«Проблемы можно решить в спокойном и серьезном диалоге»

Генассамблея ООН по Украине 
0
215
Время на чтение 6 минут
 

В последнее время в Греции заметно меняется отношение к Церкви и вере. И хотя Православная Церковь традиционно продолжает играть в жизни государства и общества важнейшую роль - что отражено и в Конституции страны, провозглашающей Православие государственной религией, - однако в течение последних двух десятилетий все больше набирали силу иные тенденции. Подогреваемые и проводимые в жизнь некоторыми кругами, эти тенденции направлены на все большую секуляризацию страны. В конце 1990-х годов была отменена графа о вероисповедании в паспорте, что вызвало недовольство многих верующих. В настоящее время активно муссируется вопрос о том, чтобы отменить традиционное для Греции преподавание Православия в школах, отменить общие молитвы в школах, отменить традиционное принесение присяги с участием священнослужителей, и даже идут разговоры о том, чтобы вообще законодательно отделить Церковь от государства. По мнению некоторых экспертов, активное раскручивание в последние годы в греческих СМИ различных скандалов, связанных с теми или иными священнослужителями, направлено на ухудшение отношения общества к Церкви для более удобного достижения задач по секуляризации страны.

Другим болезненным для современных греков вопросом является проблема нелегальной иммиграции, создающей разного рода трудности, особенно в условиях финансового кризиса. В последние годы особенно много приехало в Грецию выходцев из Албании, Пакистана и стран Африки. Нелегальные иммигранты не имеют возможности работать на законных основаниях, что ведет к ухудшению криминогенной обстановки в стране.

Небольшое интервью митрополита Навпактского Иерофея (Влахоса), данное газете «Σφήνα», дает хорошее представление об этих и других вопросах, которые сейчас находятся в центре внимания греческого общества, а также знакомит с позицией по этим вопросам одного из виднейших иерархов Элладской Православной Церкви.

- Владыка, каково ваше мнение по поводу отмены уроков религии в школах, а также отмены утренней молитвы?

- Ни уроки религии, ни молитвы не должны быть изгнаны из школ. И не только потому, что это запрещает Конституция и действующее законодательство, в котором ясно указано, что образование «имеет своей целью этическое, духовное, профессиональное и физическое воспитание греческого народа, развитие национального и религиозного сознания» (статья 16). Но еще и потому, что если государство не будет заботиться о религиозных чувствах детей, то этим воспользуются другие: в школы придут деструктивные культы, что даст непредсказуемые результаты. Вот почему государство должно серьезно подходить к данному вопросу.

- Каково ваше мнение по поводу отмены присяги[1]? Не держим ли мы курс в сторону государственного атеизма или мультикультурализма?

- Христос сказал весьма определенно: «Не клянитесь» (Мф. 5: 34). Христиане не должны клясться и нарушать заповедь Христову и не должны вынуждать других делать это. Есть много иных способов установить честность, серьезность и искренность человека. Здесь могла бы помочь вера в Бога.

Что же касается утверждения, что мы держим курс в сторону атеизма или мультикультурализма, то я думаю, что более верно последнее, хотя я и не согласен с теми альтернативами, которые приводят сторонники мультикультурализма для обосновании своей позиции - в конечном итоге это ложные дилеммы. Каждое государство в культурном отношении имеет свой особый жизненный уклад, и взаимоотношения каждой страны с ее религиозными общинами определяются в соответствии со сложившейся здесь традицией, как это предусмотрено и Лиссабонским договором[2].

- Поддерживаете ли вы идею предоставления греческого гражданства иммигрантам?

- Священный Синод Элладской Церкви высказывался по данному вопросу, говоря, что он находится в сфере ответственности государственной власти, которая должна принять необходимые меры и обеспечить иммигрантам подобающие условия в соответствии с европейским законодательством, стараясь также при этом не разорвать общественных и культурных связей. Государство должно находить этим людям подобающее место в обществе, а Церковь должна делать их своими членами.

- Как, по вашему мнению, может быть решена проблема нелегальной иммиграции?

- У меня нет определенного мнения по этому вопросу. Мы должны оставить его экспертам. Я знаю лишь, что при решении его государству следует учитывать как основные принципы поддержания общественной сплоченности, так и внимание к человеческим страданиям. Такова «золотая середина». Из новостей я знаю, что, как правило, нелегальные иммигранты - это жертвы недобросовестных людей, так что они - пострадавшие.

- Каково ваше мнение по вопросу отделения Церкви от государства?

- Я совершенно не принимаю слова «отделение Церкви от государства», ибо ни одна организация и ни одно лицо не может жить отдельно от государства или жить как государство в государстве. То, что обозначается как «отделение», уже существует, иначе почему мы здесь говорим, с одной стороны, о делах государства, а с другой - о делах Церкви? Хотя между Церковью и государством имеют место трения по некоторым вопросам, они могут быть полностью решены в спокойном и серьезном диалоге. Так что мы должны говорить не об отделении Церкви от государства, но о регулировании отношений между церковной и гражданской администрациями ради блага граждан и общества.

- Считаете ли вы, что сейчас происходит возвращение межрелигиозного диалога? И что вообще сегодня происходит в этой сфере?

- Было много межрелигиозных встреч, но единственно хорошее, что из них вышло, - это достижение некоторого взаимопонимания между религиозными лидерами; возможно, это взаимопонимание могло бы устранить некоторые проблемы, вызывающие трения. Но я полагаю, что межрелигиозный диалог не может быть частью политических целей, поскольку в таком случае религия будет играть в политические игры. Также я думаю, что мы не должны обмирщвлять православную веру и стремиться к синкретизму, который является целью «Нью эйдж»[3], где все собирается и смешивается в кучу.

- Можно ли сохранить окружающую среду, и как лучше сделать это?

- Православная Церковь верит, что ухудшение окружающей среды началось вследствие греха первозданного Адама и увеличивалось от насилия, какое природа терпела от алчности людей. Верит Церковь и в то, что обновление природы неразрывно связано с восстановлением человека в его прежней славе. Я думаю, что святые могут изменить окружающую среду, как показывают их жития, поскольку святые жили в мире с природой. Я не надеюсь на то, что положение вещей улучшат политики и ООН, поскольку наибольшее загрязнение идет от богатейших и сильнейших стран, у которых есть большие интересы, как это было продемонстрировано недавно в Копенгагене[4].

Перевел с греческого Василий Львов Romfea


[1] В настоящее время в Греции как глава государства, так и члены правительства при вступлении в должность приводятся к присяге предстоятелем Элладской Православной Церкви.

[2] Имеется в виду Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 года в Лиссабоне. Призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию Евросоюза. Вступил в силу с 1 декабря 2009 года.

[3] «Нью эйдж» (англ. new age - «новая эра») - общее наименование новых религиозных движений оккультного характера, в той или иной степени синкретических по своей идеологии (т.е. смешивающих элементы различных религий и культов).

[4] Митрополит Иерофей имеет в виду международную конференцию ООН по защите климата планеты, которая прошла в столице Дании в декабре 2009 года. На этой встрече провалилась попытка организаторов добиться одобрения документа по сокращению выброса углекислого газа в атмосферу, поскольку представители многих стран высказались категорически против предложений экологов.

http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/42397.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос)
Все статьи Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос)
Генассамблея ООН по Украине
О Пашиняне и Алиеве, Путине и Пезешкияне,
Эрдогане, Макроне и тюркском мире
30.09.2024
Постпред России на заседании СовБеза
ООН об использовании западного оружия для ударов по России
14.06.2024
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 00:29
Трагедия деревни
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 00:02
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Александр Миронов
27.12.2024 22:02
Имеет ли силу церковная анафема?
Новый комментарий от Апографъ
27.12.2024 20:07
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Человек
27.12.2024 19:21