itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Икону не разглядывают, перед ней молятся

0
161
Время на чтение 5 минут

Не так давно группа деятелей науки и культуры обратилась к Дмитрию Медведеву с призывом отказаться от страхов в отношении передачи Церкви её имущества: «Мы полагаем, что вопрос сохранности памятников искусства, о которой пекутся противники возвращения церковного имущества, может быть успешно решён и в условиях нахождения этих раритетов в церковных стенах». Среди подписавших письмо был писатель и телеведущий, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО, профессор Юрий ВЯЗЕМСКИЙ.

– Во всей истории передачи Церкви её имущества меня больше всего заботят иконы. И мне показалось очень странным, что сам вопрос, возвращать их Церкви или нет, вообще возник. По целому ряду причин.

Первое. Я считаю себя художником, писать повести, рассказы и романы – это моя основная профессия. В то же время я человек верующий и чётко понимаю разницу между религией и искусством. Так вот иконы – с моей точки зрения – никакого отношения к искусству не имеют. Принципиально. Потому что они созданы совершенно для другого. Они несут в себе совсем иную функцию. Они не созданы для того, чтобы люди на них просто смотрели. Они нужны, чтобы люди перед ними молились. И молясь, общались с Богом. А искусство, художественное творчество – это изначально другое. У него есть вполне конкретная цель: играть с самим собой с целью познания самого себя. Поэтому когда вдруг пошло обсуждение, отдавать иконы Церкви или не отдавать, мне это показалось чрезвычайно странным: а где же им, иконам, ещё быть, как не в Церкви? В крайнем случае икона может жить у тебя дома, но речь сейчас не об этом.

Второе. Иконы никогда не оказались бы в музее, если бы не было гонений на Церковь, если бы не вешали священников, не грабили храмы, не растаскивали церковную утварь. В этом смысле музейные работники, конечно же, спасли иконы – вытащили их из грязи и стекловаты. Студентом я много ездил по различным заброшенным храмам и видел, в каком состоянии там всё находилось. Музеи приютили множество икон, согрели и оберегли. Стали для них своего рода детским домом, приютом, интернатом. Но сейчас, когда эта тьма закончилась, засиял свет и появилась Церковь, которая не переживает гонений, у культовых предметов появилась мать, которая хочет их взять к себе. И которой их, по моему мнению, нужно вернуть. Естественно, поблагодарив воспитателей, мачеху, опекунов: «Спасибо! Спасибо, что сохранили и спасли. Мы вам кланяемся до земли!» Но поймите, ребёнок-то не вам принадлежит…

В связи со всем этим я и подписал письмо. Хотя напрямую там об иконах не говорится. Письмо чрезвычайно нежное. И готовящийся законопроект, о котором сейчас все говорят, касается главным образом недвижимости, признаёт существование и важность музейных фондов и не собирается никаких икон из этих фондов тут же изымать.
Хотя будь моя воля – я бы забрал. Иконе в музее делать нечего. Перед ней надо молиться…

– Статуи и фрески из музеев тоже забрать и установить в храме?

– Картины, которые существовали в католических храмах, и скульптурные изображения и даже фрески – всё это было именно благоукрашением храма. Гениальным, вдохновенным – но благоукрашением. На фрески и картины никто не молился.

С иконой – всё иначе. Между человеком и иконой возникают совсем другие отношения. Вернее, именно с иконой, а не с картиной, отношения и могут возникнуть. С иконой мы общаемся. Мы к ней обращаемся. Мы перед ней опускаемся на колени, чтобы просить прощения… Нам не нужно разглядывать, как клалась охра, как иконописец закруглил линии и как построил композицию. В нашей душе в это время творится совсем другое. И такое чувство в человеке не может вызывать просто картина.

Сравнивать икону Рублёва с картинами Рафаэля невозможно. Это в корне неправильно.

– Но если у Церкви нет возможности обеспечить режим сохранности той или иной иконы…

– Церковь сегодня занимает по этому вопросу очень гибкую позицию. Много икон готовы оставить музеям – особенно древних. Уже не раз говорили, что никто не собирается забирать «Троицу» Рублёва из Третьяковки.

У меня появляется другой вопрос: почему те же самые музейные работники не могут помочь Церкви ту или иную икону отреставрировать и должным образом сохранить? Это – технический вопрос.

И его должны решать между собой конкретные люди с двух сторон. Думаю, этот вопрос разрешим.

Я чрезвычайно много путешествовал по Греции. Ни разу не встречал там музея икон… Прекрасные старинные иконы висят в храмах. Не слышал о том, чтобы им мешали свечи. Зато видел, как люди со всего мира, иногда на коленях, прямо с корабля, к этой иконе приползали, поднимались иногда по очень крутым лестницам – и всё для того, чтобы ей поклониться, просить у неё, чтобы помогла, чтобы исцелила, чтобы наставила.

Думаю, если бы можно было спросить Рублёва, как он относится к тому, что его икона висит не в храме, он бы ответил: «Это не моё творение. Я долго молился Богу, и Он написал её моей рукой. Я здесь только соавтор». Наверное, Андрей Рублёв был бы удивлён, что икона висит на стене как натурщица. Это, если угодно, духовная вивисекция священного предмета. Это святая икона, а её разглядывают…

– Некоторые искусствоведы считают, что собрать много икон в одном музейном зале – это значит дать людям возможность увидеть русскую культуру в развитии, сразу и глубоко в неё погрузиться.

– Так можно в музее много чего собрать. Например, красивых девушек, сказав, что ими нужно любоваться. Особенно удачно, что их можно сопоставлять. Эта девушка – из XVII века, вторая – из XVIII, третья – из XX… Как же мы её выпустим в мир, с ней же может произойти всё, что угодно – там же вообще кризис. Девушка нуждается в специальном уходе, мы обязаны следить за её нравственностью.

Думаете, я преувеличиваю? Но ведь иконы – это тоже в каком-то смысле живые существа. Или существа ангельские. Они живут своей жизнью. Иногда начинают плакать, иногда кровоточить. У любого живого существа есть свой – особый, только ему подходящий – дом. И для иконы такой дом – не музей.

Музей – очень тяжёлый, неестественный оклад для иконы. В нём сохряняется форма, но убивается дух. Я не могу прийти в Третьяковку и молиться на рублёвскую «Троицу».

– Почему, на ваш взгляд, тема передачи Церкви имущества религиозного назначения возникла именно сейчас?

– Потому что Церковь стала возвращаться к полноценной жизни. С каждым днём к вере приходят новые и новые люди. И естественно, что верующим хочется восстанавливать храмы. Пастырям и пастве радостно возрождать приходы и монастыри. И в них нужны иконы! Но сегодня в провинципальных храмах иногда нет денег даже для того, чтобы написать самую простенькую иконку и положить её на аналой в центре храма. А в это время сокровища духовной жизни хранятся в музейных фондах, в руках людей, из которых половина – неверующие. Это абсурд. Людям не на что молиться, а иконы закрыты в подвалах.

– А не кажется ли вам, что простого прихожанина не очень волнует проблема возвращения Церкви её имущества? Он ведёт свою духовную жизнь, исповедуется, причащается – и ему этого достаточно…

– Очень странная логика. Повторюсь, икона – не картина. И её появление в храме меняет что-то в жизни этого храма, если даже зримо ничего не происходит. И если икона начнёт на простого прихожанина воздействовать, ему уже не будет всё равно. Он может не понимать, кто на него в этот момент смотрит, но икона-то понимает. И человек не может не меняться под этим взглядом. Она-то приходит к нему на помощь. А иначе откуда все эти люди, которые стоят у иконы на коленях…

Мы все говорим, что наша страна – верующая, что восемьдесят процентов – православные. Но нам нужна помощь, чтобы в вере укрепляться. Иконы могут помочь – но тогда, когда человек перед ними предстоит. Хотя для этого нужно, чтобы они простили, чтобы захотели помогать.

– А они простят?

– Бог – милосерден. Они должны простить. Но чтобы это произошло, надо хотя бы попытаться попросить прощения. Хотя бы сделать шаг навстречу Богу и Его иконам. Или хотя бы ощутить в себе стыд за содеянное или страх за то, как ты живёшь. По моему глубокому убеждению, взаимодействие Бога и человека строится по закону Сретения – то есть встречи. Надо сделать хотя бы маленький шаг в Его сторону, и тогда Он шагнёт к тебе.

Беседу вёл Константин МАЦАН

http://www.lgz.ru/article/12158/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Вяземский
Все статьи Юрий Вяземский
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25