Классик белорусской литературы, поэт, публицист и литературовед Максим Богданович писал: «Мы, белорусы - третий народ русского корня». Идея исторической общности русских, украинцев и белорусов имеет многовековую историю. Ее истоки коренятся в эпохе Киевской Руси. В начале XVII века осознание этой общности было достаточно четко сформулировано в «Руском летописце»: «Вестно есть всем, яко сии все ... Москва, Белая Русь, Волынь, Подоля, Украина, Подгоря ... единокровны и единорастлны, се бо суть и ныне все общеединым именем Русь нарицаются»1. Общность трех братских народов задана и их длительным сосуществованием в рамках Российской империи и Советского Союза. Будучи приверженцем концепции единой древнерусской народности, Александр Лукашенко в недавнем прошлом говорил о том, что русские и белорусы - это один народ.
Однако в настоящее время ряд деятелей оппозиции прежнюю концепцию замещают «литвинской»2, связывая происхождение белорусской нации с Великим княжеством Литовским (ВКЛ). Поиск национальной самоидентификации в Белоруссии вылился в откровенную русофобию. Приверженцы этой теории, подчёркивая свою «европейскость», стараются убедить народ в том, что белорусы и русские с давних времен являются врагами.
Например, историческое значение битвы под Оршей между литовско-польскими войсками и войсками великого князя Василия (8 сентября 1514 года) рядом политических деятелей Белоруссии активно используется в целях пропаганды, так как она является крупнейшей из немногочисленных побед над войсками Московского государства. Некоторые белорусские историки и политики называют воинов ВКЛ белорусами, отождествляя Великое княжество Литовское с современной Белоруссией, и полностью отрицают неопровержимый факт - участие поляков в сражении. Внедряя в сознание народа мифы о «наших великих предках», они «перекрестили» литовских и польских князей в белорусов.Между прочим, ВКЛ являлось полиэтническим государством, которое населяли балтоязычные литовцы, жемайты, славяноязычные - старалитва, литвины и русины (предки современных белорусов, украинцев, русских), а также поляки, немцы пруссы, евреи. Поэтому утверждение о том, что в войнах XV - XVII веков, которые вели ВКЛ, а затем и Речь Посполитая, с Московским государством, русские воевали только с белорусами, мягко говоря, нельзя назвать корректным.
Краевед Виктор Хурсик по своему старается восполнить «белые пятна» в истории. Издав в 2008 году книгу «Часовая мінская газета» («Временная минская газета») он в интервью не без гордости заявил: «Однако россияне никогда не цитировали статьи из первого номера «Часовай мінскай газеты», где повествуется о том, как войска Наполеона хлебом-солью торжественно встречала общественность Минска и как ликовали горожане в этот праздничный день 8 июля (по старому стилю) 1812 года. В газете приводятся имена около 20 белорусов, удостоенных высшей награды Франции - ордена Почетного легиона за героизм на полях сражений с армией Российской империи. Кроме того, газета рассказывает о поддержании порядка в городе, о денежных и вещевых пожертвованиях, собранных минчанами в помощь французской армии-освободительнице». При этом Виктор Хурсик не посчитал нужным сказать о том, что в результате наполеоновской оккупации население Минска, по официальным данным, сократилось почти в 3 раза. Трагические страницы наполеоновского похода на Россию затрагивать не с руки, они не «пробуждают национальное самосознание» белорусов.
Да что там Отечественная война с Наполеоном! Давно была, забыта всеми. Другое дело - Великая Отечественная. Ее сейчас пытаются представить как... гражданскую, поскольку белорусы «змагаліся на розных бакох» (сражались на разных сторонах). Более того, некоторые доморощенные «письменники» безапелляционно утверждают, что для белорусов сражение с фашистами являлось чуждым делом, а партизан и солдат армии-освободительницы изображают варварами на фоне благородных фашистов.
После прочтений исторических «откровений» «по-европейски мыслящих белорусов» россиянам остается только пеплом голову посыпать. Оказывается, на протяжении многих веков они тем и занимались, что уничтожали и угнетали белорусский народ, насаждали чуждые ему язык и культуру. «Увы, так получилось - геополитически, исторически - что вся наша история имеет только одно главное и судьбоносное для нашего народа содержание: это борьба против агрессии восточного соседа - и потом борьба с геноцидом царизма в отношении нас. Ничего «благостного» в наших отношениях никогда не было, поэтому, с точки зрения России, у нас и «нет никакой своей истории», ибо иная настоящая наша история показывает нас как «строптивую колонию», - полагает Вадим Ростов, он же Вадим Деружинский, главный редактор и соиздатель белорусской «Аналитической газеты «Секретные исследования». «Куда ни кинь, любая правда о нашей истории - одиозно показывает, что мы всегда были с Россией врагами, - пишет далее потомок литвинов и «вырусей». - Причем, мы, Литва литвинов, были самым главным врагом Москвы».
Журналист Олег Белоусов в бедах Белоруссии также обвиняет русских: «Со времен раздела Речи Посполитой на нашей родине насаждалось отношение к своей земле, к своей истории, к своей культуре как к чему-то второстепенному, ненастоящему».
Национальная самоидентификация в Белоруссии переросла в политическую плоскость, разделила интеллигенцию на два лагеря. Приверженцы литвинства, как правило, смотрят в Европу и обвиняют «москалей» во всех бедах белорусов. Сторонники единой древнерусской народности видят свое будущее в единстве с Россией.
Трудно в это поверить, но за публичное высказывание пророссийских взглядов в Белоруссии можно подвергнуться травле. Так, после интервью начальника отдела по делам молодёжи администрации Октябрьского района Витебска, руководителя Витебского общественного объединения «Русский дом», писателя Андрея Геращенко российскому сетевому порталу Института стран СНГ «Материк» оппозиционные СМИ организовали кампанию по направлению в органы государственной власти писем с требованиями снять его с должности. В свою очередь Союз писателей Белоруссии выступил с инициативой создать комиссию по этике и показательно изгнать Геращенко из писательской организации за прорусскую позицию. А что же власти? Дали отпор? Как бы не так. Некоторое время спустя глава администрации Октябрьского района Витебска Василий Будкевич объявил Андрею Геращенко выговор за... нарушение норм служебной этики. Вряд ли Будкевич по своей инициативе решился наложить взыскание на подчиненного. Как отмечают эксперты, команда ему могла поступить «сверху», из администрации президента Белоруссии, что косвенно свидетельствует об антироссийских настроениях и во властной вертикали.
С оппозицией все понятно. По мере сил и возможностей она отрабатывает западные гранты. А вот почему поддерживают русофобию чиновники высокого ранга? Думаю, сейчас она выгодна и властям.
В текущем году население должно увидеть эффективность «белорусского экономического чуда», то есть экономической системы, созданной Александром Лукашенко. Однако Россия в январе 2010 года своими действиями нанесла удар по его планам, поскольку белорусская экономика очень зависима от поставок углеводородов, переработка и экспорт которых являются основным источником притока валюты в страну. И это за год до президентских выборов, в которых, вероятное всего, будет участвовать Александр Лукашенко. Как объяснить населению провалы в экономической политике? Разумеется, объявить виновницей Россию. Поэтому образ многовекового врага, формируемого прозападной оппозицией, сейчас на руку белорусскому президенту и его ближайшему окружению.
Можно сколько угодно ёрничать по поводу внешней и внутренней политики «батьки», подтрунивать над «местячковым» уровнем мышления белорусских оппозиционеров, не воспринимать всерьёз их «игры в литвинство», но, хотим мы того или нет, приходится признать, что Белоруссия с каждым годом всё больше отдаляется от России. Социологи отмечают, что по вопросу геополитического выбора - Россия или Европейский Союз - белорусское общество раскололось пополам. Как показал декабрьский опрос Независимого института социально-экономических и политических исследований, если бы белорусам пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в ЕС, то 42,1% выбрали бы восточный вектор, а 42,3% - западный.
Угрозы снижения поставок российских энергоресурсов в Белоруссию себя не оправдали. Эту линию нужно менять. Если бы в основу интеграции был заложен не «экономический прагматизм», а культурно-идеологический проект, основанный на единстве славянских народов, желающие его реализовать нашлись бы в обоих государствах....
__________________________________________
1 Полное собрание русских летописей. Т. 2. Спб., 1980. С. 236.
2 Литвины - в некоторых славянских языках этноним, применявшийся к различным народам - литовцам, славянам Великого княжества Литовского в целом, белорусам - вплоть до XX века. Изначально связанный с самоназванием балтийской этноплеменной группы литва, с возникновением Великого княжества Литовского (1240-1791 годов) распространился на жителей княжества (а также на являвшийся государственным в нём западнорусский письменный язык). Термин «белорусы» по отношению к литвинам стал применяться после присоединения земель Великого княжества Литовского к Российской империи, в XVIII веке, результате разделов Речи Посполитой.