Что меняется в жизни Церкви?

0
221
Время на чтение 6 минут

В конце ноября Саратовскую епархию посетила делегация Управления делами Московской Патриархии, которую возглавил секретарь Управления игумен Исидор (Тупикин). Предлагаем читателям его ответы на вопросы нашего корреспондента.

- Вы посетили уже немало епархий Русской Православной Церкви. Исходя из ваших наблюдений - что меняется в жизни Церкви в последние годы, какие процессы, какая динамика в ней наиболее заметны?

- Начиная с весны 2010 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сотрудники Управления делами Московской Патриархии совершили ряд рабочих поездок по епархиям Русской Православной Церкви с целью знакомства с региональной жизнью. Наше внимание привлекает опыт реализации Постановлений Архиерейского совещания 2 февраля 2010 года, касающихся активизации церковной деятельности. Во многих областях, которые мы посетили, пожелания Священноначалия находят живой отклик среди архипастырей, духовенства и мирян: меняется от спонтанного к системному подход к организации епархиальных проектов, происходит реорганизация епархиальных структур, на городских приходах и в благочиниях появляются штатные должности ответственных за социальное служение, работу с молодежью и катехизаторство. Постепенно благочиния перестают играть роль лишь контрольно-административных подразделений, теперь они все больше нацеливаются на оказание помощи менее развитым приходам, молодым священникам, еще не имеющим достаточного опыта приходского служения.

- Много ли храмов строится сегодня, много ли храмов дореволюционной постройки реставрируется? Разоренный, поруганный и заброшенный храм; храм, в котором не возобновляется, и, судя по всему, долго еще не возобновится богослужение,- насколько эта печальная картина характерна для сегодняшней российской провинции? Есть ли надежда на то, что в ближайшие годы эта проблема будет решена?

- Думаю, было бы неправильным умолчать о тех тысячах православных храмов и часовен, сотнях святых обителей, которые за последние два десятка лет удалось с Божьей помощью возродить в былой красе и благолепии. Это настоящее чудо нашей эпохи, которое многие православные христиане именуют Вторым Крещением Руси. Вместе с тем, с прискорбием приходится отмечать, что далеко не всегда эти храмы наполнены верующим народом. Хотел бы напомнить, что в своих выступлениях Святейший Патриарх Кирилл неоднократно обращал внимание на то, что деятельность священнослужителей и активных благочестивых мирян должна быть обращена к душам и сердцам людей, к просвещению тех христиан, кто, будучи принят в церковную ограду через Святое Крещение, остались невоцерковленными. Если будет расти число активных членов приходских общин, то в наших городах и весях все реже можно будет увидеть церковь, для которой еще не наступила пора возрождения.

- С чего, в большинстве случаев, начинается строительство храмов в российских епархиях, что служит отправной точкой: инициатива верующих конкретного села, поселка, микрорайона? Решение Правящего Архиерея? Решение жертвователей, людей, располагающих средствами?

- Конечно, основное бремя ответственности в епархиях, в том числе и за строительство храмов, возложено на Правящих Архиереев, которые своей мудрой поддержкой вдохновляют приходские общины, священнослужителей, представителей региональных властей и предпринимателей на труды по возрождению порушенных храмов и строительство новых церквей. Важное значение имеют попечительские советы, члены которых через благое дело строительства храма приобщаются к полноте церковной жизни, к участию в Таинствах, обретают живую веру.

- От Священноначалия, от Святейшего Патриарха исходит призыв к развитию социального служения Церкви; это - один из характерных признаков ее сегодняшнего дня, но в то же время - один из самых сложных и проблемных «участков фронта». Именно здесь нам катастрофически не хватает очень многого, а главное - опыта. Как, по вашим наблюдениям, идет этот процесс в Церкви, с какими проблемами, преградами сталкивается она, развивая социальное служение?

- Православная Церковь не может быть безучастна к нуждам и просьбам как своих чад, так и людей, которые не посещают храм. Поэтому на священнослужителей, помимо богослужебной и духовнической деятельности, возлагается обязанность организации социального служения на приходе. Оказание Церковью помощи нуждающимся является неотъемлемой частью ее жизни. Мы обладаем достаточно большим опытом организации подобной работы. Значительную роль в координации епархиальных социальных начинаний играет Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, необычайная слаженность действий которого проявилась этим летом во время постигших нас испытаний от засухи и лесных пожаров. Сегодня, помимо прочего, социальный отдел создает методические материалы, помогающие устроить диаконическое служение на приходе.

- Особая тема - миссионерская деятельность. Церковь сегодня не замыкается в храмовых стенах, она активно идет в народ, использует самые разные формы и способы проповеди. Никто уже давно не удивляется, видя священника среди детей, среди студентов светского вуза, среди военных, спасателей, заключенных в колонии и т.д. На ваш взгляд, эта активность - достаточна или недостаточна, таит ли в себе опасности? Если это так, то какие?

- Вызывать опасения может не деятельность православных миссионеров, исполняющих призыв Спасителя: Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа... (Мф. 28, 19), а безразличие и равнодушие к нашим соотечественникам, живущим вдали от спасительного пристанища, Божьего храма. В наше время практически во всех епархиях существуют профильные подразделения, отвечающие за координацию миссионерского служения, тем не менее их работу нельзя признать весьма успешной. Иногда приходится отмечать, что даже в городах, где много храмов и есть все условия для организации миссии, активность сектантских проповедников, предлагающих посетить их собрания, почитать распространяемые ими брошюры, на поверку оказывается выше, чем предложения православных посетить церковно-общественные мероприятия или познакомиться с духовной литературой. Думаю, епархиальным отделам необходимо приложить еще немало усилий по освоению миссионерского поля, расширению православного свидетельства.

- Чем характеризуется сегодня развитие церковного образования? Что в нем меняется? Дают ли процессы, происходящие сегодня в этой сфере, надежду на то, что в ближайшие десятилетия Церковь прирастет образованными и культурными батюшками?

- В настоящее время количество духовных учебных заведений у нас в стране продолжает увеличиваться: в регионах открываются новые духовные семинарии и училища, призванные наряду с уже существующими церковными школами подготавливать достойных пастырей для нашей Церкви, а также заниматься переподготовкой и обучением клириков, принявших сан до получения духовного образования. Вместе с тем одной из главных задач, стоящих перед Церковью, является повышение образовательного уровня самих духовных школ. Именно достижению этой цели должна способствовать проводимая сейчас реформа по переходу на новую модель обучения - Болонскую систему. Переход на нее, в частности, будет способствовать процессу признания дипломов духовных учебных заведений как на государственном, так и на международном уровнях.

- Насколько, с вашей точки зрения, важно развитие и, если можно так выразиться, профессионализация церковных, епархиальных СМИ? Должны ли они выдерживать конкуренцию на сегодняшнем медийном рынке, или сами эти понятия (конкуренция, рынок) не должны иметь к ним никакого отношения?

- В своих выступлениях Святейший Патриарх Кирилл неоднократно подчеркивал возрастающую роль православных средств массовой информации, связанную с повышением интереса в светском обществе к тому, что происходит в Церкви, интереса к Православию. От церковных православных СМИ требуется сегодня умение обращаться к аудитории на понятном ей языке, выдерживать особые требования к стилю вещания. Мы должны быть способны преодолеть сложившиеся у светской аудитории стереотипы, а зачастую и скепсис по отношению к Церкви; на нас возлагается определенная ответственность за то, какова сегодня степень доверия людей к Церкви. Нам нужно повышать профессиональный уровень церковных журналистов и тех средств массовой информации, которые создаются Церковью.

- Есть ли в сегодняшних тенденциях и процессах церковной жизни то, что тревожит, настораживает, заставляет задуматься?

- Все-таки считаю, что следует больше говорить о позитивных тенденциях: росте количества православных храмов, расширении катехизаторской, социальной, молодежной, информационно-издательской деятельности, повышении интенсивности церковно-общественных отношений.

Вопросы задавала Марина Бирюкова
Фото Дениса Каменщикова
Газета «Православная вера», № 23 (427)

Опубликовано на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=54702&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31