В Центральной Азии активизировались партия Хизб-ут-Тахрир и близкие ей по духу организации. В Таджикистане арестованы несколько десятков «хизб-ут-тахрировцев». При арестах у них обнаруживают большие партии книг, брошюр, дисков, пропагандирующих идеи радикального ислама.
В августе на севере Таджикистана суд приговорил десятерых «хизб-ут-тахрировцев» к срокам заключения от трех до пятнадцати лет. Помимо «Хизб-ут-Тахрир» уголовному преследованию подвергаются члены организаций «Салафийя» и «Джамоати Таблиг», за последний год осуждено более сотни их сторонников.
22 ноября стало известно о задержании высокопоставленного эмиссара «Хизб-ут-Тахрир» в Киргизии. При нем обнаружен «стандартный набор» «хизб-ут-тахрировца»: книги, журналы, брошюры и электронные носители с материалами, пропагандирующими идеи партии на киргизском, русском и узбекском языках. Сообщается, что «Хизб-ут-Тахрир оккупирует Кыргызстан», преследуя цель как можно более глубокого проникновения в структуры государственной властии исключения партии из числа запрещенных. В ряды «Хизб-ут-Тахрир» привлекаются сотрудники государственной администрации, силовых структур, крупные бизнесмены, парламентарии. Готовится почва для создания исламского государства.
В работе с населением «Хизб-ут-Тахрир» придерживается тактики миссионерской работы - занимается решением бытовых и социальных вопросов, проблемами жилищно-коммунального хозяйства, сбором средств для приобретения еды и одежды, предоставлением микрокредитов по беспроцентным ссудам. Тем самым партия обходит запрет на деятельность в Киргизии, привлекает в свои ряды новых сторонников, демонстрирует населению «справедливое общественное устройство» в государстве будущего - халифате. В условиях хронического политического кризиса в Кыргызстане и падения уровня жизни населения эта тактика приносит успех.
Численность активных сторонников радикального ислама в Киргизии оценивается по-разному. В докладе Госдепартамента США о терроризме за 2009 г. указывается, что количество членов «Хизб-ут-Тахрир» с 2006-го по 2008 г. выросло в три раза и достигло 15 тыс. чел. Сотрудник Института по освещению войны и мира С. Мухаметрахимова оценивает численность сторонников «Хизб-ут-Тахрир» в Киргизии в 20 тыс. чел. По максимальным оценкам, число сочувствующих идеям и программе партии осенью этого года достигло 100 тыс. чел. По официальным же данным (скорее всего, заниженным), на учете в силовых структурах Киргизии состоит 1 700 постоянных членов партии. Если раньше деятельность радикальных исламистов затрагивала в основном юг Киргизии и охватывала узбекское население, то с некоторых пор «Хизб ут-Тахрир» упорно продвигается на север, агитируя уже на киргизском и русском языках.
Активизация «Хизб-ут-Тахрир» - показатель общей тенденции исламизации киргизского общества. Позиций, близких идеологии «Хизб-ут-Тахрир», придерживаются партии «Таза дын харакати» («Движение чистой религии») и «Акыл эс, рух, ыйман» («Разум, вера, совесть»), которые видят Кыргызстан частью мира ислама. Основным спонсором киргизского «Движения чистой религии» является турецкая религиозная организация «IBDA-С» (Islami Büyük Doğu Akincilar Cephesi - «Исламский фронт воинов Великого Востока»). С начала года она перечислила в Киргизию около 1,5 млн. долларов на проведение агитационных мероприятий, тиражирование информационных материалов и аренду штаб-квартиры партии в Бишкеке.
Особую тревогу вызывает исламизация молодежи, которая в условиях высокой безработицы, низкого уровня жизни и недоверия к власти легко вовлекается в ряды организаций радикального толка. Тенденция эта характерна не только для Киргизии. После последнего теракта в Худжанде и боёв с вооружёнными отрядами исламистов в Раштской долине, среди которых немало лиц, получивших религиозное образование за рубежом, власти Таджикистана развернули кампанию по возвращению на родину студентов из зарубежных религиозных образовательных учреждений. К середине ноября на родину были возвращены более 500 студентов, еще 136 вернулись несколько дней спустя.
Однако запреты на получение религиозного образования за рубежом, ношение традиционной одежды или попытки ограничить влияние мечетей и медресе не в состоянии обратить вспять тенденцию исламизации центрально-азиатского общества. Слабость власти и социально-экономическая деградация делают усиление радикальных мусульманских организаций неизбежным.
http://www.fondsk.ru/news/2010/11/25/radikalnyj-islam-nastupaet.html