Протоиерей Алексий Уминский - настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной школы, член редакционного совета журнала "Альфа и Омега", ведущий телепередачи "Православная энциклопедия», автор статей о школе и воспитании.
Отец Алексий, тема нашего разговора - «Дети и деньги». Поскольку вы являетесь духовником и преподавателем православной школы, то мы обращаемся к вам не только как к пастырю, но и как к наставнику и воспитателю молодого поколения. Мы живем в эпоху потребления, когда стремление к благосостоянию, процветанию, выгоде, удачной карьере укрепляются в массовом сознании как главенствующая цель человеческого существования. Средствами массовой информации, рекламой, да и вообще, всей идеологией современной эпохи всячески поддерживается идея денег как показателя успешности, упорства, трудолюбия, как эквивалента человеческого счастья. Как вы считаете, нужно ли обсуждать эту проблему с детьми, посвящать их в финансовые семейные вопросы? Или деньги - тема недетская, и целесообразнее отложить ее до более зрелого возраста?
Хотим мы этого или не хотим, но мы живем в тех реалиях, которые нас окружают. И рано или поздно они проникают и в жизнь наших детей, которые узнают о них не только от родителей, но и из телевизора, от соседей по парте, с обложек журналов, даже из текстов песен, доносящихся из ларьков, - из всего контекста нашей действительности. И из этих маленьких лоскутков у ребенка постепенно складывается хоть еще и разорванное, лишенное цельности, но вполне очерченное мироощущение.Несомненно, родители должны здесь быть доминантой, и их видение мира, их представления о том, что есть главное, а что второстепенное, чему отдавать свое сердце, чему - ум, а чему и вовсе не стоит придавать никакого значения, должны стать своего рода путеводителем для неокрепшего, юного существа. Наверное, ребенок, так или иначе, будет в курсе экономических проблем в семье. И здесь важно, как сами родители решают эти проблемы, как расставляют акценты, что для них является главным приоритетом.
Для кого-то ориентиром служит пресловутая успешность - понятие, уже ставшее знаковым в современной жизни. Иногда это понятие даже переходит из сферы бытовой в сферу духовную - в область религиозного мышления. Скажем, во многих протестантских общинах быть успешным означает состоять в связи с Богом - на этом построена так называемая теология процветания: если ты движешься к Богу, значит, у тебя должен быть тугой бумажник и набитый холодильник. Если ты лишен этих «благ», то, значит, что-то не так с твоей верой и тебе нужно работать над собой. Успешность становится целью в жизни, и именно она диктует поведение человека, его поступки и решения. С точки зрения успешности, человек выстраивает психологию отношений, любыми путями стремится быть «на плаву», и «вечные ценности», о которых мы так любим говорить, становятся относительными, поскольку переходят в другой разряд - чего-то необязательного, второстепенного, дополнительного.
Так вот, важным является не то, посвящен ли ребенок в финансовые вопросы, а то, какими ориентирами руководствуются родители. Если они называют себя христианами, но критерием жизни почитают успешность, то, как бы они ни рассуждали о том, что такое хорошо и что такое плохо, детям передастся их внутренняя жизненная установка, которая выразится в желании самоутверждаться, хвалиться «крутым» мобильником или особенной одеждой, купленной в модном магазине. Это все знаки успешности. Ведь мода уже давно перестала быть явлением эстетики: сегодня она служит, прежде всего, показателем той же успешности. Теперь важно не то, насколько тебе к лицу одежда, а в каком магазине она куплена...
Христианин должен от этого освободиться. И даже пытаясь противостоять этой агрессивной идеологии, он постоянно будет сталкиваться с напором внешнего мира, который навязывает свои правила и представления. Даже если семья живет по-христиански, ребенок неминуемо столкнется с проявлениями этого мира, с его ориентацией на успех и благосостояние. И здесь есть одно очевидное лекарство, которым, к сожалению, не так часто пользуются. Это Евангельская правда во Христе. Ведь Евангелие противоречит всяческой успешности. Христос, если можно так сказать, сверхнеуспешен. У Него нет никаких успехов. Он отказывается от любых благодеяний - не хочет быть царем. Он выбирает Себе в ученики неуспешных - с обывательской точки зрения - людей, которые ловят рыбу, а поймать ничего не могут. Он постоянно поругаем за то, что делит трапезу с неуспешными людьми - с блудницами и грешниками, с отбросами общества. Блудница моет Ему ноги и отирает их своими волосами в дому у успешного человека, который смотрит на это с дикостью и осуждением. Даже в Иерусалим Христос входит не под барабанную дробь и звуки фанфар, а верхом на осляти. И вся жизнь Его - опять-таки с точки зрения «разумного» обывателя - заканчивается крайне неуспешно. В этом смысле Евангелие по определению не может быть понято и принято этим миром. Но если мы хотим воспитать ребенка в вере во Христа и правду Божию, вне зависимости от повсеместной рекламы успешности, то опираться необходимо на первоисточник - Евангелие.
Кроме того, важнейшим инструментом воспитания служит культура, которая даже в христианской среде часто отвергается как нечто ненужное и избыточное. Считается, что системность церковной внешней жизни должна полностью обеспечить человеку правильный путь. Распространено мнение, что если человек живет религиозной жизнью и соблюдает очевидные традиционные предписания - не забывает о молитве, постах, посещении храма, делании добродетели, - то он достигает полноты. И кроме этой полноты, ему больше ничего не надо. Это глубочайшее заблуждение. Церковная жизнь еще не есть полнота. Полнота - это выстраивание своей жизни от простого к сложному, от начального к бесконечному, это постоянное движение и рост. Если мы попытаемся сразу же, в одночасье достичь некоего высшего уровня жизни без предварительных ступеней, без накопленного содержания, то потерпим сокрушительную неудачу - провал в пустоту. Для принятия духовного необходимо душевное: человек устроен так, что для всего нового ему необходима опора в уже накопленном содержании. Одно должно опираться на другое. Вот мы приводим в Церковь наших детей, которые не имеют опоры для духовного. Родители же пытаются это духовное насадить в бесплодную почву, не думая о том, что как раз такой опорой и почвой служит сфера душевного - культура.
Если религиозное связано с этической сферой (хотя этика - еще не полнота отношения с Богом, которая выходит даже за рамки этического), то душевное соотносится со сферой эстетики. Без эстетической сферы не может существовать этика. Например, эстетика Древней Греции - с ее великой философией и культурой - была необходима для возникновения христианского богословия и искусства. Греческий мир оказался той опорой, на которую водрузилась этика христианства. В каком-то смысле подобное происходит и с человеком: его движение происходит ступенчато, и ребенку для приятия высшего необходим тот культурный багаж, который не позволит новому рассыпаться, раствориться, разбиться. Кроме того, не будучи наполненной, сфера душевного грозит быть занятой идеологией мира сего, что часто и происходит с нашими детьми. Поэтому глубокое привитие ребенку культуры поможет выстроить его духовный путь, правильно расставить акценты. И тогда этот соблазн успешности будет преодолен.
В жизни многих современных детей часто складывается ситуация, когда они вольно или невольно сравнивают себя со своими сверстниками - детьми более состоятельных родителей. У кого-то более модный мобильник или дорогой компьютер, кто-то каждые каникулы отдыхает в экзотических странах, у кого-то папа ездит на «крутом» автомобиле... Как родителям уберечь детей от соблазна зависти, стремления к деньгам и формирования ложного комплекса неполноценности, несостоятельности, неуспешности?
Часто бывает так, что дети, о которых вы говорите - те, кто обладает всевозможными современными «благами», - на самом деле, лишены чего-то другого, куда более ценного.Им не хватает родительской заботы: родители, увлеченные успешностью, как правило, не располагают временем для заботы о детях. И богатые подарки часто бывают формой компенсации недостаточного внимания и любви к ребенку. Ребенок это неосознанно чувствует и именно поэтому начинает хвалиться родительскими дарами перед сверстниками. И говоря: «вот какой у меня компьютер!», - он на самом деле подразумевает: «вот какие у меня внимательные и любящие родители!». Иными словами, ребенок начинает придумывать себе таких родителей, каких ему хотелось бы иметь, приписывая им несуществующие качества, восполняя тем самым отсутствие внимания и принимая подарки за выражение родительской любви. Поэтому за такой ситуацией часто стоит скрытая детская боль.
Что касается семей, живущих скромно и не имеющих возможности покупать детям дорогие подарки, то здесь опять же все зависит от главных ориентиров воспитания и, что самое важное - от степени родительской любви. Возможность любить есть у каждого, и нет ничего страшного в том, если родители открыто объяснят ребенку, что какими-то вещами можно и поступиться, имея главное - любовь и заботу. Детей ведь не обманешь: они прекрасно это чувствуют. Если родители любят прижимать к себе детей и проводить с ними время не у телевизора, а в беседах, на прогулках и в музеях, то проблема соперничества со сверстниками решится сама собой.
Стоит ли давать детям дополнительные деньги - начиная от карманных расходов и заканчивая такими крайностями, как денежные поощрения за хорошие оценки и иные заслуги?
Денежные выплаты детям за хорошие оценки - явление того же порядка, что и проблема успешности: родители хотят, чтобы их дети были успешными и выстраивают с ними отношения по законам современного делового мира. С детства прививается установка на заработок: всякое усилие имеет свой денежный эквивалент. Это, конечно, безобразие.
Что касается денег на карманные расходы - той небольшой суммы, которую ребенок может потратить на свое усмотрение, - то ничего в этом предосудительного не вижу. Мы с детства помним, что если нам не хватало денег на карманные расходы, то мы что-то где-то «заначивали» (например, от денег на завтраки) и складывали в копилку, чтобы впоследствии осуществить какую-то заветную мечту. Наверное, кто-то сочтет, что такая практика развивает в детях сребролюбие. В каких-то случаях, определенно - да. Во всем есть свои крайности, если мы говорим о ситуациях, когда ребенок, как царь Кощей, «над златом чахнет». Но если не доводить ситуацию до абсурда, то такое детское складывание монеток в копилочку связано больше с игрой, с мечтой, чем с алчностью и сребролюбием. И ничего плохого в этом нет.
Еще один нюанс. Платить ребенку за хорошие оценки - это однозначное зло. Но лишать его карманных денег за неуспехи и провинности имеет свои основания и несет воспитательную функцию. Это совершенно разные вещи. Деньги на карманные расходы - это не заработок за успехи, а безвозмездный дар, знак любви и доверия: дать ребенку деньги - значит, доверить. И об этом доверии говорится в Евангелии - например, когда Господь раздает рабам таланты, доверив им нечто, что им не принадлежит, чтобы посмотреть, как они этим даром распорядятся. И с точки зрения воспитания, деньги для ребенка - очень важный и показательный момент: как ребенок ими распорядится? Куда он их употребит? Способен ли он делиться? Захочет ли подать милостыню? Какой подарок купит другу на День рождения? Такое воспитание необходимо проводить очень тонко - с подсказками, с советами, с предложениями, с разговорами о том, приятно ли что-то делать для кого-то еще. Поэтому карманные деньги могут дать ребенку не только ощущение свободы, независимости и вседозволенности, но и чувство ответственности за дары, которые достались ему просто так.
Иными словами, имея деньги, ребенок учится их не только тратить, но и ценить. С другой стороны, нет в мире большего соблазна, чем деньги...
Но ведь правильнее не прятать соблазны, а научить побеждать их. Лучше ребенок столкнется с ними в детстве и, кроме искушения, увидит в деньгах нечто созидательное.
Начиная с 14 лет, ребенок имеет право самостоятельно зарабатывать деньги. Как к этому относиться? Это хорошо или плохо?
В разных семьях по-разному. Мне приходилось сталкиваться как с положительными результатами опыта такой ранней взрослой жизни, так и с отрицательными. В одних случаях работа способствовала быстрому взрослению ребенка, развитию самостоятельности и чувства ответственности, в других - развивала только гордость, самоуверенность и стремление к выгоде. Это зависит, прежде всего, от цели, которую ставит перед собой подросток. Поэтому, если родители участвуют в судьбе ребенка, то они должны помочь ему найти дело, которое развивало бы его способности и таланты, а не просто становилось бы способом заработка. Кроме того, важно учитывать и окружение, в котором он будет находиться. Ведь одно дело - грузчики, которые пьют и матерятся, и совсем другое - работа в какой-нибудь реставрационной мастерской в качестве подмастерья: видеть, как люди занимаются творчеством, как бережно они относятся к своему труду, будет несомненным приобретением. Работа работе рознь.
Наверное, лучше всего начинать с трудовых лагерей. Например, мои сыновья на протяжении нескольких лет каждый август ездили с «Православными следопытами» в Иосифо-Волоцкий монастырь. И пребывание там было организовано и как работа, и как монастырское послушание, и как интересный досуг - с положенным честным заработком за труды. Они привозили по полторы-две тысячи рублей - большие по тем временам деньги, тем более, для 13-14-15-летних подростков. И ничего плохого в таком интересном, плодотворном и полезном зарабатывании денег я не вижу.
Отец Алексий, отрицательная сторона денег более ли менее очевидна для большинства мыслящих людей. Но существует и другая крайность - особенно, среди тружеников, всю жизнь работающих за копейки. Для многих из них достаток - однозначный признак нечистой совести людей состоятельных и богатых. Что Вы думаете по этому поводу?
К величайшему сожалению, многие люди оправдывают свою бездеятельность, безынициативность и лень нашей современной эпохой, когда честный труд не приносит никакого дохода. При этом богатые люди приравниваются чуть ли не к проходимцам и преступникам. Увы, но часто такое отношение встречается и в церковной среде. Это очень досадно. Наша Церковь становится аморфной, бездеятельной, склонившейсяв позе просящего с протянутой рукой. Почему-то складывается уверенность в том, что богатый перед бедным обязан, богатый перед бедным виноват, богатый бедному что-то должен. Эта постоянная претензия имеет свое понятное объяснение: в нашей Церкви, к сожалению, много людей, которые просто-напросто не желают трудиться, причем, совершенно сознательно. Они живут в болоте безответственности, ожидая, что кто-то будет что-то делать за них, без них и вместо них. Увы, но наша Церковь бедна богатыми людьми, которые могли бы быть замечательными ктиторами, благотворителями, создателями братств, способных вести колоссальную социальную работу. А мы все время почему-то ждем подачек от каких-то богатых людей, которые к Церкви отношения не имеют. А если таковые и находятся, то их же мы потом и укоряем: «Дескать, думает, что дал на Церковь - и теперь ему все грехи простятся, как бы ни так!».
Вместо того, чтобы думать о чужих деньгах, мы должны сами воспитывать людей, способных отвечать за свою жизнь и умеющих трудиться. И действительно быть успешным! Успешным не в том смысле, что успех становится критерием и целью всей жизни, а в том, чтобы доводить свое дело до конца и достигать своей цели. Ведь что такое успех? Это когда человек начал и закончил, добился того, к чему шел. А у нас все начинания не имеют конца. В православной среде очень любят слово «искушение»: им объясняются любые помехи и промахи. Остановились на полдороге - искушение, не достигли цели - искушение. Остается лишь ждать, что появится кто-то, кто за нас доведет дело до конца...
Мы должны расти не только духовно, но и профессионально - совершенствоваться, повышать свой уровень, свою квалификацию. Ведь человек создан так, что его духовный рост не может осуществляться отдельно от других составляющих его жизни. Человек гармоничен во всем, и если он растет, то это происходит со всеми его частями тела одновременно: не бывает так, чтобы росла только одна рука или нога. То же и с духовной жизнью. Духовный рост происходит одновременно с интеллектуальным, творческим и культурным развитием. Поэтому успешность может быть и показателем духовного уровня человека.
Посмотрите на многие современные монастыри, которые могут похвастаться своим процветающим хозяйством - своими полями, стадами, своим прекрасным медом и вином, своим вкусным хлебом. Именно в таком процветании и заключается подлинная успешность.