Немного на Руси храмов, которых бы за кровавую нашу историю не жгли, не грабили и не рушили. Но они есть. И среди них - храм Воскресения Словущего, что в селе Сушки, в 60 верстах от Рязани. И не случайно, ибо места эти отмечены Божественным провидением...
Ещё в дославянскую эпоху обитали на земле рязанской угро-финские племена: мерь, весь, мурома, мордва и другие. Они сохранили память о себе в географических названиях. А к Х веку н.э. их вытеснили славяне, в верхнем и среднем течении Оки расселились вятичи и радимичи.
С принятием христианства на Руси, несмотря на огромную территорию края и многоплеменное население, стали возводить православные церкви и монастыри.
Но мирную жизнь непрестанно нарушали набеги кочевников, а в XIII веке в Рязанское княжество вторглись монголо-татарские орды. И на несколько веков русские люди забыли о покое. В народе тогда ходила горькая присказка: «Что ни год - то на Рязани рать, что ни десять лет - то нашествие».
Русские князья, как могли, заботились о безопасности края и в XIV веке стали строить оборонительные сооружения - Большую засечную черту. Она проходила и по естественным рубежам: при слиянии рек Прони и Оки (недалеко от Старой Рязани). А в Проню впадала глубоководная тогда река Кирица (от мордовского слова «кирцыма», что значит «удерживать», то есть удерживать рубежи от нашествия кочевников).
И на этой реке стояло старинное село Сушки, которое упоминается как починок ещё в 1568 году в числе вотчин рязанских архиереев. Было оно небольшое, так как спустя век в переписной книге за 1678 год значилось там лишь шесть крестьянских дворов да двенадцать дворов бобылей, всего 42 человека.
Село это приглянулось преосвященному Иосифу, митрополиту Рязанскому и Муромскому, и он построил здесь в 1680 г. Воскресенскую церковь, где отправлял службы во время приезда в вотчинную свою деревню. Когда же сгорела церковь в близлежащем селе Засечье, Воскресенская церковь обращена была в приходскую. Туда же перенесли из сгоревшей сохранившиеся деревянные сосуды и икону Святителя Николая в медном окладе.
А в следующем столетии, в 1752 г., согласно просьбе иерея Петра Абрамова и прихожан вместо обветшавшей дозволено было построить новую деревянную церковь «в прежнее храмонаименование». Но за неимением средств её постройка так и не случилась.
В 1789 г. новый настоятель иерей Феодор Семёнов испрашивал разрешения на перенесение церкви в более удобное место: «Воскресенская церковь стоит вполне одна, без жилья, почему она окрадена была не однократно, паперти около оной обветшали так, что и взойти едва можно, она ж залита водою, а мостов не имеется...»
Иерей Пётр из Спасского духовного правления, осмотрев храм, дал отчёт в Консисторию: «Минувшего августа дня 1789 г. был я в селе Сушках для осмотра церкви Божией, в которой как частота, так и прочая церковная утварь оказалось всё благополучно, только она церковь требует починки внешней и стоит в отдалении в поле ... и во время разлития воды священноцерковнослужителям и приходским людям к той церкви ходить почасту не возможно, сухим путём версты четыре или пять, а моста для хождения в церковь Божию сделать не можно, а потому в церкви Божией совершается божественная служба не почасту и приходских людей бывает мало, ездят в малых суднах, а иногда и оных сыскать не возможно...»
Но перенос церкви не состоялся. Через несколько лет лишь обновили кровлю, в 1829 г. исправили иконостас, а в 1831 г. отлили новый колокол.
И вот при этом деревянном храме в начале XIX века появился Никон Андреевич Щербаков, будущий старец Никон Сушкинский. Недолго он жил при храме, потом в деревянной келье, а когда она сгорела, неподалёку вырыл себе пещеру, в которой провёл 24 года в подвигах поста и молитвы. Он носил тяжёлые железные вериги с ошейником, а на груди медный складник, состоящий из литых икон Христа. Помимо суровой отшельнической жизни старец собирал деньги на благоукрашение храмов, много сил положил на помощь не только Воскресенской церкви, но способствовал храмостроительству в других селениях. Когда в г. Ряжске решили построить соборный храм, Никон несколько лет сам возил на тачке кирпич для строительства, покрывая расстояние в сорок вёрст от Сушек до города.
Он помогал нищим и богатым, убогим и больным. Не отказывал никому.
С течением времени слава о трудах, прозорливости и чудесных исцелениях старца Никона распространилась во многих уездах Рязанской губернии. Ему приходилось порой принимать в своей пещере по 30-40 человек в день. И каждый уходил или исцелённым, или с мудрым советом, или с надеждой, которая непременно сбывалась.
А ещё старец положил основание Никоновскому общежительному женскому монастырю. За несколько лет до его смерти стала исполнять рядом с ним многие послушания Прасковья Ивановна Шапошникова: чтение канонов, акафистов и псалтыри. А когда Никон начал слепнуть, помогала и самому старцу в его жизни. Однажды они гуляли среди деревьев недалеко от кельи, и Прасковья Ивановна спрашивает: «Почему же, батюшка, это-то место не засажено деревьями?» - «На этом месте нужны будут строения. Когда, Бог даст, здесь будет монастырь, тут вот будут ледник и просфорная келья».
И слова эти сбылись. Старец благословил её на служение. Умер он 28 декабря 1844 г., прожив 80 лет от роду. И впоследствии Прасковья Ивановна стала первой игуменьей Никоновского женского монастыря.
После многолетних молитв и вспомоществований старца Никона изменилась и судьба самой Воскресенской церкви. Наконец стала осуществляться мечта богомольцев о новом храме. В 1846 г. прихожане церкви через своего поверенного крестьянина Дмитрия Исидорова испросили дозволения на построение, вместо деревянной и обветшавшей, новой каменной церкви во имя Обновления храма Воскресения с Никольским приделом. 14 мая 1847 г. на её строительство выдана была храмозданная грамота.
В 1851 г. придел достроили и 6 декабря того же года освятили. В 1852 г. деревянная церковь была продана в с. Красный Холм за 828 руб., а вырученные деньги пошли на строительство каменной. Воздвигали её несколько лет, и 13 сентября 1859 года каменная Воскресенская церковь, засиявшая золотым куполом, была освящена Спасским протоиереем Ф.Т. Скворцовым...
Шли годы, настало советское лихолетье, когда жизнь человеческая не стоила и полушки. По храмам рыскали революционеры в поисках церковных сокровищ. Карательный отряд появился в 1917 г. и в Сушках. Завидев на улице о. Николая, настоятеля церкви, его тут же и расстреляли. Но церковь почему-то осталась не разграбленной. Новый настоятель о. Иоанн Богданов прослужил в храме тридцать лет, до 1947 г., и храм всё это время действовал, исключая лишь небольшой промежуток в Великую Отечественную войну. Он был просто наглухо заколочен. Может, там и хранили что-то, но без вреда для храма.
А во время войны рядом с храмом строили дорогу пленные немцы, по которой сплошным потоком, иногда длиной до 40 км, шли на фронт сибирские полки. Строители этой дороги жили в Кирицкой церкви (в километре от Сушек), внутри которой понаделали многоэтажные нары. Старожилы говорили: «Наша дорога выиграла войну».
После войны жители Сушек стали ходатайствовать об открытии храма. Самой активной была Маша Ячина, жительница села. Она собирала документы, ходила по инстанциям, из своего дома вынесла всё, что только могло пригодиться в храме. Муж шутливо сетовал: «Ну, ты уже всё в храм перетащила, каждую тесиночку!» А однажды лютой зимой, когда пришлось долго дожидаться высочайшую подпись у одного из кабинетов, она отдала последнее, что у неё было: сняла с себя тёплые варежки и подарила их чиновнику. Подпись тут же появилась. Сама же отморозила руки, но была счастлива - церковь вновь открыли. Случилось это в 1947 году.
И с тех пор храм живёт и действует, и идут туда верующие из многих селений - Сушек, Кириц, Засечья, Иваново и других - не только на церковные праздники, не только на венчания, крестины и отпевания. Сюда идут и в святой для этих намоленных мест день - 26 июня, праздник иконы Тихвинской Божьей Матери.
Ибо в километре от Воскресенской церкви есть святой источник Тихвинский. К этому колодцу ходил и старец Никон. Говорят, в давние времена на этом источнике было явление иконы Богородицы. И вот с тех незапамятных пор и поныне каждый год 26 июня богомольцы перед литургией служат молебны Царице Небесной, а потом идут крестным ходом из церкви Воскресения Словущего к святому колодцу, где после водосвятия, как писал благочинный, «на перерыв устремляются к источнику, испивают священной воды, умывают свои лица, обмакивают полотенца, вешают на ветвях деревьев принесённое бельё». Праздник этот хоть и не храмовый, но всеми почитаемый и по сей день.
2 марта 2004 года новым настоятелем Вознесенского храма стал протоиерей Илия Коростелёв. Судьба его неординарна. Окончив рязанскую радиотехническую академию, будущий инженер резко изменил свою жизнь и, окончив Московскую Духовную семинарию, пошёл иной тропой - стал служить священником во многих храмах Рязанской епархии. Теперь же о. Илия все свои силы отдаёт на возрождение и реставрацию древнего храма. И помогает ему в этом матушка Ксения.
И да поможет им Бог в этом служении.
http://www.rv.ru/content.php3?id=8362