- Виктор Михайлович, Вы преподаете на химическом факультете Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского, возглавляете (вице-президент) Волго-Вятское отделение МСА, другими словами - представляете естественные, фундаментальные науки. И вот держу в руках Вашу последнюю небольшую, но чрезвычайно емкую монографию под названием «Вера и Знание» [1] (его и предлагаю вынести в заголовок нашей беседы). Право же, название интригует. А содержание - поражает. Вы ищете точки соприкосновения Веры - а в Вашем понимании это Православие - и... Знания, то есть науки, причем оба слова - с большой буквы!
- И как ученый, и как православный верующий, я преклоняюсь перед обеими этими данностями. Однако Вера, обратите внимание, первична...
- И все же признаем, что постановка проблемы в нашем насквозь атеистически-прагматичном мире необычна. Тем более в научной среде. Вспомним хотя бы масштабную кампанию, развязанную в нашем обществе с подачи ряда маститых академиков РАН против преподавания Основ православной культуры в школах, предмета, заметим, сугубо светского... А у Вас - и Вера, и Знание!
- Признаем, однако, и то, что среди ученых, и отечественных, и зарубежных, в том числе всемирно известных, было и есть немало людей искренне верующих. А поскольку искренне - нет необходимости сей факт афишировать.
- Прежде чем перейти к содержанию книги, несколько слов о том, что она для Вас значит? Как возникла идея? Как претворялась?
- В этом году мне исполняется 70 лет...
- Поздравляю!
- Спасибо, но поздравлять, знаете ли, особо не с чем. Вот если бы сто лет исполнилось!.. Словом, любой юбилей - время подведения итогов. И я решил изложить на бумаге мои многолетние раздумья по поводу того, кто мы, откуда и куда, по большому счету, движемся.
Понимаете, в естественнонаучном, техническом отношении человек к настоящему времени достиг такого, что буквально век назад - срок в историческом смысле ничтожный - нашим бабушкам и дедушкам не снилось. В то же время - налицо мировоззренческий кризис, духовный тупик, который человечество все более и более на себе ощущает. Убежден, что выход из этого тупика - в новом научно-методологическом знании. А опираться это знание должно на ценности, которые, в свою очередь, базируются на религиозном мировоззрении!
Не стоит это считать чем-то особо новым. Многие ученые мужи в России и в мире работали и работают в данном направлении.
Возьмем нашу академию. Полное ее наименование - Международная славянская академия наук, образования, искусств и культуры, включает в свой состав Богословскую секцию, представляя, таким образом, весь спектр интеллектуального знания. Она в полном смысле международная - имеет отделения в республиках бывшего СССР, в Сербии, в Великобритании, Ирландии, Канаде, Австралии... И многие члены МСА союз религии и науки считают сверхзадачей человечества ХХI века!
К месту упомянуть и престижную, финансово даже более обеспеченную, чем Нобелевская, премию Темплтона [2], ежегодно присуждаемую одноименным Фондом [3] за разработку новых путей и целей человечества, основанных на научных и религиозных методах. Среди ее лауреатов мы видим не только богословов, общественных деятелей, философов, но и ученых -физиков, химиков...
- Новые пути, цели... В первую очередь, однако, хотелось бы понять - ОТКУДА мы? Речь о первотолчке, о причинах мироздания...
- Как, вероятно, каждого из нас, меня всегда интересовал этот вопрос. Учитывайте и то, что по базовому образованию я физик-теоретик...
Так вот. На протяжении тысячелетий человечество на этот вопрос отвечало однозначно, вопроса, собственно, и не было. Исаак Ньютон полагал, что его деятельность направлена исключительно на выявление мудрости Творца, усиление Веры в Бога через умопостигаемый аппарат математического анализа. Проблема возникла где-то с конца XVIII века: вспомним математика Лапласа и его эпатажное утверждение, что в «гипотезе» Бога он не нуждается...
Атеизм начал торжественное шествие по планете. Шествовал два века. Каков итог? Все более очевидно, что ученому без понятия о чём-то начальном, фундаментально-основном в своих конкретных исследованиях, но с попыткой осмыслить общую картину, никак не обойтись. Парадоксально и одновременно закономерно, что научные достижения - в функциональном смысле - сплошь и рядом стали напоминать теологические постулаты и подходы!
Возьмем на сегодня, в общем-то, общепризнанную теорию «Большого Взрыва» Георгия Гамова [4], разработанную им во второй половине 40-х годов прошлого века... Но прежде, чем мы перейдем к теоретическим рассуждениям, Сергей Васильевич, предлагаю предупредить читателей вот о чем.
Во-первых, излагать я буду доступным, так сказать, «удобоваримым» языком. Иначе многим будет трудно понять...
- Не понять, Виктор Михайлович, и мне, гуманитарию «до мозга костей». Признаться, Вашу книгу я в значительной части «пролистал» - из-за сложнейшей специфической терминологии...
- Ничего удивительного, поскольку посвящена книга моим коллегам-ученым.
Во-вторых... Опасаюсь, как бы мой труд не был принят за неправомерное «вторжение» в область теологии.
Вопросов собственно богословия, Апостольской Веры я ни в коем случае не касаюсь. Рассматриваю, что в науке и в теологии аналогичного. Показываю, что у религии и науки общие гносеологические корни - близкие по функциям постулаты познания, которые пересекаются. И тут начинаются вещи прелюбопытные!
- Вернемся к теории «Большого Взрыва»...
- Упрощенно. Начало: нулевое состояние энергии. Затем флуктуация (от лат. fluctuatio - колебание) энергии. Как следствие, появляется вещество (масса) и излучение. Порожденная материя образует нашу метагалактику. Все - в соответствии с современными научными представлениями, теорией относительности. Материальный мир четко представлен двумя компонентами: это поле, характеризуемое энергией (Е), и вещество, количественно определяемое массой покоя (m). В свою очередь, без неоднородности материи, в частности - массы (вещества) нет времени. Знаменитая формула Альберта Эйнштейна представила их соотношение, неразрывность, единство, математическую связь через коэффициент пропорциональности - скорость света (с) в вакууме (Е=mc2). Таким образом:
Материя = поле (энергия)+вещество (масса).
И самое основное, непреложное представление науки:
Фундаментально-основное = поле (энергия)+вещество (масса) + законы.
А что мы находим в Священном Писании? «В начале сотворил Бог небо и землю...» (Быт.1:1)...
- Но «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан.1:1)!
- Совершенно верно. А Слово - это Закон, Порядок. Не что иное, как Бог-Дух Святой!
Экстраполируя научную теорию на библейский текст, событие «Большого Взрыва» с определенной долей условности, памятуя о соотношении абсолютности и относительности истины, можно рассматривать следующим образом. В первичном (материальном) энергетическом поле (с нулевым уровнем энергии - физическом вакууме) - Боге-Отце, естественно присутствуют в потенции законы (Бог-Дух Святой). Действие этих законов приводит к флуктуации энергии, то есть её «сгустку» и дальнейшему превращению в материю, вещество (Бог-Сын)... Да, в богословии язык другой, но в функциональном (а не предметном) смысле изложенное в Библии представляет собой то же, что и в естественнонаучном представлении. Важное теологическое утверждение об «истечении Бога-Духа Святого» непосредственно от Бога-Отца, а не от Бога-Сына, имеет здесь самый непосредственный смысл.
Конечно, мы ВЕРИМ в Святую Троицу. Но кто скажет, что теория «Большого Взрыва», которую невозможно проверить экспериментально, - это строгий научный факт, а не гипотеза, пусть и специфическая, но все же вера? «...и не всё недоступно познанию, и не всё доступно ему; и одно есть то, что можно познать, и другое - то, что можно выразить речью, подобно тому как одно есть говорить и другое - познавать» [5]
- А затем, после «Большого Взрыва»...
- ...события развиваются по определённым законам, в наличии которых наука опять-таки убеждена (верит!).
Далее. Понятия энергетических полей, вещества, то есть материи и наличествующих законов, - это, на упрощенном языке, и есть отражение одной из основополагающих истин христианства - Никео-Цареградский Символ Веры!
Читаем библейский текст, где Спаситель (Бог-Сын в образе Христа) говорит Апостолам «...когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан.15:26). Таков же «статус» Лиц Пресвятой Троицы в Православии: Единый Триипостасный Бог, являющийся Творцом мира, первичность Бога-Отца и упомянутые выше соотношения между Лицами.
- Это - в Православии. А в католицизме...
- Впервые Символ Веры был сформулирован Вселенским Собором в IV веке. В дальнейшем католическая церковь добавила к утверждению об исхождении Святого Духа - от Отца- «и от Сына» («filioque»). В Православии же всё осталось незыблемым! Богословские диспуты православных и католических отцов не привели к согласию сторон до сих пор. Вот и судите, с учетом приведенных представлений, кто прав!
- В связи со сказанным подумал: многие православные учат Символ Веры наизусть, не вникая в суть этого постулата, сложнейшего - отсюда и нескончаемые межконфессиональные споры. В «научной» же интерпретации все более доходчиво и... что ли, наглядно?
- Современное естествознание зиждется на «трех китах» - это теория относительности, квантовая механика и статистическая физика. Новое знание, как видим, приближает нас к пониманию Символа Веры, а значит - Первоздания, ...
Квантовая механика, в отличие от классической, - это более адекватный тип описания законов движения микрочастиц. Она привнесла принципиально новый компонент в описание процессов изменения, развития (эволюции) мира, определяемые вероятностными законами. Отсюда - наше многообразие в единстве, «свобода воли» отдельного индивидуума и в то же время его принадлежность «системе».
- Проблема в теологическом плане тоже немаловажная.
- Статистическая физика прояснила основные черты организации и функционирования сложных систем. Центральная роль здесь принадлежит такой функции, как энтропия (от греч. entropia - поворот, превращение). По типу влияния на изучаемые процессы энтропия противоположна, как бы противостоит энергии. В философском смысле - это борьба двух начал: организующего (энергия) и стохастизирующего (энтропия).
Другими словами: энергия - это порядок, энтропия - хаос.
Понятие энтропии позволяет сложнейшую категорию времени осмыслить через понятия прошлого и будущего и увидеть «стрелу времени». Тем самым именно с появлением неоднородности материи (частиц, имеющих и не имеющих массу покоя, то есть - вещества и поля) можно перечислять: «день первый, день второй...».
- Н-да... Не для «среднего» это ума, Виктор Михайлович...
- Хорошо, другой пример.
Денница - падший ангел, дьявол, сатана. Его функциональная роль в науке отражается понятием, которое при реализации процессов «противопоставляет¬ся» энергии. Что также описывается термодинамической функ¬цией - энтропией. Дьявол (и энтропия) - функциональное явле¬ние, вытекающее из законов, которые определяют поведение вещества. В социальном аспекте это - нарушение порядка (например, норм морали), нарушение генетического кода человека (физические, психические уродства). Любое «перемешивание» системы в этом смысле выглядит как деяние соответствующего типа. Всюду демоны лезут «в противовес», искушают, с толку сбивают...
Кстати говоря, неправомерность былого утверждения о тепловой смерти Вселенной, которое делалось исходя из закона возрастания энтропии (Второй закон термодинамики), только подтверждает могущество Бога по отношению к своему творению - дьяволу. Бессилен дьявол и в известном примере статистической физики (задача о «демоне Максвелла» [6]). Демон не может без затрат энергии, читай - без вмешательства Бога рассортировать «горячие» и «холодные» частицы. То есть: дьявол лишен принципиального, СОЗИДАТЕЛЬНОГО начала!
Отцы церкви, например, Иоанн Златоуст, учили: дьявол и его соучастники ниспали из числа тех ангелов, которым был вверен низший мир (по развиваемым понятиям - мир вещества, а не энергии). Установленное в вещественном мире положение вещей, их форма, структура, содержание - результат взаимодействия энергии и энтропии (точнее, члена ТS, где Т - температура, то есть величина, определяемая энергией, скоростью движения частиц). Общее понятие энтропии относится к различным степеням свободы, которых в принципе бесконечно много, как и видов энергий. А теперь вновь обратимся к выдающемуся толкователю православной Веры св. Иоанну Дамаскину. «...Ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов...» [7].
Энергия в любом процессе первична. Ее «введение» меняет энтропию в соответствии с общими принципами термодинамики или статистической физики (минимум потенциала Гиббса, например). Этому представлению соответствует, скажем, следующий богословский текст: «Поэтому они не имеют ни власти, ни силы против кого-нибудь, если не получают позволения от Бога в целях домостроительства... При Божьем попущении они сильны принимают и переменяют какой хотят образ, сообразно со своим воображением». Для научного работника в области термодинамики это - образное описание в общем виде физико-химического процесса.
- Применительно к человеку, обществу?
- А Вы вдумайтесь! Иисус Христос - социально овеществленная сущность, Богочеловек. Антихрист - прямая ему противоположность, дьявол. Два общественных начала - порядок и хаос, энергия и энтропия.
Человек создан по образу и подобию Божьему? Действительно, это организованная структура, где в наиболее полной мере реализуется поток энергии, структурирующий вещество. Предметность утверждения также понятна: ограниченность, конечность границ структуры того, что есть человек. В остальном - полное подобие приведенной схемы. Как в капле воды отражен мир, так в человеке - Бог.
- Итак, порядок и хаос, энергия и энтропия... До бесконечности - война, противостояние? Как говаривал классик: «Покой нам только снится»... Грустно. Что говорит наука: достигнем ли мы когда-нибудь вожделенной гармонии - с самими с собой, с окружающим миром?
- В этом смысле лучше обратиться к религии. Говорят - богословские тексты.
- Бессильна наука и в таких общечеловеческих категориях, как любовь, верность, милосердие...
- Наука здесь пока на заднем плане - ими также действенно оперирует религия, «потому что Бог есть любовь» (1Иоан.4:8).
- Нравственность, духовность...
- Русская православная церковь на сегодня - в нашем «блуждающем» мире - чуть ли не единственный и последний их оплот, системный защитник!
- Виктор Михайлович, что Вы предлагаете?
- Церкви и научному сообществу - объединяться, а объединившись, плодотворно на благо всех и каждого сотрудничать. Не так, как иногда бывает: мол, ребята, давайте жить дружно - видимости, проформы ради. Но на корневых, единых началах, которые объективно существуют. Объединившись, мы дополним, усилим друг друга!
- Не утопия ли? Картина-то как раз обратная - повсеместно формальные, ни к чему не обязывающие контакты с Церковью. Не смолкают и крики, в том числе из научной среды, о клерикализации российского общества!
- Другого пути, кроме поиска общих глубоких, фундаментальных основ, просто нет.
Хребет естественных наук - это фундаментальные науки. В своём развитии они движутся от простейшей формы (механической) через относительно сложную (биологическую) к «надбиологической» (социальной) и, несомненно, далее - к «надсоциальной». Что за смысл в этой последовательно-логической цепочке? Не вдаваясь в детали, интуитивно - это наиболее общие принципы организации вещества, поля, информации. По естественному представлению - движутся науки не куда-нибудь, а к методологии богословия, к весьма специфическим, неожиданно тонким трактовкам наиболее сложных положений, явлений и фактов.
О духовно-нравственном потенциале, значении Церкви и не говорю.
К сотрудничеству, хотя бы к началу конструктивного диалога, наука, в принципе, готова. Как это видно сейчас невооруженным взглядом, к XXI веку достигнута «критическая масса» уровня знания. И как бы само собой, естественно обрушиваются «баррикады» между религией и наукой.
- Что Церковь?
Видимо, готова и она.
Ещё в феврале 1997 года на архиерейском соборе Русской православной церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II призвал «стремиться воцерквить науку, ... построить подлинно научное знание на фундаменте богопознания». В развитие идеи смотрите, например, материалы Международных Рождественских чтений, ежегодно проводимых в Москве под патронажем Московского Патриархата. Надеюсь, что достаточно известны и наши чтения, проходящие в рамках Нижегородских фестивалей «Рождественские дни православной культуры».
Существуют, правда, субъективные трудности.
Трудности отцов Церкви - это отсутствие специальных познаний в точных науках. И представление, что с наукой можно полностью разделить сферы «влияния».
Трудности научных кругов - в корпоративной гор¬дыне, снобизме, поскольку даже простых знаний религиозных текстов часто вполне достаточно для налаживания взаимопонимания со священнослужителями.
- И - трудности «перевода»... На протяжении нашего разговора Вы не раз предостерегали - излагаем простым, доступным, «удобоваримым» языком...
- Исторически сложилось так, что язык Церкви развивался в гуманитарной среде, в общечеловеческом смысле, несмотря на относительную сложность, он широко и достаточно понятен. Естественные же науки все более опирались на математику, специальные термины и методологию. Был выработан лексикон, доступный в конечном итоге узкому кругу специалистов.
Тем не менее: Вера и Знание, как видим, нередко исповедуют одно и то же.
- Увы - пока на разных языках... Благодарю за беседу.
Сергей Скатов