itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Портрет русского националиста

Национализм на повестке дня

0
203
Время на чтение 8 минут
В нашем мире названия уже давно не соответствуют сути явления. Ярким примером такого рода является современный так называемый русский национализм.

Автор, давно и долго общаясь с этой средой, более того - разделяя установку, что родная нация (в данном случае русская - великорусы, малорусы и белорусы вместе) превыше всего, считает необходимым высказаться по тем предметам, которые, по его мнению, превращают нынешний русский национализм в нечто совершенно противоположное тому, что следует из его названия. Предметом изучения будут не полуграмотные отморозки, уверенные, что все зло идет от «чурок», а «интеллектуалы» данного направления. Попытаемся дать обобщенный портрет интеллектуального представителя русского национализма нашего времени.

Наверное, не одного автора, но многих в этом национализме отталкивает нигилистическое отношение как раз к реальной русской нации, ее исторической памяти, ее ментальности, ее святыням и ее государственности. Вряд ли найдется другая среда, кроме русских националистов (будем для краткости называть объект нашего изучения так и без кавычек), в которой бы так резко проявлялось неприятие русской нации.

В чем это выражается конкретно? В отношении к некоторым знаковым вещам для почти каждого русского (кроме националиста). Эти вещи: 1) Православие, 2) российская великодержавность, 3) победа в Великой Отечественной войне. Не обязательно, однако, что средний русский националист не приемлет все эти три ценности. Но фобия в отношении хотя бы какой-то одной из них у него обязательно присутствует.

В отношении к Православию, как фундаментальной ценности русской нации на протяжении многих столетий, у националистов это редко проявляется в подчеркнутом неверии, в атеизме. Большинство националистических интеллектуалов - люди, считающие себя верующими. Но далеко не все они отождествляют себя с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Нередко они являются прихожанами РПЦЗ. Хотя организационно она и объединена с РПЦ, но на низовом уровне различия остались, и существенные. Воцерковленные люди их тонко знают. Некоторые записываются в старообрядцы. Самая мягкая форма неприятия РПЦ - отрицание ее существующего руководства.

Однако у части националистов имеется некое онтологическое неприятие христианства вообще. Отсюда широкое увлечение большой части этой публики либо язычеством (неоязычество, ведизм, "родноверие"), либо экзотическими на русской почве религиями вроде гностицизма, зороастризма, дзен-буддизма и т.д. Такой националист считает Православие главной причиной всех, по его мнению, бед русской нации. Православие делает русских людей послушными, незлобивыми, всечеловечными, и это мешает им сплачиваться против инородцев. Эта публика противопоставляет себя русским националистам, придерживающимся Православия, считая только себя настоящими националистами. По личному наблюдению, русские националисты, придерживающиеся Православия, в последние годы как-то реже стали называть себя националистами. Значит, тенденция к отождествлению русского национализма и анти-Православия превалирует.

Русский националист считает, что многие беды русской нации произошли также от того, что долгие века Россия была империей. Это привело к тому, что русские перестали отличать себя от инородцев, смешались с ними. Империя высасывала из русских жизненные соки, истощила их "витальную силу". Не проводится различия между Российской империей и СССР, так как советский период был, по их мнению, логическим продолжением имперского. Одни считают, что империя всегда противоречила потребностям русских. Другие согласны с тем, что империя одно время способствовала выживанию русских в сложном мире. Однако теперь времена другие, и русским необходимо замкнуться в моноэтническое государство. Отсюда - различные проекты демонтажа того, что еще осталось от российской государственности. От умеренных - сохранение ее в существующих границах при установленной законом "государствообразующей" (вероятно, по типу КПСС - "руководящей и направляющей") роли русских - до радикальных - создание на территории РФ нескольких "русских республик".

Небольшая группа русских националистов, ратующая все-таки за империю, мыслит ее совсем на иных принципах, чем те, на которых она строилась столетиями. Справедливо отвергая ленинское определение Российской империи как "тюрьмы народов", они считают, что вот теперь-то уж Россия обязана таковой "тюрьмой" для нерусских народов стать. Ибо, дескать, "натерпелись ужо от инородцев, хватит", пора русским стать "нацией господ".

Наконец, священная в памяти большинства русских победа в Великой Отечественной войне вовсе не является для многих русских националистов ни священной, ни предметом гордости. А для многих из них она и вовсе служит объектом неприкрытой ненависти. Почему? Для одних - это победа "безбожного коммунистического режима" (некоторые не забывают добавить: "еврейско-коммунистического"). Вторые прикрываются скорбью по десяткам миллионов русских людей, убитых в этой войне в конечном итоге из-за преступной политики большевиков и лично Сталина. Победа, добытая такой ценой-де, не вызывает у них иных чувств, кроме ненависти к тому режиму и скорби по напрасным жертвам. Ну, а третьи и вовсе считают, что в той войне "мировое масонство" кровью русских людей победило человеколюбца-Гитлера, который на самом деле нес всему миру и в особенности России освобождение от большевиков, масонов и кое-кого еще.

Один националист может чтить победу русского народа в Великой Отечественной войне, но при этом быть язычником и стремиться к отделению "Русской республики". Другой - исповедовать Православие и быть державником, но при этом поклонником генерала Власова, Краснова, Шкуро и фон Паннвица. Наконец, третий не скрывает своих симпатий к Гитлеру и нацизму, сжигает иконы на "языческих праздниках" и мечтает о 100%-ной расово чистой "нордической" Руси в дремучих лесах на Северной Двине. Степень реальной русофобии у этих людей может быть различной, но общий тренд налицо.

Я не оговорился, сказав о русофобии русских националистов. А как еще это назвать? Ни в одной среде, даже среди отъявленных либералов, вы не услышите столько унизительного о русском народе, как от некоторых русских националистов. Похоже, для них нет реального русского народа, а есть некий народ-мечта. Русские националисты служат не русскому народу, какой он есть, а тому, каким он должен стать в их представлении. Стать вопреки всему своему тысячелетнему историческому опыту.

Тут мы выходим на самый корень этих настроений. Русским националистам не нравится их собственный народ, его история, обычаи, культура. Что-то из этого исторического багажа они берут и абсолютизируют, но все остальное отвергают начисто. Они стремятся навязать русским модели поведения и организации других народов, создававшиеся веками на совсем иной, чем у русских, почве. Одним из них импонирует всемирное экстерриториальное устройство еврейских общин и государство Израиль, другим - модель чеченского тайпа. Так или иначе, они хотят видеть русских какой-то копией евреев, чеченцев или немцев периода Третьего рейха. Но не такими, какими они есть.

В свое оправдание националисты говорят, что современный русский народ является собой жалкое зрелище, находится в ужасном положении. Он унижен, раздроблен, дезориентирован, а самое главное, по их понятиям - лишен "разумной" ксенофобии. Вот эту значительно преувеличиваемую ими черту русской ментальности, которую они называют "всечеловечностью", им хочется вытравить. Уничтожим ее - и заживем хорошо. Как кто? Как чеченцы, которые никак не выйдут из тупика кровной мести? Как израильтяне, сотрясаемые терактами и восстаниями палестинцев? Или как немцы под Гитлером, против которых был вынужден в итоге ополчиться весь мир?

Русские националисты, конечно, яростно отрицают свою русофобию. Напротив, по их мнению, русофоб - тот, кто "закрывает глаза на недостатки нынешнего русского народа". То есть тот, кто не согласен с их взглядами на переделку русского народа. Они сами швыряются обвинениями в русофобии, как какой-нибудь радикальный сионист, считающий, что всякий, кто не отзывается с восторгом и пиететом о любом отдельно взятом еврее - уже антисемит. Впрочем, сионизм для части русских националистов - нескрываемый пример для подражания.

С каким политическим направлением можно сблизить этот русский национализм? Никоим образом не с консерватизмом. Ибо о какой консерватизме может идти речь при отрицании любого из устоев национального исторического сознания? Разумеется, не с либерализмом в его традиционном понимании. Не потому, что сами националисты резко противопоставляют себя либералам. Их противопоставление во многом искусственно, так как националисты гораздо радикальнее либералов в отрицании русских устоев. Но им свойственно нигилистическое отношение к праву. Они мечтают о том времени, когда все нынешние "русофобы" "ответят за базар". Их психология, если вырвется наружу, способна породить массовые репрессии. В то же время крайний либерализм, современное либертарианство, тоже отвергает право и пытается утвердить "свободу от идеологий", оборачивающуюся на деле худшим идеологическим диктатом. Всем известна история с запретом фигурки распятия Христа в итальянских школах. Национализм можно считать реакцией на либертарианство, но такой же уродливой, как оно само, этаким либертарианством навыворот.

Сложно отношение националистов к социализму. Многие его отвергают начисто. Другие, напротив, убежденно называют себя социалистами (с приставкой национал-). Некоторые готовы даже позитивно оценить советский опыт социалистического строительства. Но тогда вершину его обязательно видят в эпохе Сталина. То есть и здесь - явные крайности.

Видимо, русский национализм взял какие-то крайности от либерализма, какие-то - от социализма. В своем отрицании существующего он сродни радикальному революционному движению в России столетней давности. Он ближе даже не большевизму, который имел отчетливую государственническую доминанту, а анархизму или эсеровскому максимализму. Этно-психологическая аналогия с революционерами начала ХХ века напрашивается еще и потому, что многие русские националисты видят в качестве своих идеологов таких людей, как С. Белковский, А. Шмулевич.

Радикализм в среде националистов моднее, чем консерватизм (впрочем, некоторые из них называют себя "революционными консерваторами" или «консервативными революционерами»). Для характеристики националистов подойдут многие наблюдения авторов "Вех" над революционерами столетней давности (опять-таки, не над всеми). Русскому националисту как виду свойственны неспособность к упорному умственному труду и крайнее доктринерство. Хотя в отдельных случаях националист может блистать глубокой эрудицией в отдельных предметах, логикой суждений и яркой образностью выражений. Истина его не интересует, если она не согласуется с его доктриной. Он не утруждает себя изучением названного предмета своей "любви и заботы" - русского народа как реального исторического лица. Он берет отдельные нравящиеся ему факты и превращает их в догму.

Неудивительно, что в среде националистов царит многообразие точек зрения, часто противоположных, взаимоисключающих. Однако вряд ли в этом плюрализме следует видеть какую-то "цветущую сложность" (выражение К. Леонтьева). Все это просто разновидности нигилизма, зависящие от личных пристрастий. Националисты одного толка видят самых злейших русофобов в националистах отличающегося от них толка. То есть демонстрируют типичный тоталитаризм мышления. Поэтому не приведи Господь, чтобы когда-нибудь их разногласия вырвались из Интернета и тусовок на поприще реальной политики!

Ясно, что такой русский национализм не имеет ничего общего с реальными интересами русского народа.

Конечно, на этом фоне есть и светлые пятна. Их будущее вызывает тревогу. Они, видя все это, еще надеются изменить русский национализм к лучшему. Их ждет одно из двух: или они переродятся сами под воздействием среды, или они найдут в себе силы отмежеваться от этой среды. Противопоставить себя ей уже терминологически - не русские националисты, например, а русские правые. Либералы из СПС не так сильно дискредитировали слово "правые", как наши националисты дискредитировали понятие "национализм". Превратить же это затхлое болото в свежий ручей не под силу никому.

Справедливы слова одного из этих "светлых пятен", хорошо знакомого автору русского националиста: "Господь милостив к России. Он пока хранит ее от худшего, чем все, что с ней до сих пор случалось, - от прихода к власти нынешних русских националистов!"

http://www.russ.ru/pole/Portret-russkogo-nacionalista

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.01.2023 23:26
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.01.2023 23:23
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.01.2023 22:55
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.01.2023 22:44
Когда мы победим?
Новый комментарий от Кожухевич
28.01.2023 19:20
Эх, тельняшка!
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
28.01.2023 19:14
Экономика войны должна быть экономной
Новый комментарий от Тюменец
28.01.2023 19:02