Святая Параскева в Крыму

0
2435
Время на чтение 8 минут

 Крым наполнен легендами. Особенно ощущаешь это, когда подъезжаешь к Топловскому монастырю. Здесь, по преданию, казнили преподобномученицу Параскеву Пятницу. Подниматься к монастырю нужно долго. Приходится, выйдя из автобуса, идти по пыльной крутой змеящейся дороге, вокруг которой густой стеной встали в безветрии, не шелохнувшись, непривычно высокие, какие-то сказочные деревья. Монастырь еще не восстановлен, но уже сейчас поражает своей легкой, ажурной красотой, прозрачнейшим звонким воздухом, живописными взгорками и тропками. Все это высоко в горах. Поневоле человеком овладевает легкая эйфория (как и положено в горной местности, по сведениям медицины). Даже пожилые люди почти без одышки, трогательно взявшись за руки, идут по крутым горным тропам - то к источнику св. Георгия Победоносца (снова предание: в давнее время люди видели здесь в горах то и дело мелькающего всадника со знакомым иконописным копьем), то к пещере фактической основательницы монастыря - болгарки Константины, то еще куда-нибудь. Святость и благодатность места ощущается сразу. Жаль только, что туристов здесь многовато. Эти не идут пешком в обитель, сгорбившись от котомок и рюкзаков, а комфортно подъезжают к красивым вратам монастыря на шикарных автобусах и автомобилях. Монастырь и парковку приготовил им прекрасную. Выходят в коротких шортах мужчины - и им сразу выдают цветные халаты, полы которых - ниже колен. Это чтобы не смущали монахинь. А при обилии таких полуфантастических фигур - на ум приходит известное произведение Антона Павловича Чехова. Ощущение такое, что все мы - в больничной палате. Ну, а если серьезно, то так оно отчасти и есть. Пришли и приехали мы все сюда - лечиться духовно, избавляться от грехов. Ибо кто ныне здоров?

И лечит здесь всех святая Параскева. Известно, что святая родилась в Риме во II веке, в царствование императора Антонина. Ее родители были христиане; они долго не имели детей и молитвами испросили у Господа единственное чадо - дщерь, которую назвали Параскевою в честь дня ее рождения - Пятницы (Параскевой у греков называется шестой день недели).

Параскева с детства воспитывалась в духе христианской веры и отличалась своим благочестием. После смерти родителей, раздав их имущество нищим, св. Параскева оставила мир и посвятила себя трудам апостольства, проповедуя Христово Евангелие разным языческим народам.

В Риме она выступила в первый раз с проповедью о Христе Спасителе, здесь же она сподобилась претерпеть первые страдания за имя Христово и обратила многих язычников в христианскую веру.
Император Антонин повелел предать святую Параскеву мучениям: на главу ее был возложен раскаленный медный шлем, а сама она была ввержена в котел, наполненный кипящей смолой и маслом, но святая осталась невредимой. Видя это, царь усомнился, действительно ли горячи смола и масло и сказал святой, чтобы она плеснула на него из котла. Она так и сделала, царь почувствовал страшную боль и мгновенно ослеп. Тогда он обратился к святой с мольбой об исцелении своих очей. "Раба истинного Бога, - взывал он, - помилуй меня и возврати свет очам моим, чтобы мог я уверовать в Того Бога, Которого ты проповедуешь!" Святая просветила царя и бывших с ним учением христианской веры, была отпущена с миром и пошла проповедовать учение Христово в другие страны. Св. Параскева пришла в город, в котором царствовал некто Тарасий. Она предстала перед царем с проповедию благовестия Христова. Тарасий предал ее многим страшные мучениям, а в конце приказал отсечь её честную главу. Такова была кончина св. преподобномученицы Параскевы за имя Христово.

По преданию, на месте казни забил источник. Тот самый, к которому едут многие страждущие и недугующие. Святой источник отделан местным гранитом, и около него устроена часовенка с иконостасом. Здесь 25 июля, накануне Храмового праздника совершается всенощное бдение. Народу бывает очень много: приходят из окрестных селений и приезжают издалека.
А рядом - закрытая, в мраморе, купальня, в которую с гор впадают еще два целебных источника. Св. Георгия Победоносца и Трех Святителей. Огромный беломраморный Ангел из кувшина льет воду в купальню. Вода из источника св. Параскевы Пятницы хорошо помогает при глазных болезнях. Недаром на иконе мы видим св. Параскеву с блюдом в руках. В блюде - человеческие глаза. Это ее дар нам, - да прозреем. Прозревают и духовно, и телесно. У одной женщины выпали все ресницы и стало падать зрение, врачи не могли помочь ничем - слишком ясно было, что болезнь послана от Бога. Она приехала в монастырь, и лишь источник св. Параскевы Пятницы помог ей восстановить зрение. Другие два источника помогают при болезнях суставов и при нервных болезнях. Источники славятся во всей Тавриде, сюда приезжают не только страждущие христиане, но и иноверцы. В монастыре ведется даже тетрадь, в которую записываются случаи исцеления. Вот только несколько записей из тетради.

«Несколько лет тому назад в одной семье тяжело заболел отец. Его дочь взмолилась ко Господу: "Господи, не забирай отца, раздели болезнь и для меня". И тут же ей cтало плохо. Положили в больницу и после взятия пункции она не поднялась. Поставили диагноз: рассеянный склероз. Шесть лет она была прикована к постели. Высохла. Остались одни косточки. На праздник Всех Скорбящих Радосте я, недостойная Василисса, привезла ее в Топловский монастырь - Господь меня сподобил. После окунания в Святой купели больная Елена встала па ноги и пошла. Также к ней вернулся дар речи. Благодарим Господа и Матерь Божию зa чудесное исцеление.

Адамовы. Севастополь.

Три года назад я получил ранения ножевые и oгнестрельные. Случайно проезжал мимо и увидел указатель на монастырь. Поднялся в монастырь и по подсказке матушки и Святой Параскевы искупался в святой купели. После операции у меня было запавшее легкое и болели раны. Купель приподняла меня, я почувствовал легкость в телe, легкие задышали полностью. Снимки показали резкое улучшение. Раны очень быстро затянулись и перестали болеть.
Благодарю Господа и Матерь Божию за исцеление. Бондаренко Владимир, г. Днепропетровск».

Официально Топловский женский монастырь святой Параскевы основан по ходатайству Таврического епископа Алексия 25 сентября 1864 года. Но, как сказано, народная легенда а вместе с тем и народные подвиги, словно камни, лежат в основании монастыря св. Параскевы. Первая и главная фигура здесь - монахиня Константина. С конца 50-х годов XIX века вблизи с. Топлы Феодосийского уезда жила благочестивая болгарская девушка по имени Константина. Услышав небесный глас ушла из дома и стала отшельницей, пребывая все время в посте и молитве. Семь лет она прожила в пещере, одеждой ее было рубище.

Кстати, в пещере этой, которую считают своим долгом посетить все паломники, мне довелось побывать. Многие так и считают, что побывали в гостях у монахини Константины. Но это не совсем так. Ее пещерка, вырытая своими руками, так и не сохранилась. Говорят, что пещера была довольно маленькая, так что Константина едва могла влезть в нее, укрываясь на ночь от холода. Нынешняя же пещера - совсем иная. Это длинный, хотя и довольно узкий и тесный ход, уставленный иконами, свечами и горящими лампадами. Стены сырые, с висящими капельками выступающей росы. И все же молиться здесь легко, благодать необыкновенная. Пещера эта была вырублена уже в годы существования монастыря. Здесь в уединении молились схимницы. Из пещеры Константина перебралась к источнику св. Параскевы, где жила в землянке. Сначала одна, а потом к ней присоединилось несколько женщин. Над источником была выстроена часовенка, но Константина денно и нощно молилась, чтобы была построена настоящая церковь. В конце своей жизни Константина приняла полный монашеский постриг и была наречена Параскевой. Она и стала первой настоятельницей монастыря и умерла в глубокой старости в 1874 году.

Следующей значительной фигурой в истории монастыря стала игуменья Параскева, в миру Ольга Родимцева, из купеческой семьи. Став настоятельницей, Параскева добилась процветания Топловской обители. Ни одному крымскому монастырю не жертвовали так много, как монастырю св. Параскевы. За труды на пользу монастыря матушка Параскева в 1894 году была удостоена самой высшей награды, какую только могут иметь монашествующие женщины - наперсного креста.

 

А дальше, с приходом большевиков, началась трагедия монастыря. Монастырь был закрыт 29 апреля 1923 года, но монахини продолжали жить в его стенах под видом «женской сельскохозяйственной артели». Так прошло шесть лет. Но 7 сентября 1928 года ЦИК Крымской АССР постановил: «Сельхозартель "Женский труд"», как лжекооперативную организацию, ликвидировать». В 1929 году на части его территории был основан совхоз под откровенно циничным названием «Безбожник». Престарелая игуменья Параскева скончалась от сердечного приступа в день окончательной ликвидации монастыря. Могильная плита ее сохранилась, и на ней можно прочесть надпись: «Матушка игуменья Параскева Родимцева, строительница Топловской обители, потрудившаяся в ней 53 года. Род. 1849 г. † 3 дек. 1928 на 80-м году. Возлюбленной о Господе матери и мудрой наставнице от горячо любящих сестер». Раньше длинной вереницей проходили к этой плите, а затем и к могилке паломники. Шли со свечами в руках, оставляли на могилке записки. Матушку народ давно почитает святой. Уже много лет в храме стояла пустая рака, готовая принять мощи святой. Вопросы о канонизации, как известно, решаются не так уж и скоро. Но монахини монастыря и все люди верили, что настанет день, когда произойдет прославление матушки Параскевы в лике святых. Есть свидетельство Любови Ивановны Нерук из Мариуполя: «Я приехала в монастырь 7 июня 2001 года, пошла на кладбище поклониться матушке игуменье Параскеве, принесла зажженные свечи. Но они на пути к могилке потухли. Я поскорбела, что потухли свечи, решила их просто незажженные поставить на могилку. Но когда поставила - они сами зажглись». И вот наконец давно ожидаемое событие произошло этим летом: 11 июля 2010 года в монастыре состоялось прославление в лике преподобных игумении Параскевы Топловской (Родимцевой). Память святой преподобной Параскевы Топловской будет совершаться 20 ноября / 3 декабря. Недаром в своем духовном завещании матушка Параскева писала, что обитель создана не на время, а на вечность. Через 64 года, 8 августа 1992 года, в день святой преподобномученницы Параскевы, близ игуменского корпуса совершилась первая Божественная литургия.

Монастырь был вновь открыт в 1993 году. В 1998 году в сан игумении была возведена монахиня Параскева (в миру Нина Михайловна Тищенко). Она и поныне мудро и с любовью опекает жизнь чудесной крымской обители. Насельницы монастыря восстановили храм во имя святой Параскевы, построили часовню над источником и купальню. Как и когда-то прежде, сестрами читается неусыпная псалтирь. Одному Богу известно, сколько душ спасают монастырские молитвы, скольким дают благодать и облегчение. На послушания сюда едут издалека. В монастырь приезжают не только со всей Украины, не только из России (с Урала, Сибири, из Краснодарского края), но из Западной Европы. Больше всего поражают дети: так серьезно они относятся к своим послушаниям. Мой сосед по келье, мальчик-подросток с Урала, немногословен. Он и его соработники, такие же подростки, не просто следят за потоком идущих в купальню паломников, разделяя его на мужчин и женщин, входящих в купальню поочередно, но еще и разучивают сложные церковные распевы, обучаются тут же знаменному распеву. Так, для себя.

А вот еще одна легенда о Топловской обители, которая имела большое влияние на окрестных жителей, особенно на татар: Топловский монастырь "никогда не оскудеет", так как его постоянно оберегает сама святая Параскева. По ночам она ходит вокруг монастыря в монашеском одеянии с посохом и пальмовой ветвью в руках, и благословляет каждого встретившегося ей путника, а если он болен, то тут же исцеляет от недуга своим чудесным взглядом. Если же найдется человек, захотевший принести вред монастырю, то святая наказывает его. Так это случилось с несколькими ворами, пытавшимися ночью украсть бревна и доски, приготовленные для постройки церкви. Грабители были остановлены невидимой силой на месте преступления, где, несмотря на тщетные усилия, оставались со своей ношей до утра, пока не пришли строители-монахи.

Многое еще можно рассказать о монастыре, но лучше приехать и увидеть земную и невидимую духовную красоту монастыря своими глазами.

http://www.ioannp.ru/publications/664378 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Трошин
Все статьи Владимир Трошин
Последние комментарии
Русская национальная идея: «Москва – Третий Рим» и «Православие, Самодержавие, Народность»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.11.2024 17:23
Израиль и Трамп ждут машиаха
Новый комментарий от Хазарин
26.11.2024 16:26
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Владимир Петрович
26.11.2024 16:19
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от Сергей из НН
26.11.2024 16:16
Новое оружие России
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 16:11
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от р.Б.Алексий
26.11.2024 13:42