«Ведут нас ко Христу дороги узкие…»

Интервью с Питиримом, епископом Сыктывкарским и Воркутинским

0
341
Время на чтение 16 минут

Гляжу спокойно в даль веков,
Без опасений и без страха –
И зрю Россию без оков
В Державной шапке Мономаха.
Сергей БЕХТЕЕВ

Д.С.: - Дорогой Владыка, вот уже более 14 лет, как Вы руководите епархией. Трудно ли быть Правящим Архиереем?

Е.П.: - Надо иметь в виду, что Бог всегда дает человеку нести его крест по собственным силам, касается ли это священнослужителя, либо Правящего Архиерея. Нельзя сказать, кем лучше быть диаконом или епископом: трудности везде одинаковы.  Поэтому любую должность нужно принять как должное, пронося свое служение через всю оставшуюся жизнь стойко, не упав в очах Божиих. Любое бремя пройдет легко, если ты его понесешь вместе со Христом. Ведь Бог способен обличать эти трудности в духовную радость, следовательно, они не замечаются на всех этапах нашей христианской жизни.

Д.С.: -  Что повлияло на Ваш выбор?

Е.П.: - Это, конечно же, религиозное образование с самого раннего детства. В нашей семье почетной обязанностью было становиться священником. Поэтому, несмотря на многие профессиональные задатки  художника или учителя, приоритетным направлением моей жизни стало служение Богу. 

Д.С.: - Как Ваши родители отнеслись к столь решительному повороту в Вашей судьбе?

Е.П.: - Если ты верующий человек и твои родственники желают и благословляют тебя стать священнослужителем, а в дальнейшем и епископом, то естественно ты первым своим долгом выбираешь службу Богу. Благословение матери очень важно, ведь материнское сердце никогда не обманет.

Д.С.: - Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать человек, желающий посвятить свою жизнь Богу?

Е.П.: - Прежде всего глубокая и осознанная вера в Бога. Многие сегодня из нас живут мирской жизнью, уподобляясь «книжникам и фарисеям», распявшим Господа Иисуса Христа, собирающим сокровища знаний и совершающим, тем самым, своеобразное идолопоклонство, не прилагая духовного виденья. Вследствие чего, не всякий желающий может стать священнослужителям, соблазны князя мира сего всячески забирают многих избранных от Бога. Следовательно, только человек с пламенной верой и чистым сердцем, обладающий необходимым и полноценным багажом духовных знаний, может стать священнослужителем, воином Христовым, исповедником Истинной православной веры.  

Д.С.: - Какие первостепенные задачи Вы для себя поставили, вступив на ниву управления Сыктывкарской и Воркутинской епархией?

Е.П.: - Главной задачей моего архипастырского служения стало возрождение духовной жизни в Республике Коми. Вторая наша задача – это содействие дальнейшему развитию качественной религиозной жизни на каждом приходе в отдельности путем бесконечного самосовершенствования духовно-нравственных качеств, как настоятеля, так и его паствы.

Д.С.: - Многие ли Ваши чаяния осуществились?

Е.П.: - Благодаря милости Божией количество возрождаемых храмов и святых обителей возросло в десятки раз. Поднятие и восстановление поруганных и разрушенных святынь стало для нас первостепенной задачей общенародного, общецерковного покаяния. На данный момент мы имеем 106 храмов, более 70 молитвенных домов и часовен. Не исключаю дальнейшего увеличения количества молитвенных домов и храмов в 1,5 – 2 раза.

Д.С.: - Что еще осталось без ответа?

Е.П.: - К сожалению, до сих пор не установлены Памятники святителю Стефану Пермскому, создателю коми-зырянской письменности, а также равноапостольным Кириллу и Мефодию, создателям славянской письменности, (и это в прошедший Год коми языка)! До сих пор не возвращены дореволюционные названия нашим улицам и площадям, не функционирует Сыктывкарская православная гимназия. Сегодня мы надеемся, что в скором времени на Стефановской площади столицы появится памятник - часовня, а в последующем и Троицкий собор. Это будет лучший подарок к 15 – летию образования Сыктывкарской и Воркутинской епархии и 630 – летию начала миссионерской деятельности святителя Стефана Пермского.

Д.С.: - Как продвигается строительство Духовного центра православия в Республике Коми? Помогут ли меценаты?

Е.П.: - Необходимо констатировать тот факт, что Фонд Духовного центра православия прекратил свое существование. Конечно же, мы надеемся на помощь благотворителей, но главный наш призыв всегда был обращен к представителям светской власти. Ведь нынешняя власть – это преемница богоборческой власти, той власти, что разрушала храмы и убивала священнослужителей. Значит, ее первостепенная задача должна состоять в принесении покаяния, через оказание посильной помощи нашей Матери – Церкви.

Д.С.: - Будет ли, наконец, возведена колокольная Свято-Стефановского кафедрального собора?

Е.П.: - К сожалению, идея строительства колокольни постепенно уходит на второй план. Да, строительство колокольни изначально было активно поддержано во времена Юрия Спиридонова, но новые руководители региона, такого горения уже подчас не испытывали. Хотя даже во времена самых тяжелых внешних и внутренних потрясений в России, начала XX века, храмы строились в большей степени, при активной поддержке светских властей и лично самого Императора… Мы, как всегда, не перестаем надеяться на милость Божию и одобрительную поддержку нынешнего Главы республики Вячеслава Гайзера, ведь на первый план у нас выступает спасение душ человеческих.

Д.С.: - Ваше Преосвященство, для многих в республике не секрет, что Вы – Царский архиерей. Как давно вы стали почитать Августейшею семью?

Е.П.: - Я с самого детства почитаю Государя Императора и его Августейшую семью. Когда мне было всего пятнадцать лет, я уже переписывал житие святого праведного Иоанна Кронштадтского, его откровения о Царе-мученике, истинно православном христианине. Данные рукописные сочинения я передавал своим друзьям, близким моему сердцу прихожанам. Мы все всегда были и останемся монархистами. И этого у нас никто не отнимет.

Д.С.: - Существует ли сегодня надежда на восстановление монархии в России? Что говорят святые отцы, старцы и пророки последнего времени?

Е.П.: - Предсказания о грядущем Государе с пламенной верой и чистым сердцем, нам известны. Но, к сожалению, пока мы такого лидера, предсказанного в пророчествах монаха Авеля Вещего, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, нигде не видим. Ведь даже великий русский философ Иван Ильин писал о том, что Государя мы должны в первую очередь заслужить. Предпосылки конечно к этому есть. Многие представители власти сегодня глубоко верующие православные люди, вплоть до Президента России. Следовательно, если на то будет воля Божия, мы вернем себе престол православных царей. И слава Богу, что Господь не оставляет нас, проводя сквозь страдания к великой славе.

Д.С.: - Мы все, как известно, вступили в пору Великого поста. В чем заключаются его особенности?

Е.П.: - Конечно, Великий пост – это не только отказ от употребления определенного рода пищевых продуктов. Он включает в себя и чтение богословской святоотеческой литературы, и каждодневное осмысленное исполнение молитв, соблюдение внутренней чистоты духовных помыслов. Все это есть дела во имя Господне. Необходимо также отметить, что время поста направляет человека на совершение его добрых дел от чистого сердца. Это – посещение больных в госпиталях, специализированных хосписах, оказание посильной помощи в местах лишения свободы, в детских домах, приютах, местах временного содержания лиц без определенного места жительства. Но пост – это и пробуждение от сна греховного, от лености человеческой, пора покаянная, мир Торжества Православия. Какие же основные этапы включает в себя Великий пост? Во-первых, в эти судьбоносные дни мы вспоминаем подвиг и бесконечную брань монашествующих, обращаясь к трудам святителя Григория Паламы (2 неделя поста). Далее мы посвящаем себя осознанию крестных мук Спасителя и Спаса нашего Иисуса Христа, Его воскресения (3 неделя). После чего мы обращаемся к трудам преподобного Иоанна Лествичника, дабы осознать ступени собственного самосовершенствования (4 неделя). Завершается этот цикл памятью о Марии Египетской, считающейся покровительницей кающихся женщин. Здесь мы вспоминаем о соискании ей великого мужества, которое нам так необходимо в наше трудное время кризиса, как Суда Господня. Это время заставляет нас быть особо внимательными к тем примерам, о которых повествует Церковь. Особенно к Лазаревской субботе, судьбе праведного Лазаря. Ведь все персонажи поста подвизались в преподобии и мученичестве, и это отнюдь не случайно. Они свидетельствовали о Христе до смерти. Это пламенный пример богоподражания. С которого мы начинаем готовимся к весне духовной, благовествующей о приходе Пасхи, через прохождение церковных обрядов причастия, соборования, исповедание грехов. Проходя все эти трудности долгих недель, мы ощущаем в себе великую радость.

Д.С.: - Существуют ли церковные послабления?

Е.П.: - В физическом плане, конечно, послабления есть. Это в первую очередь относится к лицам, страдающим заболеваниями желудочно-кишечного тракта, онкологическими заболеваниями, нервными расстройствами. Детям в этот ответственный период рекомендуют употреблять рыбу, особо богатую микроэлементами, столь необходимыми для умственного развития подрастающего поколения.

Д.С.: - Что для Вас означает понятие «патриотизма»?

Е.П.: - Хотелось бы сразу сказать, что Церковь стоит гораздо выше «патриотизма», выше национальностей и даже выше государства. Хотя одно другому не противоречит.

Д.С.: - Должны ли христиане брать в руки оружие, при грозящей опасности, вставая на защиту Отечества?

Е.П.: - Церковь до революции благословляла воинство на защиту Веры, Царя и Отечества. Вспомните хотя бы подвиг монахов Александра Пересвета и Родиона Осляби, вставших на защиту наших общих святынь от иноземных захватчиков. В иных же случаях, такого благословения она дать не могла, но вместе с тем являясь и оставаясь незыблемым голосом совести. Во всем должна быть здравая рассудительность и умеренность в поступках и деяниях, чтобы это не вызвало необдуманной реакции и не нанесло вреда Церкви, нашему народу.

Д.С.: - В чем состоит опасность псевдопатриотизма, так называемого «ура-патриотизма»?

Е.П.: - Опасность в искажении понятия патриотизма, как любви к своей родине. Когда благо поступка, оказывается направлено, как против государства, так и против Церкви и ее народа. Необходимо здраво оценивать, анализировать, какой патриотизм в том или ином случае нам предлагают, и как он согласуется с нашим святоотеческим наследием. Мы должны четко понимать, кому и для чего это нужно, и к чему та или иная политика может привести. 

Д.С.: - Почему сегодня возникает так много попыток приравнять православных к экстремистам?

Е.П.: - Это общепринятая тенденция, но она связана не только с православными. Здесь нужно разобраться в первую очередь с первопричинами данной ситуации. Среди «патриотов» полно лжеправославных, эгоистов, стремящихся захватить власть. К сожалению, сегодня существует огромная масса подобного рода организаций. Есть в России организации, ведущие к миру и созиданию, а есть сеятели вражды и ненависти. Со вторыми нам не по пути, и это однозначно.

Д.С.: - Как Вы оцениваете введение в армии и на флоте штатной единицы священника?

Е.П.: - Данная должность у нас всегда существовала до революции, и надо сказать, что она себя отлично зарекомендовала и в мирное время, и на полях сражений Первой мировой войны. Все это хорошо описано как в художественной литературе, так и в кадрах кинохроники. Это действенная любовь священника, готового положить душу свою за други своя. Проповедь священнослужителя ободряет войска, предостерегает от трусости и любого предательского компромисса с неприятелем.

Д.С.: - Служили ли Вы в армии, как проходили ваши армейские будни?

Е.П.: - Мое служение приходилось на самые трудные годы атеистического застоя. Когда Хрущев обещал уничтожить всё духовенство, а последнего священника показать по телевидению! И в это самое время я пишу письма своим знакомым о моем желании стать священнослужителем. Это был нонсенс. Конечно же, за мной следили органы госбезопасности, активно помогали бороться и собственные однополчане. Они не могли понять, как человек, ушедший в увольнительную, мог посещать храм. Все эти два года проходили для меня очень трудно, но вместе с тем я ощущал огромную внутреннюю радость. Именно эти годы показали мне истинность слов многих святых, говорящих, что в трудностях – путь к совершенству.

Д.С.: - Существует ли сегодня симфония властей?

Е.П.: - Мы желаем, чтобы она существовала, но на деле сегодня ее, конечно, нет. Она была запечатлена в истории Византии при Феодосии Великом, Амвросии Медиоланском, а также у нас в России при Алексии, митрополите Московском и великом Владимире Красно Солнышко. Но это все были лишь единичные случаи.

Д.С.: - Как на Ваш взгляд следует решать вопрос изучения «Основ православной культуры» в общеобразовательной школе?

Е.П.: - Мы не должны торопиться, слава Богу, что Президент Дмитрий Медведев поддержал введение Основ православной культуры. Сегодня мы активно сотрудничаем с Министерством образования Республики Коми. На данный момент в Институте развития образования и переподготовки кадров идет подготовка соответствующего курса для педагогов. Я знаю, что духовно-нравственные предметы также изучаются и в пединституте, на предметах культурологического и филологического плана. Надеемся, что мы вольемся в общероссийский эксперимент уже в будущем году. Хотелось бы особо отметить, что в программу переподготовки кадров включены лучшие специалисты, имеющие докторские и кандидатские степени в области богословия, сотрудники нашего Епархиального управления. Предметы направлены на формирование духовно-нравственного потенциала лучших слоев русской интеллигенции Республики Коми. Специалисты будут иметь диплом государственного образца, с правом преподавания Основ православной культуры как в светских, так и духовных учебных заведениях не только Республики Коми, но и России.

Д.С.: -  Как это соотносится с правами представителей других конфессий?

Е.П.: - Мы не думаем, что совместное изучение предметов религиозного содержания может привести к межнациональной или религиозной напряженности в стенах того или иного образовательного учреждения. Каждый ученик в зависимости от своей религиозной принадлежности будет иметь право выбора, что ему изучать одну из 4 традиционных религий России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), либо светскую этику.

Д.С.: - Существует ли опасность подмены светской этикой основ религиозных знаний?

Е.П.: - Опасность есть. Сегодня мы пытаемся привнести добродетели, вводя курс Основ православной культуры, а дьявол посылает свои искушения. Многие по наитию приняли «светскую этику» лишь как развитие нравственных качеств у своих чад, их запугали тем, что Церковь намерена ввести Закон Божий. Тем самым происходит спланированная подмена атеистическим мировоззрением, гуманной педагогикой наших основ, традиций, тем самым выхолащивается генетический код России, Святой Руси. Это ненормально, когда атеизм врывается в сознание верующего человека под маской светской этики.

Д.С.: - Как вы относитесь к реформированию богослужебных текстов со старославянского и древнерусского языков на современный русский?

Е.П.: - С настороженностью. Позицию реформирования богослужебных текстов отстаивают в основном «кочетковцы», хотя данный вопрос поднимался существенно раньше. Я думаю, что в храмах необходимо сохранять церковнославянский язык богослужебных текстов, и дело не только в сохранении памяти о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, но дело и в том, что подчас существуют книги с неправильным переводом текста, тем самым происходит искажение слова Божьего, а значит и Истины. Хотя для домашнего чтения благословляется использовать и русский перевод.

Д.С.: - Как на сегодняшний день учитывается регионально-национальный компонент при проведении богослужений? Ведутся ли проповеди на коми языке? Есть ли переведенные богослужебные книги, молитвословы, пособия для священнослужителей и простых мирян?

Е.П.: - Конечно же, данный регионально-национальный компонент учитывается нами в полном объеме. Существует Евангелие на коми языке, перевод которого осуществлялся и в годы застоя. Сейчас произошло обновление текстов, благодаря поддержке Международного института перевода Библии. Хотя для себя лично мы ничего нового не открыли. Мы рады, что коми смогут на своем родном языке изучать слово Божие. Что касается проповеди на коми языке, то данная практика у нас существует. Я сам лично подаю пример, и этому примеру следуют многие священнослужители. Так мы решаем проблему с двуязычием.

Д.С.: - Как вы относитесь к проекту введения в России ювенальной юстиции?

Е.П.: - Негативно. Об этом очень много говорилось и на Рождественских чтениях, а также на форумах и семинарах, проходивших у нас в Республике Коми. Данные вопросы обсуждались нами совместно с Министерствами культуры и образования РК. В Ювенальной юстиции нет никакой необходимости. У нас существует прекрасный орган по делам несовершеннолетних в структуре МВД Республики Коми. Это лишь порождает рознь, будь-то религиозную, межнациональную, а теперь еще и семейную. Ведь, когда нас часто порицают той или иной рознью, то возникает закономерный вопрос, а не кричит ли в толпе вор: «Держите, вора!».   

Д.С.: - Кто, на Ваш взгляд, олицетворяет идеал настоящий христианской семьи?

Е.П.: - Здесь я хотел бы привести в пример благочестивую жизнь Государя Императора Николая II и его венценосной семьи, а также судьбу князей Муромских Петра и Февронии, почитаемых Русской Православной Церковью и нашим народом.

Д.С.: - Существуют ли в благочиниях списки лиц, нуждающихся в социальной адаптации? Возможно ли в епархии найти приют, пропитание, устроиться на работу?

Е.П.: - Мы стараемся вести подобную статистику. Все эти годы мы бесплатно кормим людей во многих городах и весях республики – это Сыктывкар, Ухта, Воркута.  В малых населенных пунктах данную миссию берут на себя монастыри и святые обители. В Сыктывкаре, например, это Кылтовское подворье. Пропитание в нем ежедневно получают более 100 -150 человек, попавших в трудное материальное положение. На данный момент практически в каждом храме организована бесплатная раздача одежды, нижнего белья, сменной обуви. В Свято-Стефановском кафедральном соборе оборудована специализированная раздевалка, где можно подобрать для себя необходимый ассортимент одежды из кожи и меха. Слава Богу, что у нас есть возможность проводить столь необходимую социальную политику в отношении нищих, бесперебойно обеспечивая их полноценным горячим питанием и одеждой. 

Д.С.: - Существует ли в епархии орган, занимающийся проблемами наркомании и алкоголизма? Если да, то каковы результаты?

Е.П.: - У нас каждую среду в Белом зале Дома епископа собираться группа желающих отказаться от алкоголя Православного Братства трезвости св. мч. Вонифатия под руководством иеромонаха Александра Митрофанова, настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы села Богородск. Недавно мною была сформирована и направлена группа алко – и наркозависимых в Ульяновский монастырь, для прохождения двухмесячного курса реабилитации. По данным нашей статистики наблюдается положительная тенденция и практически 100 % исцеление. Многие бросают пить и злоупотреблять наркотиками уже после первой беседы с нашими православными священнослужителями. 

Д.С.: - Согласны ли Вы с покойным митрополитом Иоанном (Снычевым), что экуменизм – это «сверхъересь, ересь ересей»?

Я не считаю, что «экуменизм – это сверхъересь». Ведь даже не доказано, что это ересь.

Да, в 1983 году Архиерейский Собор РПЦЗ провозгласил анафему экуменизму. Другое дело, что наш Собор не осудил экуменизм как ересь. Да, наша Церковь не пожелала вступить в экуменическое движение в 1948 году, но это не означает, что она признает «экуменизм» ересью. Экуменизм может быть оправдан лишь тогда, когда он направлен на соединение всех Божьих Церквей в лоне Православной веры. Негативной составляющей экуменизма можно считать его стремление нести проповедь релятивизма, лишенную всякого обличения языческого неведенья. И в этом состоит серьезный грех. Сегодня из экуменического движения вышли Сербская, Грузинская и Иерусалимская Церкви. И это не удивительно. Существующий экуменический диалог возможен только при наличии двухсторонних отношений (один на один), без существенного перевеса инославных на межрелигиозных саммитах. В обратном случае, это может привести к частичной или полной потере наших духовных чад, видящих внешнюю обманку, а не внутреннее содержание. Этого мы должны избегать сегодня. Нас, православных, ведут ко Христу узкие дороги, тот царский, золотой путь, устраняющий любые крайности и обеспечивающий добродетель рассудительности – по словам святых отцов, главную христианскую добродетель.

Д.С.: - Как же православным избежать соблазнов «мира сего»?

Е.П.: Молодежь должна осознанно исповедовать православную веру, избегая лжепатриотических движений и экстремистских обществ, скрывающихся под маской лжеправославных. У нас в епархии многие годы функционирует православный молодежный Центр, благодаря которому ежегодно проводятся поездки по святым местам, организуются патриотические слеты и Царские чтения, поездки в оздоровительные лагеря Капустино и Визябож, где молодые юноши и девушки охотно занимаются спортивной подготовкой, изучением истории Отечества, Основ православной культуры.

Д.С.: - Как обстоят дела со строительством мечети в Республике Коми?

Е.П.: - На сегодняшний день решается вопрос о провидении общереспубликанского референдума по вопросу уместности постройки мечети в черте города Сыктывкара. Общественники региона даже организовывали сбор подписей. На наш взгляд это справедливые требования, как со стороны епархии, так и со стороны православных граждан. Ведь мы не против строительства мечети, но все должно быть тактично, в определенно допустимых рамках.

Д.С.: - За последние годы в республике активизировались сотни новых религиозных движений, сект и культов. С чем это связано?

Е.П.: - Это не удивительно, мы пожинаем плоды 90 – летнего русского рассеянья, когда с корнем из народной памяти вырывались традиции, обычаи, вера нашего народа в угоду демонам русской революции, разрывающим страну на части. Многие были «иванами, родства не помнящими», и только сегодня мы начали возвращаться к восстановлению нашего русского мира, предсказанного великим русским философом Иваном Ильиным, преподобными Серафимом Саровским и Иоанном Кронштадтским. К сожалению, под влиянием международных обязательств в Россию хлынули различные нетрадиционные движения, секты и культы под предлогом развития в стране гражданского общества по западному образцу, захватывая все новые регионы России.  По примеру многих регионов России у нас в штате создан Центр изучения новых религиозных движений, главной целью которого является проведение любых комплексных религиоведческих, философских, психолого-психиатрических, филологических экспертиз деструктивных, тоталитарных движений, сект и культов, существующих или новообразовавшихся в Республики Коми.

Д.С.: - Как в епархии обстоят дела с католиками, протестантами и старообрядцами? Возможен ли канонический диалог с ними?

Е.П.: - Со старообрядцами у нас никаких недоразумений нет. Они молятся в наших храмах. Существуют также единоверческие храмы в Усть-Цильме, например. Что касается инославных деноминаций, я признаю только двухсторонний социокультурный диалог.

Д.С.: - Около года назад обсуждался вопрос о строительстве Деревни национально-культурных автономий в Мичуринском парке РК, сейчас уже есть попытки создать Дом дружбы народов. Как вы относитесь к данному проекту?

Е.П.: - К данному вопросу нужно относиться очень внимательно. На какие деньги будет возводиться данный проект, на фоне которого в селах закрываются дома культуры? Ведь, если в нем состоят в основном общественники, то правильнее и уместнее будет изыскивать деньги из благотворительных фондов, но не за счет бюджетных средств. Нам стало известно, что недавно произошел случай с одной из диаспор у нас в регионе, закончившийся поножовщиной. Этот факт о многом свидетельствует, если мира нет между собратьями, то возможен ли он под одной крышей? Спросим себя, не приведет ли это к эскалации межнациональной и религиозной вражды в будущем? Быть может, лучше было бы возрождать коми деревни, помогать обустраивать погибшие села?

Д.С.: - Что бы Вы напоследок хотели пожелать читателям нашей газеты?

Е.П.: - Я бы хотел, чтобы наши дорогие читатели чаще посещали церковь Божию и причащались Христовых тайн, чтобы Господь всегда пребывал с ними во времена ежедневных молитв, и тогда, быть может, мы спокойно и уверено будем двигаться по правильному пути к грядущей Пасхе Господней.

Д.С.: - Разрешите поблагодарить Вас, Ваше Преосвященство, за содержательную беседу.

Беседовал Денис САСИН,
Епархиальные ведомости №3 (183), март, 2010 год – стр. 7-12.

http://www.syktyvkar.eparchia.ru/inter.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим (Волочков)
«Тогда тщетна вера наша...»
Выступление на I Республиканской научно-практической конференции «Бог и мировое зло в аспекте мировой глобализации»
31.08.2010
Мир потихоньку катится к своему концу...
Ответы Его Преосвященства, Преосвященнейшего владыки Питирима, епископа Сыктывкарского и Воркутинского на онлайн-конференции информационного агентства «БНКоми (Бизнес новости Коми)»
03.08.2010
Все статьи Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим (Волочков)
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41