В субботу 23 октября в был Москве учрежден Оргкомитет политической партии с предварительным названием «Монархическая партия России». 26 октября на память иконы Пресвятой Богородицы Иверской уведомление о создании оргкомитета было принято в Министерстве юстиции РФ, о чем имеется соответствующий документ, позволяющий начать работу по созданию партии.
В заявлении Оргкомитета, в частности, говорится: «Скоро исполнится сто лет, как в результате государственной измены и последовавшего за ней политического переворота, совершенного в феврале 1917 года, вопреки воле народа, при активном вмешательстве иностранного банковского капитала, Россия утратила свою традиционную национальную государственность - Православную монархию. Внедренная февралистами западная модель либеральной демократии быстро привела к разрушению государства, большевистскому перевороту и многолетней гражданской войне. Казалось бы, этот опыт должен был чему-то научить потомков. Однако, спустя семь десятилетий в августе 1991 года, после падения богоборческого коммунистического режима, эта модель политического устройства вновь была навязана России и вновь привела нас к губительным социально-экономическим и нравственным последствиям, заведя страну в тупик колониального развития, деградации и вымирания». И далее: «Сегодня чтобы преодолеть катастрофические тенденции в нашем развитии, необходим подвиг народа, объединенного вокруг Богоизбранной личности Русского Царя, как это бывало в нашей истории в периоды смут и внешних агрессий, требовавших особого напряжения народных сил. Мы - сторонники нашего национального политического идеала, сторонники монархического принципа и соборного решения о будущем государства, сторонники власти, основанной на православной традиции единения Царя с народом и симфонических отношений Церкви и Государства. Мы не предлагаем претендентов на Трон. Мы убеждены в том, что будущего Государя, предназначенного Промыслом Божиим, в нужный момент укажет Бог и произойдет и произойдет это по древнему обычаю на Всероссийском Земском Соборе, а венчать его на Царство будет Русская Православная Церковь»
Возникает совершенно естественный вопрос: почему, хотя сам по себе монархический принцип изначально вне- и надпартиен, речь сегодня идет о создании партии? К сожалению, это форма, навязанная современными условиями, современной политической ситуацией в стране. В заявлении Оргкомитета указывается, что сторонники Монархической партии будут добиваться восстановления полноты Русской государственности законными политическими средствами, прежде всего, не желая, как это чаще всего происходило в нашей истории, разрушения «до основания, а затем...» По крайней мере, до тех пор, пока это возможно. Речь идет прежде всего о целостности государства Российского до тех пор, пока ее еще можно сохранить. Конечно, если наступит безвластие, или распад страны реально произойдет, или - что хуже всего - Россия окажется оккупирована (целиком или по частям), вопрос будет поставлен принципиально иначе.
В принципе сторонники восстановления монархии могут состоять членами в любой из ныне действующих политических партий России - именно в силу надпартийности монархического принципа и особенно в ситуации переходного периода, каковым не только монархист, но и любой русский человек не может не считать «период РФ», связанный в том числе с потерей Россией ее исконных, более того, изначальных земель. Еще лучше - не состоять в партиях, поскольку само это слово означает всего лишь «часть». Однако на данный момент легальная монархическая партия необходима прежде всего для ведения безпрепятственной и широкой пропаганды монархического принципа как естественного и органичного для России, подавляющее большинство населения которой являются, так сказать, «безсознательными монархистами» - ведь и коммунистических Генеральных секретарей, и сегодняшних президентов оно воспринимало и воспринимает именно как «царей». Кому-то это не нравится, но это так. Необходимо «вывести» «народный монархизм» из «дремлющего» состояния в «бодрствующее». Поскольку нормальное развитие народа возможно лишь при единстве его сознательного и его «безсознательного». Кроме того, хотя, повторим, монархист сегодня в принципе может принадлежать к любой партии, открытое представительство сторонников монархической идеи в Государственной Думе необходимо, поскольку для изменения типа власти («формы правления», как неточно он именуется в современной теории государства и права) мирным путем - а монархисты не выступают за «насильственное изменение конституционного строя» - с самого начала процесса необходимо квалифицированное большинство в Государственной Думе. После достижения основных политических целей партии она, скорее всего, самораспустится.
Решение о создании Монархической партии (а, точнее, ее воссоздании, ибо она была создана еще в начале 1906 г. и была представлена в Государственной Думе Российской Империи в общем списке правых) принято также и потому, что курс на государственную консолидацию и суверенитет, проводившийся в период президентства В.Путина и даже раньше, примерно с 1998 г., на который не только монархисты, но и все русские патриоты-государственники возлагали определенные надежды, в том числе и в том смысле, что он мог в конце концов привести к восстановлению государственной полноты, после приведения к верховной власти Д.Медведева был, по сути, отставлен и заменен возвращением к компрадорству первой половины 90-х. Администрация Медведева под видом «перестройки-2» и «новой демократизации», по сути, готовит почву для «конфедерализации» России, которая неминуемо приведет к ее распаду. Это усугубляется все большим «сближением» с НАТО на роли «младшего партнера», особенно опасного ввиду роста в России регионального сепаратизма. Катастрофический для страны характер приобрела «военная реформа». Россия все более двигается в тупик, выход из которого в рамках республиканско-демократической модели невозможен. Из трех вариантов выхода - регионально-территориальный распад, «вождистское государство», полноценная монархия - последняя является во всех смыслах наилучшим, хотя и наиболее труднодостижимым. Парадокс в том, что, несмотря на «стихийный монархизм» русского народа, его нынешние поколения в значительной степени зомбированы как коммунистической, так и демократической пропагандой и легче примут «харизматического вождя», чем истинного Царя. Это правда.
Но. При всей «легкости» «вождистского варианта» («вождя» крайне легко «сделать» политтехнологическими и манипуляторскими методами) у «вождистского режима», даже если «вождя» удастся выдвинуть действительно отечестволюбивым, национальным силам, есть один «недостаток», перечеркивающий все «достоинства», - вождь смертен. «Вождистское государство» неизбежно заканчивается «двадцатым съездом». В монархическом государстве престолонаследие означает, что «в онтологическом смысле» правит один и тот же Царь. Монархия есть проекция безсмертия и вечности.
Критика т.н. «вождистского государства» не означает отрицания необходимости установления в тех или иных конкретных ситуациях диктатуры. Однако «затягивание» диктатуры может означать обезсмысление целей и задач, которые она ставит. Так, в частности, произошло с Испанией генерала Ф.Франко, который мог и должен был восстановить монархию сразу же после 1945 года. Он этого не сделал, и история франкизма завершилась созданием проамериканского государства с формальным королем. Диктатура строго ограничена своей главной целью - наведением порядка. Превращение диктатора в «харизматического вождя» чревато тем же тупиком. Да, в современной России вопрос о диктатуре в случае приближения распада страны встанет неизбежно. Но окончиться он должен будет не увековечением власти диктатора, а Земским собором.
Что касается будущей Российской монархии, то следует, прежде всего, подчеркнуть ее социально-представительный характер. В целом она должна будет строиться по старому принципу: «Царю - неограниченную силу правления, народу - неограниченную силу мнения». Верховная власть разделена быть не может - от нее в конечном счете исходят и законодательство, и управление, и суд. Разумеется, законодательство в соработничестве с «землей», управление профессиональное и суд состязательный, когда Царь есть Верховный арбитр, стоящий над всеми инстанциями. Общение Царя с народом должно осуществляться не через политические партии отчужденным «политическим классом», а через широкую и разнообразную совокупность социально-представительных органов, профсоюзов, общественных организаций. За основу соотношения власти, управления и самоуправления берется устройство Московского Царства XVI-первой половины XVII вв., но, конечно, только как «матрица», с учетом современных политических и научно-технических реалий.
Новая монархия духовно преемствует Московской Руси, юридически преемствует Российской Империи, прежде всего, в вопросах престолонаследия, в военной и социальной области не проходит мимо советского опыта. В области экономики всякий монархист считает, что вопросы форм собственности не являются главными. Вопросы власти первичны, собственности - вторичны. Есть социал-монархисты (в том числе автор этих строк), есть сторонники «российского капитала». Эти проблемы должны решаться по ходу государственного строительства и, возможно, решаться через создание смешанных форм.
Монархическая партия России не может быть и не является ни «партией нынешней власти», ни «оппозиционной партией». Мы считаем саму такую постановку вопроса ложной. И власть, и «оппозиция» сегодня расколоты. И там, и там есть патриоты, и есть «пятая колонна».
На данный момент главное - предотвращение распада страны. Мы готовы поддерживать любую силу, которая ставит себе эту же цель. Мы не исповедуем принципа «чем хуже, тем лучше» и не собираемся добиваться восстановления монархии любой ценой. Путь к монархии - органический процесс. Но если все же нынешняя администрация доведет Россию до распада, то тогда Земский собор станет «близкой политической возможностью», более того, неизбежностью. Хотя в конечном счете он необходим в любом случае.
Он необходим, прежде всего, потому, что в настоящее время нет ни одной фигуры, которая бы полностью удовлетворяла всем условиям Российского законодательства об Императорской фамилии. Мы знаем, что когда закон не может быть применен буквально, используются принципы аналогии закона (т.е. применяется закон, наиболее близкий) и аналогии права (когда используется «дух закона»). Именно второй принцип должен будет, видимо, применен в ходе Земского собора. В этом случае очень важной становится принадлежность по крови будущего Царя как к Романовым, так и к Рюриковичам. Выскажу мою личную точку зрения. В этой ситуации возможной легитимной кандидатурой является Светлейший князь Георгий Александрович Юрьевский (Романов-Долгоруков), правнук Императора Александра Второго. Но это мое личное мнение, и я со своей стороны готов буду подчиниться любому решению Земского собора. Оргкомитет считает, что на Соборе должны быть, как и в 1613 г., рассмотрены все основные кандидатуры на Всероссийский престол, включая, разумеется, и Принца Георгия Гогенцоллерна. Следует только помнить главное: Земский собор не избирает Государя, а определяет его. И здесь молитва Церкви имеет решающее значение. Нельзя исключить, что именно по молитве произойдет как бы «открытие», «явление» Государя - неожиданное и благодатное. Но это уже дело не человеческое, а Божеское. Пока этого не произошло, политические аспекты проблемы должны обсуждаться объективно и независимо, так, чтобы не впадать в «прелесть».
По поговорке: «Делай, что должно, и будь, что будет». Вернее, что Бог пошлет.