Митрополит Рижский и всея Латвии Александр рассказал «Субботе», почему Латвийскую православную церковь нельзя считать рукой Москвы. И чем опасно увлечение несколькими религиями одновременно
В нынешнем году по редкому совпадению западные и восточные христиане (православные, католики, лютеране, протестанты, англиканцы) отмечали Пасху в один день. Символично, что накануне этого праздника президент России Дмитрий Медведев подписал указ о награждении орденом Дружбы Митрополита Рижского и всея Латвии Александра, благодаря усилиям которого Русская православная церковь в Латвии с каждым годом становится многочисленней и пополняется бывшими представителями других религиозных конфессий.
В пасхальные дни мы по традиции встретились с Митрополитом Рижским и всея Латвии Александром — поздравили с получением высокой государственной награды России и поговорили за жизнь.
Спасите наши души
— Спасибо! — поблагодарил нас владыка за поздравление. — Но эта награда предназначена не только мне, но и всем православным людям нашей страны, которые поддерживают нашу церковь, живут с миром в сердцах и стараются распространять свою любовь на всех людей вне зависимости от их вероисповедания.
— Владыка, мы живем в многоконфессиональной стране. Скажите, изменилась ли как-то в нашей стране тенденция отношения к Латвийской православной церкви как к руке Москвы или церкви исключительно для русских людей?
— Это не секрет — так не только думали раньше, так по-прежнему многие продолжают думать. Как только не называют — и рукой Москвы, и пятой колонной. Взглядов разных много. Но наше духовенство всячески старается трудиться, чтобы это стереотипное и в корне неверное представление рассеялось.
Латвийская православная церковь — это не церковь русских в Латвии. Да, мы действительно являемся частью РПЦ Московского патриархата, но вместе с тем мы имеем статус самостоятельности и очень многие вопросы у нас решаются внутри самой церкви — независимо, а не под чью-то диктовку. Но этот факт в нашей стране почему-то многие не хотят брать во внимание.
Русская православная церковь существует во всем мире, она многонациональна сама по себе и у нас в Латвии в том числе. И насколько известно из истории, первыми носителями православия в нашей стране были именно древние латышские племена.
Сегодня в Латвийскую православную церковь по-прежнему входят представители очень многих национальностей. В одном только Свято-Троице-Сергиевом женском монастыре проживают монахини девяти национальностей и народностей — русские, латышки, якутки, украинки... Живут дружно, негласно показывая нам, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, что все мы едины.
Конечно, национальность человека имеет определенное значение, но только не для Бога. Для Христа главное — чтобы люди спасали свои души, а не свои национальности. На каком языке говорят на небе? Ангелы — на ангельском. А люди будут говорить на языке любви! Для этого, правда, существует только одно условие — прежде надо на земле обрести любовь к Богу и друг другу.
Вот об этих простых истинах духовенство нашей церкви старается постоянно говорить и в храмах, и в церковной прессе, и на мероприятиях.
— В нашей маленькой Латвии по сравнению с другими странами Балтии самая многочисленная православная конфессия и самый большой процент переходящих в православие из других конфессий. Благодаря каким вашим позициям удалось достигнуть такого результата?
— Я думаю, что не надо обольщаться на этот счет и тем более останавливаться на достигнутом. Потому что нельзя сказать, что уж очень много людей переходит в православие из других конфессий. Да, таких немало. В основном это люди, которые находились в поиске смысла жизни и задавались вопросами духовной жизни из цикла «Как надо правильно славить Бога?». В православии они нашли ответы на свои вопросы и получили удовлетворение в духовной жизни.
Процесс перехода из одной веры в другую очень сложный и деликатный. Ведь люди приходят к нам с разными особенностями — не только этническими, но и социальными, политическими, философскими.
Бывает, что человек переходит в православие неподготовленным, имея какие-то свои представления и не понимая толком основ нашей веры. В этом случае он может легко разочароваться, а после осуждать нас.
Прийти в православную веру не значит только окреститься. Потому что подобный шаг будет равносилен тому, что дверь приоткрыть. Это, конечно, уже хорошо. Но нельзя на этом останавливаться. Надо продолжать развиваться. В этом плане хорошо помогают паломнические поездки в монастыри, когда можно увидеть воочию, что такое молитва, смирение и послушание.
Поэтому тех, кто желает перейти к нам из другой конфессии, мы стараемся очень тщательно готовить и всегда говорим, что это путь долгий и трудный. Так что заслуга нашего духовенства в росте конфессии, конечно же, тоже имеется. Как говорили апостолы, наша жизнь должна быть примером для людей.
Работы непочатый край!
— Есть ли у вас какие-то совместные проекты с католиками и лютеранами?
— Конечно, есть. Прежде всего это работа с подрастающим поколением, нравственное воспитание молодежи и школьников. Одним словом, социальная работа.
— Насколько мне известно, православные и протестанты в прошлом году, не сговариваясь, одновременно открыли в Риге театральные студии для молодежи. Во многих наших храмах очень активно стали заниматься организацией приходской жизни. Все больше родителей отдают детей в воскресные школы, священники стали читать лекции вне храмов. Что еще планируете?
— Я думаю, что здесь работы непочатый край! Раньше у нас не было опыта приходской жизни, потому что в советское время она не только не дозволялась, но и строго запрещалась. Прихожане были только прихожанами, а не членами общины, как это должно быть.
Но в этом вопросе, опять-таки, не надо бежать впереди паровоза и искусственно, эдак быстро-быстро, создавать кружки и всякие сообщества по интересам.
Прежде всего, приход у церкви должен быть единым и действенным в плане общения и заботы друг о друге, духовного просвещения, социальной помощи, воспитания детей.
Прихожане должны объединяться в группы, которые могли бы работать в воскресных школах и лагерях, они могут помогать больным, одиноким, нищим, инвалидам, бедным семьям.
Эта работа очень сложная, но вместе очень благодарная и увлекательная. Планировать в этом плане сложно. Есть свои нюансы: при больших церквях сегодня чересчур огромные приходы (люди просто не могут друг с другом познакомиться), а в деревнях и селах приходы, напротив, слишком малы из-за постоянного отъезда людей.
О возврате церковной собственности
— Сейчас в Москве решается вопрос и идет много споров о возвращении церкви некогда похищенных у нее святынь (икон, храмов, реликвий). Можно ли сказать, что наша церковь в этом отношении в гораздо более выгодном положении? Ведь у нас осталась только одна неразрешенная проблема — Петропавловский храм, который известен современным людям под именем концертного зала Ave Sol...
— Ну, начнем с того, что Петропавловский храм еще до революции не был храмом. Нам его не отдали, потому что на момент 40-го года он нам не принадлежал и у Церкви его никто не отнимал. Потому его не отдали ни в 20-е годы, когда священномученик Иоанн (Поммер) был депутатом Сейма, ни сейчас.
Сегодня, чтобы вернуть ЛПЦ этот храм, правительство должно принять отдельный специальный закон, потому что под общий закон о передаче ЛПЦ ценностей эта история не подходит. Здесь все очень серьезно — земля под храмом принадлежит государству.
Но мы говорим, наверное, о другом. Почти во всех латвийских музеях также как и в российских есть и иконы, и Евангелия, и исторические облачения священников. В некоторых музеях даже есть уникальные царские врата.
А самое печальное — когда наша полиция находит ворованные иконы, она их нам никогда не передает и не возвращают. Куда их по закрытии дел переправляют, совершенно непонятно. Вот недавно наших священников в очередной раз приглашали в полицию посмотреть иконы. Они высказали свое мнение, и все. Отпустили их с миром.
В то время как в России, я точно знаю, ворованные из частных коллекций и храмов иконы возвращают патриархии.
Про кризис и вечность
— Владыка, вот уже год как наша страна пребывает в очень тяжелом состоянии. По вашим наблюдениям, много ли людей пришли за помощью в храмы?
— Психология людей меняется очень медленно. Здесь остается только молиться Богу и помогать людям приходить в церковь, открывать им глаза.
Тем, кто пришел в церковь, конечно же, стало легче все переносить. Их прежде всего покинуло отчаяние, а взамен пришли надежда, терпение и Божья помощь.
— Сегодня очень модно стало верить во все подряд и извлекать для себя пользу из разных религий. Появилось очень много людей, которые молятся в православной церкви, питаются по аюрведе, а оздоровляются с помощью йоги. Это вредно или не очень?
— Религиозный синкретизм всегда приводит к нулю. Всякий труд должен иметь три определенных тезиса — причину, смысл и цель.
Чего ищут подобные люди, пытаясь совместить в своей жизни несовместимые религии? Бога? Себя? Спасение? Они никогда ничего не найдут!
Могу сказать, что в христианстве в целом и православии в частности все очень четко, ясно и понятно изложено: видимый мир имеет свое начало и свой конец. Видимый мир и мир невидимый (духовный) сотворены Богом.
Христиане знают, для чего Бог сотворил мир и человека. Знают, что произошло с первыми людьми в райской жизни. Знают, что Господь посылал на землю пророков и Сына своего.
Мы знаем, для чего мы живем и в чем смысл нашей жизни. Иначе говоря — нам нечего искать, потому что нам все открыто в православии. Конечно, в каждой религии есть маленькая частичка открытия истины, но полноты нет. Потому что полнота есть только во Христе. Он сказал: «Я есть Свет миру».
Мы верим в Бога, который приходил на землю и который воскрес во имя нашего спасения. Истина проста, она давно уже открыта.
Поэтому не надо бегать и изучать все подряд. Надо просто начать изучать Евангелие и читать святых отцов — великих психологов, которые говорили: «Познай свою душу и познаешь Бога». Трудами святых отцов по сей день зачитываются даже великие ученые.
Мне лично очень жаль людей, которые постоянно ищут истину. Нехристианские религии все время призывают людей к познанию каких-то сокровенных тайн, а все это приводит к опасным экспериментам и контактам с миром падших духов...
В этих так называемых естественных религиях как такового Бога-то и нет. Там есть только силы природы. В том же буддизме все строится на нирване, на бесконечных иллюзиях. Ну как можно доверять религии, в которой нет такого понятия, как душа?
Запомните: само слово «человек» — это наши «чело» («разум») и «век» («вечность»). То есть человек существует для вечности, а вечность для человека.
Русским людям вообще надо в этом плане обращаться не к культам разным, а к опыту русских классиков, того же Пушкина.
Для того чтобы обрести истинную веру, надо трудиться, а порхать, конечно, куда легче...
Наталия ЗАХАРЬЯТ