История нерушимого храма

0
304
Время на чтение 6 минут

Немного на Руси храмов, которых бы за кровавую нашу историю не жгли, не грабили и не рушили. Но они есть. И среди них - храм Воскресения Словущего, что в селе Сушки, в 60 верстах от Рязани. И не случайно, ибо места эти отмечены Божественным провидением...

Ещё в дославянскую эпоху обитали на земле рязанской угро-финские племена: мерь, весь, мурома, мордва и другие. Они сохранили память о себе в географических названиях. А к Х веку н.э. их вытеснили славяне, в верхнем и среднем течении Оки расселились вятичи и радимичи. 

С принятием христианства на Руси, несмотря на огромную территорию края и многоплеменное население, стали возводить православные церкви и монастыри.

Но мирную жизнь непрестанно нарушали набеги кочевников, а в XIII веке в Рязанское княжество вторглись монголо-татарские орды. И на несколько веков русские люди забыли о покое. В народе тогда ходила горькая присказка: «Что ни год - то на Рязани рать, что ни десять лет - то нашествие».

Русские князья, как могли, заботились о безопасности края и в XIV веке стали строить оборонительные сооружения - Большую засечную черту. Она проходила и по естественным рубежам: при слиянии рек Прони и Оки (недалеко от Старой Рязани). А в Проню впадала глубоководная тогда река Кирица (от мордовского слова «кирцыма», что значит «удерживать», то есть удерживать рубежи от нашествия кочевников).

И на этой реке стояло старинное село Сушки, которое упоминается как починок ещё в 1568 году в числе вотчин рязанских архиереев. Было оно небольшое, так как спустя век в переписной книге за 1678 год значилось там лишь шесть крестьянских дворов да двенадцать дворов бобылей, всего 42 человека.

Село это приглянулось преосвященному Иосифу, митрополиту Рязанскому и Муромскому, и он построил здесь в 1680 г. Воскресенскую церковь, где отправлял службы во время приезда в вотчинную свою деревню. Когда же сгорела церковь в близлежащем селе Засечье, Воскресенская церковь обращена была в приходскую. Туда же перенесли из сгоревшей сохранившиеся деревянные сосуды и икону Святителя Николая в медном окладе.

А в следующем столетии, в 1752 г., согласно просьбе иерея Петра Абрамова и прихожан вместо обветшавшей дозволено было построить новую деревянную церковь «в прежнее храмонаименование». Но за неимением средств её постройка так и не случилась.

В 1789 г. новый настоятель иерей Феодор Семёнов испрашивал разрешения на перенесение церкви в более удобное место: «Воскресенская церковь стоит вполне одна, без жилья, почему она окрадена была не однократно, паперти около оной обветшали так, что и взойти едва можно, она ж залита водою, а мостов не имеется...»

Иерей Пётр из Спасского духовного правления, осмотрев храм, дал отчёт в Консисторию: «Минувшего августа дня 1789 г. был я в селе Сушках для осмотра церкви Божией, в которой как частота, так и прочая церковная утварь оказалось всё благополучно, только она церковь требует починки внешней и стоит в отдалении в поле ... и во время разлития воды священноцерковнослужителям и приходским людям к той церкви ходить почасту не возможно, сухим путём версты четыре или пять, а моста для хождения в церковь Божию сделать не можно, а потому в церкви Божией совершается божественная служба не почасту и приходских людей бывает мало, ездят в малых суднах, а иногда и оных сыскать не возможно...»

Но перенос церкви не состоялся. Через несколько лет лишь обновили кровлю, в 1829 г. исправили иконостас, а в 1831 г. отлили новый колокол.

И вот при этом деревянном храме в начале XIX века появился Никон Андреевич Щербаков, будущий старец Никон Сушкинский. Недолго он жил при храме, потом в деревянной келье, а когда она сгорела, неподалёку вырыл себе пещеру, в которой провёл 24 года в подвигах поста и молитвы. Он носил тяжёлые железные вериги с ошейником, а на груди медный складник, состоящий из литых икон Христа. Помимо суровой отшельнической жизни старец собирал деньги на благоукрашение храмов, много сил положил на помощь не только Воскресенской церкви, но способствовал храмостроительству в других селениях. Когда в г. Ряжске решили построить соборный храм, Никон несколько лет сам возил на тачке кирпич для строительства, покрывая расстояние в сорок вёрст от Сушек до города.

Он помогал нищим и богатым, убогим и больным. Не отказывал никому.

С течением времени слава о трудах, прозорливости и чудесных исцелениях старца Никона распространилась во многих уездах Рязанской губернии. Ему приходилось порой принимать в своей пещере по 30-40 человек в день. И каждый уходил или исцелённым, или с мудрым советом, или с надеждой, которая непременно сбывалась.

А ещё старец положил основание Никоновскому общежительному женскому монастырю. За несколько лет до его смерти стала исполнять рядом с ним многие послушания Прасковья Ивановна Шапошникова: чтение канонов, акафистов и псалтыри. А когда Никон начал слепнуть, помогала и самому старцу в его жизни. Однажды они гуляли среди деревьев недалеко от кельи, и Прасковья Ивановна спрашивает: «Почему же, батюшка, это-то место не засажено деревьями?» - «На этом месте нужны будут строения. Когда, Бог даст, здесь будет монастырь, тут вот будут ледник и просфорная келья».

И слова эти сбылись. Старец благословил её на служение. Умер он 28 декабря 1844 г., прожив 80 лет от роду. И впоследствии Прасковья Ивановна стала первой игуменьей Никоновского женского монастыря.

После многолетних молитв и вспомоществований старца Никона изменилась и судьба самой Воскресенской церкви. Наконец стала осуществляться мечта богомольцев о новом храме. В 1846 г. прихожане церкви через своего поверенного крестьянина Дмитрия Исидорова испросили дозволения на построение, вместо деревянной и обветшавшей, новой каменной церкви во имя Обновления храма Воскресения с Никольским приделом. 14 мая 1847 г. на её строительство выдана была храмозданная грамота.

В 1851 г. придел достроили и 6 декабря того же года освятили. В 1852 г. деревянная церковь была продана в с. Красный Холм за 828 руб., а вырученные деньги пошли на строительство каменной. Воздвигали её несколько лет, и 13 сентября 1859 года каменная Воскресенская церковь, засиявшая золотым куполом, была освящена Спасским протоиереем Ф.Т. Скворцовым...

Шли годы, настало советское лихолетье, когда жизнь человеческая не стоила и полушки. По храмам рыскали революционеры в поисках церковных сокровищ. Карательный отряд появился в 1917 г. и в Сушках. Завидев на улице о. Николая, настоятеля церкви, его тут же и расстреляли. Но церковь почему-то осталась не разграбленной. Новый настоятель о. Иоанн Богданов прослужил в храме тридцать лет, до 1947 г., и храм всё это время действовал, исключая лишь небольшой промежуток в Великую Отечественную войну. Он был просто наглухо заколочен. Может, там и хранили что-то, но без вреда для храма.

А во время войны рядом с храмом строили дорогу пленные немцы, по которой сплошным потоком, иногда длиной до 40 км, шли на фронт сибирские полки. Строители этой дороги жили в Кирицкой церкви (в километре от Сушек), внутри которой понаделали многоэтажные нары. Старожилы говорили: «Наша дорога выиграла войну».

После войны жители Сушек стали ходатайствовать об открытии храма. Самой активной была Маша Ячина, жительница села. Она собирала документы, ходила по инстанциям, из своего дома вынесла всё, что только могло пригодиться в храме. Муж шутливо сетовал: «Ну, ты уже всё в храм перетащила, каждую тесиночку!» А однажды лютой зимой, когда пришлось долго дожидаться высочайшую подпись у одного из кабинетов, она отдала последнее, что у неё было: сняла с себя тёплые варежки и подарила их чиновнику. Подпись тут же появилась. Сама же отморозила руки, но была счастлива - церковь вновь открыли. Случилось это в 1947 году.

И с тех пор храм живёт и действует, и идут туда верующие из многих селений - Сушек, Кириц, Засечья, Иваново и других - не только на церковные праздники, не только на венчания, крестины и отпевания. Сюда идут и в святой для этих намоленных мест день - 26 июня, праздник иконы Тихвинской Божьей Матери.

Ибо в километре от Воскресенской церкви есть святой источник Тихвинский. К этому колодцу ходил и старец Никон. Говорят, в давние времена на этом источнике было явление иконы Богородицы. И вот с тех незапамятных пор и поныне каждый год 26 июня богомольцы перед литургией служат молебны Царице Небесной, а потом идут крестным ходом из церкви Воскресения Словущего к святому колодцу, где после водосвятия, как писал благочинный, «на перерыв устремляются к источнику, испивают священной воды, умывают свои лица, обмакивают полотенца, вешают на ветвях деревьев принесённое бельё». Праздник этот хоть и не храмовый, но всеми почитаемый и по сей день.

2 марта 2004 года новым настоятелем Вознесенского храма стал протоиерей Илия Коростелёв. Судьба его неординарна. Окончив рязанскую радиотехническую академию, будущий инженер резко изменил свою жизнь и, окончив Московскую Духовную семинарию, пошёл иной тропой - стал служить священником во многих храмах Рязанской епархии. Теперь же о. Илия все свои силы отдаёт на возрождение и реставрацию древнего храма. И помогает ему в этом матушка Ксения.

И да поможет им Бог в этом служении.

http://www.rv.ru/content.php3?id=8362

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Соколов
Икона - это путь
Интервью с иконописцем Александром Соколовым
06.02.2008
Жизнь как путь паломника, или логика созерцания горящей свечи
Беседа главного редактора журнала "Фома" Владимира Легойды с министром культуры и массовых коммуникаций России Александром СОКОЛОВЫМ
23.11.2005
Министр культуры и массовых коммуникаций России Александр Соколов: Пора вспомнить о чести
На прессе лежит большая ответственность за моральный кризис общества
23.03.2005
Все статьи Александр Соколов
Последние комментарии
Либеральный момент: от «конца истории» до Трампа
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
26.11.2024 21:48
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
26.11.2024 21:45
Над Россией нависает угроза!
Новый комментарий от Vladislav
26.11.2024 21:27
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
26.11.2024 18:45
Русская национальная идея: «Москва – Третий Рим» и «Православие, Самодержавие, Народность»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.11.2024 17:23
Израиль и Трамп ждут машиаха
Новый комментарий от Хазарин
26.11.2024 16:26