиеся у светской аудитории стереотипы, а зачастую и скепсис по
отношению к Церкви; на нас возлагается определенная ответственность за
то, какова сегодня степень доверия людей к Церкви. Нам нужно повышать
профессиональный уровень церковных журналистов и тех средств массовой
информации, которые создаются Церковью.
- Есть ли в сегодняшних тенденциях и процессах церковной жизни то, что тревожит, настораживает, заставляет задуматься?
-
Все-таки считаю, что следует больше говорить о позитивных тенденциях:
росте количества православных храмов, расширении катехизаторской,
социальной, молодежной, информационно-издательской деятельности,
повышении интенсивности церковно-общественных отношений.
Вопросы задавала Марина Бирюкова
Фото Дениса Каменщикова
Газета «Православная вера», № 23 (427)
Опубликовано на сайте Православие и современность
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=54702&Itemid=3