Жить во Христе и Христом

Интервью для журнала «Академический Летописец» и газеты «Сегодня»

0
371
Время на чтение 5 минут

- Ваше Блаженство, какова, на ваш взгляд, особенность эпохи, в которую мы живём, каковы главные проблемы человека сегодня?

- Проблемы у человека во все времена после грехопадения одни и те же: заботы житейские и борьба со страстями и искушениями ради спасения бессмертной души. Меняются формы хозяйствования, политические системы, а человек остаётся тем же и точно также нуждается в спасительной помощи Божьей. При этом, действительно, каждая эпоха имеет свои особенности, ставит свои вопросы и вызовы перед Церковью и каждым христианином. Сегодня это секуляризация (обмирщение), которая пытается занять освободившееся место воинствующего атеизма и которая пытается сделать людей, по слову Откровения Иоанна Богослова, «ни холодными, ни горячими», заботящимися только о земном. И воспитывается такое отношение к жизни современным обществом рекламы и безудержного потребления.

- Православный человек нередко оказывается перед лицом выбора между представлениями, санкционируемыми светским общественным сознанием, и велением своей христианской совести. Как в этих условиях сохранять и возогревать в себе верность принципам веры?

- Христианин должен жить во Христе и Христом, молиться Богу и посещать церковь, регулярно читать Евангелие и пытаться воплощать библейские и евангельские заповеди в своей повседневной жизни. Принципы веры недостаточно только возгревать в себе - на них нужно строить жизнь, ибо вера без дел мертва (Иак. 2:26).

- История нашей страны сложилась так, что немалая часть её граждан была воспитана вне Церкви, без веры. Но при этом многие такие люди стараются жить по совести - по сути, соблюдая библейские заповеди. Как сообщить этим людям о спасительности христианства и спасительности жизни в Церкви?

- Сегодня такое время, когда никто не мешает нам проповедовать. Но для разных категорий людей нужно подбирать свои слова и при этом никогда не лукавить, ничего не делать искусственно или наигранно. Нужно быть искренним и полагаться не на свои знания или умение убеждать, а на помощь Духа Святого, Который научает каждого из нас, как и что говорить, и Который влияет не на разум, а на душу и сердце человека. И тогда может произойти самое, казалось бы, невозможное обращение или вразумление. А людей старшего поколения, независимо от степени их воцерковления, нужно искренне уважать, и нужно помогать им.

- Сегодня нередко говорят, что молодёжь всеми брошена на произвол судьбы и никому не нужна. Порой не исключение и церковная молодёжь: куда ей пойти вне храма, чем заняться? А если и создаются где-то православные организации для молодых, то тут же срабатывает возрастное отторжение любой формализованной деятельности - подобные организации кое-где уже окрестили православным комсомолом. Что же может объединить верующую молодёжь?

- Объединять верующих должна Евхаристия. Всех, независимо от возраста и социального положения. И это общение в таинствах и литургия («общее дело») может продолжаться общими делами и братским общением во внебогослужебное время. А чтобы не было формализации, не нужно создавать организаций для молодёжи, православная молодёжь сама должна объединяться для доброделания, просветительского и социального служения. Кстати, это могут делать не только молодые люди.

- Часто первые шаги молодых людей в храме бывают невероятно трудны. Одна из проблем - как уверовавшему молодому человеку строить отношения со старыми друзьями и привычным кругом общения? Ваше Блаженство, что вы могли бы посоветовать нашим молодым современникам?

- Побольше слушать и поменьше говорить. Побольше - учиться и поменьше - поучать. Должно пройти время, чтобы ваши старые друзья убедились, что ваш приход в Церковь - не сиюминутное увлечение, а сознательный жизненный выбор. Научитесь искренне любить своих друзей независимо от их отношения к вере и Церкви, старайтесь им помогать и поддерживать. И искренне молитесь, чтобы благодать Божья коснулась и сердец ваших друзей.

* * *

- Отмечали ли вы Крещение в детстве? Окунались ли в прорубь? С какими событиями, воспоминаниями вашей жизни связан этот день?

- Нет, в прорубь не окунался. Это не считается обязательным элементом празднования Крещения Господнего. Но в храме в этот день молился всегда. Самый яркий момент - освящение вод. Когда читаешь молитву над водой, когда погружаешь в нее крест, всякий раз на душе праздник. Ведь воды Крещения никогда не смогли бы омыть грехи человеческие, если бы Христос не освятил их своим прикосновением.

- Когда вы поняли, что хотите стать священнослужителем?

- Желание стать священником появилось у меня с первых дней моего осознанного пребывания в храме. Мы с родителями ходили на службу, а затем я стал прислуживать в алтаре. Это и определило мою судьбу. Но самым ярким, пожалуй, впечатлением, стал арест нашего настоятеля на первой неделе Великого поста, во время чтения Покаянного канона. Пришли люди в кожанках прямо посреди службы, сказали батюшке: «Собирайся». А он подозвал меня и благословил дочитывать Канон. Больше мы его не видели.

- Если бы вы не стали священником, какую профессию избрали бы?

- Мне трудно об этом говорить, ведь я никогда не сомневался в выборе жизненного пути. У меня не было внутренних борений и исканий. Передо мной стоял другой выбор - принимать монашество или жениться. Но и тут Господь все решил за меня... (невеста Блаженнейшего жила в его родном селе, но в юном возрасте скончалась. - Авт.) Если помечтать, то я бы мог быть учителем. Но в советское время для верующего человека это было невозможно.

- Вы встречались с людьми, которых потом признали блаженными или святыми. Помогли ли вам их пророчества?

- Мне довелось общаться с духовно опытными людьми. Я не очень верю в возможность точного предсказания будущего. Но в духовную прозорливость и жизненный опыт, который позволяет увидеть возможное развитие событий или человеческой судьбы, я верю. И мне доводилось встречаться с прозорливыми людьми. Но знаю я и то, что если нам о чем-то говорят более опытные люди, мы понимаем, о чем шла речь только после того, как что-то уже произошло. Нужно прислушиваться к мнению духовно опытных людей, но при этом помнить, что жизнь нашу проживать нужно нам. И чтобы понимать советы, нужно пытаться жить в соответствии с Божественными заповедями, пытаясь всякий раз в сложных жизненных обстоятельствах делать выбор в пользу добра. И надеяться не только на себя, но и на Бога, на его благодатную помощь.

- Как вы относитесь к разговорам о конце света в 2012 году?

- Как к рекламной кампании вокруг одноименного голливудского фильма. Или попытке сорвать проведение Евро-2012 (смеется. - Авт.). А если серьезно, то сам Господь сказал, что о дне и часе окончания мировой истории не знает никто, даже ангелы на Небесах. И поэтому нам надлежит не пытаться узнать или вычислить дату кончины мира, а жить так, чтобы быть в любой момент готовыми предстать перед судом Божьим. Это, кстати, более актуально, так как и о дне собственной кончины нам тоже не дано знать.

- Ваше хобби - рыбная ловля. Давно ли вы сидели у реки с удочкой?

- В 2009 году, к сожалению, порыбачить не удалось. Но надеюсь, что 2011-й будет более успешным для рыбалки.

- Приходят ли к вам политики на исповедь?

- Политики - это такие же люди, как и все остальные. И у них те же проблемы, что и у остальных людей. Я рад, что среди наших политиков преобладают верующие. Надеюсь, что благодаря их общению с Церковью эта вера будет воплощаться в делах и заботе о нашем народе.

Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины

http://www.voskres.ru/interview/vladimir1.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан)
Все статьи Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан)
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06