Киев столь велик территориально, а главное, духовно, что святые его места, находящиеся на периферии, подальше от центра, зачастую остаются вне нашего внимания. Десятки раз мне доводилось бывать в Киеве, осеняться Крестным знамением у его замечательных святынь, а до знаменитой Свято-Троицкой Китаевской пустыни, просиявшей именами преп. Досифея и двух Феофилов, ноги меня довели только раз. Так всегда бывает: то дождь помешал, то друзья отговорили, дескать, далековато. А надо было сразу собираться и ехать. Отрадно сюда попасть осенью, особенно если зайти со стороны улицы Китаевской, подняться на всхолмие... Перед вами в долинке откроется дивный вид с куполами в стиле южнорусского барокко, какие мы видим и в киевских Выдубичах, и в Лавре, и в Софийском соборе, и на Кирилловской церкви, и в городе Чернигове, и во многих других малороссийских местах.
Китаевская пустынь. Осень 2010 г.
Справа к Китаевской пустыни «прижались» старые хрущевки и лоскуты-огородики, а слева - подпирают многоэтажки. Но нет нам дела до них, когда мы окружены потоком богомольцев, которые идут и идут к святыне, справедливо именуемой иноками «Киевским Афоном». На одном из склонов виднеется среди осыпанных осенним золотом крон дерев деревянная часовенка, построенная над входом в древние монашеские пещеры.
Часовенка над входом в Китаевские пещеры
Монахи, искавшие уединения, знали, что делали: селились в пещерах подальше от светских, центральных мест. Кому очень нужно - и так придут. А кому мешают прийти внешние обстоятельства, тому, стало быть, еще не время. Между прочим: Император Николай I, посетив при визите в Киев лишь Китаево, получил здесь предсказание о своей кончине...
Если взглянуть в историю По преданию, Китаевская пустынь была основана в ХІІ в. боголюбивым князем Андреем Боголюбским (около 1111 - 29 июня 1174), которого и именовали Китаем. И сам себя он вроде бы тоже так именовал: «...аз великий князь Китай, нареченный во святом крещении Андрей Юрьевич...» Для тех, кто не забыл, Андрей Боголюбский исторически с Киевом связан: во-первых, он сын Юрия Долгорукого, шестого сына Владимира Мономаха, Долгорукий был князем не только ростово-суздальским, но и Великим киевским, что не помешало ему стать основателем Москвы. Так вот, Андрей Боголюбский хоть и получил Киевский престол (после беспрецедентного, страшного разграбления Киева его сыном Мстиславом; да, русские воевали с русскими - страшный урок нам) и потому называл себя Великим князем, но практику отцов изменил: с киевским великокняжьим титулом сидел в землях Владимиро-Суздальских. Так вот, некоторые источники считают, что как раз на месте нынешней Китаевской пустыни и находилось поместье князя Андрея.
Но по другой версии, на Китай-горе когда-то стояла крепость, которая служила южным форпостом Киева с Х в. вплоть до татаро-монгольского нашествия. Логика в этой мысли прямая: «китай» в переводе с тюркского означает «укрепление, крепость». Мы это помним и по Москве, в которой имеется свой древний Китай-город. Возможно, «китаев, китайский, китаевский» означает «огороженный китами». Поскольку, между прочим, китами называли особенные длинные жерди, которыми обносилось укрепляемое место.
Некоторые исследователи считают, что упоминаемое в «Повести временных лет» место Пересечен, где в 1154 г. киевские князья Ростислав и Святослав собирали свои дружины против половцев, находилось в Китаево. Все горы вокруг пустыни усеяны пещерами, сохранилось древнее городище и курганные могильники. В ХVI - XVII вв. монахи организовали здесь лаврский пустыннический скит. В то время в Лавру приходило множество паломников, а монахам-отшельникам приходилось искать более тихую местность. И Китаевская пустынь была именно такой. Как и в Лавре, будущие затворники собственноручно копали себе пещеры. Но не исключено, что пещеры появились в Китаево еще во времена Киевской Руси, а позднее лишь дополнялись новыми.
Дорога в Китаевские пещеры
Член Киевского общества охраны памятников А. Д. Эртель в свое время отводил городищу в Китаево роль именно того пункта, который назван в летописи «Куява» и обычно связывается с Киевом. Таким образом, Киев, по версии Эртеля, возник позднее, чем Китаево. И если вслушаемся в звучание слова «Киев», то можем легко вообразить, что это и есть разговорное сокращение от Ки-та-ев. А? Казалось бы, ну что прибавишь к знаменитым киевским святыням? Ан нет - всякое место хорошо своей благодатью. То же - и Китаевский Свято-Троицкий монастырь, который красиво возвышается над озерцом меж высоченных старых елей, и этот вид неизменно трогает любого прихожанина, паломника. Может быть, по причине того, что облик Китаева мало изменился в веках, приходящий сюда словно прикасается сердцем к древней Святой Руси. Не следует забывать, что исторически Китаевская пустынь - место погребения тысяч подвижников Киево-Печерской Лавры, и теперь мы фактически ходим там по местам исторических захоронений.
Китаевская пустынь. Осень 2010 г.
Южнее Китаевского городища в свое время возник наибольший из существующих в окрестностях Киева курганный могильник - свыше 400 насыпей, из трех групп курганов, разделенных валами. По мнению археологов, исследовавших лишь четвертую часть поросших лесами курганов (Китаево изучалось несравнимо меньше, чем центр Древнего Киева) и датирующих самые ранние здешние находки Х в., одна группа захоронений - это могилы воинов-защитников поселения, две другие - это, скорее всего, погребения мирных жителей. Вал южной части городища относится к XVI-XVII вв., к тому времени, когда Китаево уже было пустынью Киево-Печерского монастыря. Любители пустынножительства из Киево-Печерской Лавры основали на Китай-горе пещерный монастырь, а на месте нынешних зданий пустыни - наземный лаврский скит.
Вход в Китаевские пещеры
То есть Китаевский монастырь здесь стоит девять веков. Напротив зеленоглавой нарядной церкви в склоне Китай-горы вырыт лабиринт иной, пещерной, обители. В ней и сегодня - своя братия, шесть-семь монахов, всегда занятых работами по укреплению пещер. «Мати Досифее пресвятая...» История преподобной Досифеи (старца Досифея, прославившегося в ХVIII в. своими подвигами в Киево-Печерской Лавре и Китаевской пустыни) - удивительна.
Преподобная Досифея (женщина-монах)
Преподобная Досифея, в миру Дарья Васильевна Тяпкина (1721- 1776), была уроженкой богатой и знатной дворянской семьи из Рязани. Она с ранних лет воспитывалась в монашеском укладе, а потому, когда зашла речь о ее замужестве, сбежала в 15 лет из дому, постригши волосы и переодевшись в мужскую одежду. Подвизалась в Троице-Сергиевой Лавре, а в Киево-Печерской, выдавая себя за крестьянина-мужчину, просила пострига. Архимандрит Киево-Печерской Лавры Илларион Негребецкий указал ей на Китаевскую пустынь, где своими руками она вырыла келью невдалеке от существовавших уже пещер и несколько лет провела под именем Досифея в той пещере, питаясь лишь хлебом и водой, никогда не зажигая огня, а на Великий пост - затворяясь наглухо. Суждение о том, знали ль современники, что под именем Досифея скрывается старица, женщина, дискутируется до сих пор. Основной упор делается на единственного пристального исследователя биографии жизнеописания «рясофорного монаха (девицы) Досифея», священника Владимира Зноско, собравшего интереснейшие изустные предания о Досифее и некоторых других киевских подвижниках благочестия, однако есть мнения, что многие приведенные автором факты сегодня требуют уточнения.
Одна из дошедших до нас историй о старице рассказывает, что в 1744 г., когда уже широко распространилась слава о старице, ее пожелала увидеть императрица Елизавета Петровна. Тогда специально для императрицы и были устроены деревянные ступени на гору. Царица долго беседовала с отшельницей. А на следующий день в присутствии императрицы Дарья была пострижена в рясофорные монахини с именем Досифея. Государыня подарила на прощание Досифее кошелек с золотыми монетами, а также тысячу рублей - на благоустройство обители. Старица отдала червонцы крестьянину, принесшему на гору еду, который и отнес их в Духовный собор Лавры. Считается, что средства эти пошли на строительство нового храма в Пирогове.
Досифее, своей духовной наставнице, подвизавшейся некий период в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, приносил еду в келью послушник Феофан. Не раз довелось Феофану, впоследствии тоже ставшему светильником веры, быть свидетелем ее прозорливости. Например, однажды преподобная Досифея попросила принести в келью херувимского ладана, который стала раздавать приходившим к ней, благословляя и наказывая хорошо покурить ладан в своем дворе, ввиду ожидавшегося страшного несчастья. И в самом деле, в конце 1770 г. в Киеве началась эпидемия моровой язвы, унесшей многие жизни. Уверяют, что люди, наделенные досифеевым ладаном, остались невредимы.
Спустя пять лет преподобная по благословению архимандрита Зосимы (Валькевича) вернулась в Китаево, где поселилась в отдельной келейке на берегу ручья. Именно туда к ней наслышанный о ее подвигах прибыл в 1776 г. 17-летний курский юноша Прохор Мошнин, и преп. Досифея благословила его идти в Саровскую обитель. Так старица осуществила свою провиденциальную роль в судьбе молодого человека, впоследствии прославившегося как преподобный Серафим, Саровский Чудотворец. Незадолго до своей кончины старица благословила послушника Феофана идти в Соловецкий монастырь, где он стал знаменитым подвижником (+1819). Прп. Досифея скончалась, стоя на коленях перед иконою, 25 сентября 1776 г., на 56 году жизни, держа в руке записку: «Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь, предать его обычному погребению».
И сейчас притекают к святой Досифее молитвенники с просьбами о помощи. Чья-то взволнованная душа сподобилась на такие искренние, пусть и не совсем совершенные поэтические строки: Скорбно книгу дней своих листаю В предвечерней звонкой тишине. Мати Досифее пресвятая, Господу напомни обо мне.
Могила преподобной Досифеи. Китаево
Могила старицы Досифеи находится у самой стены пятиглавого Троицкого собора Китаевской пустыни. Тут всегда теплятся свечи и не исчезают цветы, приносимые доброхотами-почитателями, молитвенниками. Два китаевских Феофила Нередко китаевские иконки можно приобрести в виде складня, на котором изображены лики двух китаевских подвижников: Досифеи и Феофила. Мне подарили именно такой, он уже несколько лет стоит в моем домашнем алтарике меж образов других святых. Блаженный Феофил (Фома Горенковский), сын священника из города Махнова Киевской губернии, с семи лет круглый сирота, подвизался здесь в XIX в. и обладал даром прозорливости и чудотворений. Он учился в Киево-Могилянской академии, служил в Чигирине и Обухове, Братском монастыре в Киеве. С 9 декабря 1834 г. принял схиму как Феофил, получив благословение на очень трудное подвижничество - юродство Христа ради. Говорят, академическое руководство не принимало «грязного, оборванного монаха Феофила», но паломники - иное дело, они притекали к пророчествовавшему юродивому. В Китаевской пустыни схимонах Феофил подвизался с 1849 г. до самой кончины в 1853 г.
Китаева пустынь. Могила Феофила, Христа ради юродивого
От света рождается свет. Тому свидетельства - судьбы людей, окормлявшихся старцем Феофилом. Часто навещал его здесь, будучи еще ребенком, вместе со своей матерью, Владимир Шепелев, впоследствии преподобный Алексий (+1917). Мальчику Володе старец предсказал, что тот получит сан иеромонаха и станет великим лаврским подвижником. Монастырские записи хранят рассказы о том, что для духовных бесед с преп. Феофилом приходил в Китаево рясофорный монах Киево-Печерской лавры Паисий (+1893), впоследствии также принявший подвиг юродства Христа ради, многие годы подвизавшийся в Китаевской пустыни и причисленный к лику святых. К слову, в Китаево похоронена мать Паисия, Мария.
С именем преп. Феофила связаны и его пророчества об основании Преображенской пустыни Киево-Печерской лавры и Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Последний особо почитаем сегодня среди киевлян, и о нем мы при случае тоже непременно расскажем. На месте могилы преп. Феофила, где когда-то лежала бронзовая плита, нынче установлено бетонное надгробие. А святые мощи угодника Божия почивают в южном приделе Свято-Троицкого храма, от них и сегодня свершаются исцеления «многим недужным и болящим, для которых бессильна помощь человеческая». Прославил Китаевскую пустынь уже почти в новейшие времена и другой Феофил (Петр Саввич Россоха, род. в 1928 г.), служивший наместником Китаевского скита.
Подвижник благочестия Феофил (Россоха)
Рассказ о нем нужен бы гораздо более подробный, тем паче что этот «земной ангел» был нашим современником, и история его духовного пути сохранила немало свидетельств, она весьма поучительна. Прозорливец и целитель духовных недугов схиархимандрит Феофил скончался 22 марта 1996 г. и погребен рядом с могилой иеромонаха Феофила, Христа ради юродивого, в честь которого он был пострижен в высший ангельский образ.
Новые времна Был и столетний (до 1857 г.) период забвения китаевских пещер, вызванный правительственным указом 1771 г., когда в Российской империи было запрещено отшельничество и монахам предписывалось жить только в монастырях.
Уже в 1914 г. было известно, что подземные сооружения китаевских пещер - кельи, ниши, коридоры - расположены в два яруса, соединенные между собой. Общая протяженность магистральной галереи составляет около 100 метров. Высота ее коридоров, с циркульными (округлыми) сводами - 1,7-1,9 метров, ширина - 0,8-1,2 метров. Размеры подземных келий - от 2-х до 5-ти метров в длину и около 2-х метров - в ширину.
В Китаевских пещерах
В начале 1990-х гг., когда в Китаево прошли первые после многих лет забвения пустыни богослужения, в магистральной подземной галерее в своем начале, церковь расчистили и освятили престол во имя преподобной Досифеи, подвизавшейся здесь в ХVIII в. На территории Китаевской Свято-Троицкой пустыни находятся также наземный храм Двенадцати Апостолов, храм преподобного Серафима Саровского. Во дни празднования 2000-летия Рождества Христова престол пещерной церкви ХIХ в. преподобной Досифеи Киевской по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира переименовали в честь Собора Пресвятой Богородицы.
Китаево - место вселения благодати Господней и душевного мира
8 января 2000 г., в престольный праздник, здесь состоялось первое богослужение. За десятилетие, прошедшее со дня возобновления богослужебной практики, Китаевская пустынь стала известна многим мирянам не только как лечебница многих духовных недугов, а и место, куда придя, человек вновь обретает благодать и душевный мир.