itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Современные угрозы духовно-культурной идентичности Европы

0
273
Время на чтение 6 минут

Самобытному пространству восточнославянской цивилизации угрожает постепенное вовлечение в сферу влияния европейской культуры с ее идеологией секулярного мировоззрения. В свете этого особенно актуальной становится проблема столкновения либерально-секулярной идеологии с религиозным мировоззрением, которую освещает в своей статье священник Сергий Звонарёв.

Современный мир переживает многие катаклизмы и потрясения, среди которых военные конфликты, столкновение политических интересов, глобальный экономический кризис, межнациональные противоречия, социальная нестабильность и разобщенность. Однако главный вызов человеческому сообществу звучит сегодня со стороны либерально-секулярной идеологии бытия, развитие которой определяет и все остальные сферы общественной и частной жизни.

Эта идеология уходит своими корнями в доктрину гуманизма эпохи Нового времени и предполагает в качестве главной ценности права и свободы человека в отрыве от нравственного измерения. По-сути, она высвобождает греховную человеческую природу, не ограниченную нравственным законом, который, по ее логике, не является константой, а одной из вариаций моделей поведения человека.

Либеральная идея, утвердившись на Западе, начинает свой дрейф в сторону другого цивилизационного региона, который веками жил и продолжает существовать с опорой на религиозные ценности и сформированную ими систему нравственных координат. По мере расширения Европейского Союза, включения в его состав все новых европейских стран, в первую очередь из числа государств Восточной Европы, идеологические, ментальные разломы все больше смещаются в сторону восточнославянского мира. Самобытному пространству восточнославянской цивилизации угрожает постепенное вовлечение в сферу влияния европейской культуры с ее идеологией секулярного мировоззрения, правами и свободами человека в качестве доктринальной опоры объединенной Европы.

Сама по себе идея человеческих прав и свобод является важным регулятором общественных отношений. Она оберегает достоинство человека, его неотъемлемые фундаментальные права. Однако она несет и нечто неприемлемое для религиозного сознания, которое живо в восточнославянском цивилизационном поле. Речь идет об относительности морали и нравственных координат человеческого бытия, утверждении секулярного мировоззрения, отрицании греха. Согласно принципу усердно распространяемой в международном пространстве концепции прав и свобод - «разрешено все, что не запрещено законом» - в обществе утверждается нравственный релятивизм и нигилизм. Нравственный закон, некогда бывший опорой социума, перестает быть таковым, поскольку не легализован международным законодательством, а является частью частной жизни человека. И если и остается законом, то, по крайней мере, только для того человека, который добровольно ему подчиняется, но не для всего общества в целом.

Религиозные нравственные ценности давно перестали быть в «старой» Европе регуляторами общественной жизни. Зато они продолжают оставаться таковыми в странах Восточной Европы, где доныне сохранилась традиция соизмерять христианскими нормами бытие и развитие общества. Вот этой-то традиции, утверждающей, что искусственное прерывание беременности и эвтаназия есть убийство, проституция - грех, а не профессия, семья - это союз мужчины и женщины, а не гомосексуальное сожительство, противостоит правочеловеческая идеология этической вседозволенности.

Столкновение либерально-секулярной идеологии с религиозным мировоззрением чаще всего отражается в деятельности международных организаций, в частности судебных структур. Так, 3 ноября 2009 года Европейский суд по правам человека по делу Лаутси против Италии принял решение о запрете размещать в общеобразовательных школах христианские символы, в частности распятия, что, якобы, противоречит правам человека и не соответствует светскому характеру образования. Вот так одним судебным вердиктом решаются вопросы культурно-религиозной, а, следовательно, цивилизационной идентичности целых народов.

Европейский суд по правам человека, игнорируя национальную и культурную специфику отдельной страны, в настоящее время закладывает некоторую норму правомочного вмешательства международных структур во внутренние дела религиозных организаций и в конкретную систему государственно-конфессиональных и церковно-общественных отношений. К такому выводу приводит оценка судебных решений ЕСПЧ с религиозным компонентом. В подтверждение своей мысли приведу еще одно яркое решение европейской фемиды. Годом ранее упомянутый судебный орган вынес решение в отношении болгарских раскольников, обязав Правительство Болгарии вернуть раскольнической организации ранее изъятое недвижимое имущество. Власти страны подали жалобу в Большую палату Европейского суда, однако суд отказал в ее рассмотрении. Опасность вердиктов ЕСПЧ заключается в том, что они носят прецедентный характер и способны стать калькой для юридической оценки схожих ситуаций по другим делам религиозной направленности. Это обстоятельство побуждает Русскую Церковь искать союзников в лице традиционных религиозных общин и солидарных с ней общественных сил, способных убедительно донести до европейского правосудия мысль о необходимости учитывать в судебных решениях религиозные традиции той или иной страны.

Политика ЕСПЧ, как и в целом Совета Европы, временами содействует разрушению духовных оснований европейского мира посредством внедрения последовательно секулярных принципов в основу функционирования европейской общественно-политической системы. Так, подготовленная (но не утвержденная) частью парламентариев Парламентской ассамблеи Совета Европы резолюция № 11757 от 14 октября 2009 года может существенно ограничить врачей в возможности отказа совершать аборты. Документ постулирует, что совершение аборта должно быть признано неотъемлемым правом человека. Также резолюция предлагает ограничить возможности отказа совершать аборт по причине его несовместимости с религиозными взглядами врачей или институтов. Если проанализировать данную ситуацию, то приходит очевидное понимание фактической готовности авторитетной международной организации признать правомочность отнятия беззащитной человеческой жизни. К счастью, данная тенденция не получила единогласного одобрения.

Среди последних документов Парламентской ассамблеи Совета Европы, разрабатываемых этой европейской международной структурой и способных стать угрозой этике, морали и нравственности традиционных обществ, является проект резолюции «Дискриминация на основе сексуальной ориентации и половой принадлежности» (подготовлен Комитетом ПАСЕ по политическим вопросам и правам человека). Данным проектом провозглашается необходимость уравнивания семьи с однополым сексуальным партнерством, проект также призывает к пропаганде гомосексуализма и иных форм нетрадиционной сексуальности через школьное образование и средства массовой информации. Среди настораживающих тезисов в проекте документа то, что высказывания в публичной среде против вышеуказанных явлений и их свободного распространения в обществе именуются «языком ненависти». Это означает, что всякое открытое выражение несогласия с попытками утвердить в качестве нормы альтернативное традиционному сексуальное поведение и образ жизни будет пресекаемо и преследуемо.

Проект резолюции ПАСЕ вызвал широкий общественный резонанс. К нему поступили многочисленные поправки, которые заставили перенести его рассмотрение на весеннюю сессию Ассамблеи, но не сняли с повестки дня организации. Европейские чиновники склонны считать, что сексуальная ориентация не относится к морали и нравственности, а потому ее нетрадиционные формы имеют полное право на ничем не ограниченное присутствие в обществе. Религиозные нормы, которые, собственно, и содержат большей частью запрет на гомосексуальные связи, объявляются апологетами сексуальных меньшинств как не являющиеся ныне источником общественной морали и нравственности. А посему каждый волен определять свои предпочтения в сексуальной сфере и публично их демонстрировать. Действительно, справедлива мысль Ф.М. Достоевского о том, что если нет Бога, то все позволено.

Фактор авторитета европейских международных организаций оказывает влияние и на политику национальных структур в области законодательства. Сегодня мы становимся свидетелями того, что в отдельных европейских странах происходит вытеснение проявлений христианской традиции в угоду принципу толерантности. В частности, в британских институтах законодательной власти идут дискуссии по внедрению закона о равенстве (инициатива от 19 ноября 2009 года), согласно которому может быть введен запрет на празднование Рождества Христова. Пока же реалиями остаются рекомендации жителям не зажигать рождественские огни, с рождественских открыток постепенно исчезают изображения Богомладенца-Христа, евангельских волхвов и пастухов, а сам праздник все чаще именуется «сезонным» или «зимним». По словам сторонников подобного подхода, все это делается в том числе для того, чтобы не обидеть мусульманское меньшинство. При этом сами мусульмане сомневаются, что такие меры служат достижению мирного межкультурного и межрелигиозного сосуществования в европейских традиционно христианских странах.

В правоприменительной практике некоторых государств Европы наблюдается пренебрежение властей к духовным потребностям коренного населения. В этой связи стоит упомянуть намерение испанских властей с 24 ноября 2009 года запретить помещать в школах, больницах, тюрьмах и казармах христианские символы. Запрет может быть также распространен на церемонии вступления в должность министров, которые до сих пор присягали на Библии и перед распятием.

Необходимо отметить, что в Испании это не первый случай подобного рода. Так, в 2008 году суд испанского города Вальядолида в ответ на иск группы родителей постановил убрать распятия из классов одной из частных школ.

Приведенные примеры наглядно показывают, что агрессивный либерализм и секуляризм способны стать угрозой не только религиозной традиции, но и привести к потере народами Европы христианской идентичности, а потому и к уязвимости перед лицом пассионарно более сильных культур и религий. Барьером на пути цивилизационного разложения может стать открытый ценностный диалог, к участию в котором должны быть привлечены Церкви и иные традиционные религиозные общины Европы.

http://www.bogoslov.ru/text/702156.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Звонарёв
Все статьи Священник Сергий Звонарёв
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09