Мы по привычке соизмеряем свой и чужой пути с календарными датами. Жизнь земная коротка, годы мелькают всё быстрей. Год - это много или мало? В современной быстротекущей жизни посреди новейших информационных технологий, меж мелькающих событий - временной интервал в год становится, пожалуй, огромным отрезком, вмещающим немало. Особенно если это год в жизни Патриарха.
Вспомним, как немногим более года назад сердца православных, по утрате Патриарха Алексия II, были в смятении и скорби, как беспокоили нас два месяца тревоги и надежд, ожидания выбора, порою и острой полемики при выдвижении и обсуждении кандидатур на Патриарший престол нашей Церкви.
Господь всё устроил: 1 февраля 2009 г. новым Патриархом Московским и Всея Руси стал митрополит Кирилл, и тройное «Аксиос!» («Достоин!») прозвучало под сводами Храма Христа Спасителя, а потом эхом раскатилось по всей Руси великой, по всем мировым Православным пределам.Восхищает в нашем Патриархе умение открыто идти навстречу людям, любой аудитории - в храме, на улице или в телестудии, - говорить с ней, побуждать внимать, покорять сердца, убеждать. А ведь это не просто словеса, как водится у многих в нынешние времена болтовни в информационных студиях, нет, у Патриарха это всегда выношенная, с сердечным включением горячая проповедь, «страстно поднятый перст».
Недавно Патриарх замечательно высказался в телеинтервью, мол, если мы знаем о спасении, почему мы должны молчать, почему должны помалкивать в своих храмах? Если мы знаем Христа, мы должны Его исповедовать.
Однако Патриарх Кирилл не только «говорящий Патриарх», он еще и делающий, «действенный Патриарх».
Уже 7 февраля 2009 г. состоялся визит Святейшего Кирилла в Смоленск, первый визит Святейшего в Смоленскую епархию - в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви. Первенство понятное, ведь до избрания на Патриарший престол владыка Кирилл в течение почти 25 лет возглавлял эту епархию. Там, на Смоленщине, отвечая на вопрос журналистов о целях и задачах, которые стоят в нынешних условиях перед Церковью, Святейший подчеркнул, что тут нет ничего революционно нового: «Самое главное - Церковь, которая является душой и совестью своего народа, должна всегда такой оставаться, должна иметь реальный духовный авторитет, быть опорой своего народа и в радостях, и в скорбях. А для этого нужно, чтобы слово Церкви отзывалось в сердцах. Если слово ее будет отзываться в сердцах все большего числа людей, то совсем другой станет наша жизнь. Вот это и есть главная, стратегическая цель...»
Патриарх Кирилл выделяет особую значимость своего визита на Украину летом 2009 года: «Святая Русь - это не умозрительное понятие и не просто часть нашей истории. Это и наша современность. Хотел бы особо отметить роль Украинской Православной Церкви, которая, несмотря на активную деятельность недругов церковного единства, успешно совершает свое спасительное служение, являясь подлинной Церковью народа Украины и в то же время, сохраняя духовное единство со всей Полнотой Русской Православной Церкви».
Патриарх, находясь тогда на Украине, высказался фактически по всем актуальным вопросам современности, коснувшись чуть ли не всех сторон человеческого бытия - от личностно-нравственных до геополитических. И действительно тогда сформировалось и окрепло устойчивое, духоподъемное и жизнеутверждающее чувство: «прямо перед нами, для всей украинской паствы, и для тех, кто не воцерковлен, но считает себя принадлежащим к Русской цивилизации - рядом с нами, на украинской земле, НАШ ПАТРИАРХ!» Украинские да и российские политики высшего эшелона об этом не говорят. Но Патриарх внятно и отчетливо выговорил то, что лежит на сердце у многих соотечественников большой Руси, самоопределяющихся в русле Русской цивилизации, вне зависимости от всяческих границ, в том числе государственных.
«Наше единство, - сказал он в своей речи, подводящей итог истекшему году патриаршего служения, - должно простираться поверх государственных границ и политических разделений, социальных, возрастных, культурных и иных человеческих различий. Русская Церковь - это не только Церковь Российской Федерации, и даже не только исторической Руси. Попечение нашей Церкви о ее верных чадах сегодня простирается на многие страны. Россия, Украина, Беларусь и Молдова являются ныне ядром обширного пространства нашей общей цивилизации, берущей начало в Днепровской купели святого равноапостольного князя Владимира».
Так - уверенно, внятно, трезво, но и возвышающе - может говорить только духовный вождь Русского мира. И именно таковым мы сразу ощутили Патриарха Кирилла.
Патриарх говорил о том, что Русская цивилизация располагает и потенциями, и уже накопленным достоянием такого духовного и интеллектуального уровня, что нам нет необходимости стоять у дверей Европы с протянутой рукой, что мы сами можем предложить идеи будущей жизни человечества, что Западу следовало бы пересмотреть свои взгляды на Восточно-славянский мир и перейти от патерналистского похода к равноправно-партнерскому. «Я отнюдь не выступаю против западного мира - я хорошо знаю Запад и жил на Западе, - подчеркнул Святейший. - Но почему в диалоге с западным миром мы с легкостью принимаем роль ведомого? Какие же ценности предлагают нам? Что такое уникальное говорит нам сегодня эта богатая цивилизация? Почему мы с легкостью отдаем свое первородство? Мы готовы вступать в объединенную Европу, в любую другую Европу. Мы туда вступаем, чтобы получить идеи? Чтобы получить прививку некоего правильного образа жизни? Мы вступаем туда для того, чтобы сытно есть, мы вступаем туда ради желудка и кармана? Наверное, это тоже неплохо, но тогда давайте принесем туда свои ценности, только я не уверен, что там будут готовы наши ценности принять. Но вступать в качестве ведомых, теряя свое духовное первородство, отказываясь от своего трагического, но уникального, ни с чем не сравнимого опыта - у меня это вызывает большие сомнения. Я думаю, что наше единство - единство духовного пространства Святой Руси, исторической Руси, - это огромной силы цивилизационный проект, и он не предназначен для того, чтобы быть ведомым. Он предназначен для того, чтобы генерировать идеи, и это сейчас происходит; он предназначен для того, чтобы бросать мировоззренческие вызовы, на которые другим потребуется ответить».
Четко и спокойно Патриарх публично поставил на место Виктора Ющенко, в очередной раз «высунувшегося» с навязчивой идеей «поместной украинской церкви». «Такая Церковь на Украине уже есть, господин Президент, - сказал Патриарх Кирилл. - Это каноническая Украинская Православная Церковь!»
В завершение украинской темы отметим: мы понимаем, что сегодня Украина превратилась в передовую линию русского фронта. И это не аллегорическая фигура, а духовная реальность. Отсюда - и значимость нашего совместного духовного стояния на Украине.
Всем памятны высказывания и размышления Патриарха не только о церковных («необходимость возгревать дар общецерковного единства, укрепляя сотрудничество епархий, развивая взаимное общение между различными частями Русской Православной Церкви»), но и о молодежных, армейских, образовательных и иных многоразличных проблемах. Отметим и внимание Патриарха к таким средствам информации, как телевидение, радио, Интернет. Современная жизнь перенасыщена, пронизана информационными потоками. Живое слово пастыря, с одной стороны, оказывается прямо спасительным для тех, кто готов ему внимать, с другой - оно выполняет функцию вытеснения врага. И если, по исполняющемуся пророчеству преподобного Лаврентия Черниговского, в дома современных людей диавол заходит через домашние мониторы («диавол придет в новостях; многие скажут, де, мы хотим слушать и узнавать новости»), то нам как раз следует немало потрудиться, чтобы выдавить из эфира вражеское, и Патрирах тут - наш ведущий.
Да, отмечают пастыри и прихожане, «за прошедший год заметно усилился авторитет Церкви в обществе»; «Церковь стала активной и в области образования, благодаря чему появилась реальная возможность преподавания в школах предмета «Основы православной культуры»; «церковная жизнь стала гораздо более динамичной, многие люди увидели новые возможности для раскрытия своих Богом данных талантов, для того, чтобы осуществлять свои надежды, реализовывать давно копившиеся инициативы, в первую очередь это касается миссионерской, молодежной, информационной работы, деятельности православных общественных организаций, совместных церковно-государственных трудов». Отмечены и «прорывные решения в области церковно-государственного диалога, которые были приняты во многом благодаря мудрости, мирному духу и знанию мирового опыта, свойственным Святейшему, а также благодаря его добрым отношениям с государственными руководителями не только России, но и многих других стран».
«Патриарх Кирилл будет добрым кормчим», - заметил сразу по интронизации нового Патриарха архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Видим, что будущее время глагола «будет» за год патриаршего служения утвердительно превращается в реальность - «есть».
«У нас нет времени на раскачку, ибо жизнь скоротечна, у нас нет возможности составлять «наброски и черновики» страниц общецерковной летописи, ибо мы призваны служить и действовать именно в эту историческую эпоху и на том месте, которое каждому определил Основатель Церкви и Пастыреначальник Господь наш Иисус Христос», - говорит Патриарх Кирилл.