Реальность без лиц

0
136
Время на чтение 5 минут

Миллионы людей зарегистрированы в социальных сетях, ведут интернет-дневники, общаются на форумах, в чатах, и число их неуклонно растет. Виртуальная реальность затягивает не хуже болота, и однажды попав туда, сложно остановиться и не продолжить путешествие по неведомым ссылкам, сайтам, блогам. Кажется, что именно в Интернете исполняется детская мечта стать невидимкой и гулять среди людей незамеченным. Но интересно, как Церковь смотрит на эти перевоплощения и действительно ли анонимность – главное достоинство сети, а не ее явный недостаток?

ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ И БЕЗНАКАЗАННОСТЬ

«Мировая паутина» окутала весь земной шар, и сегодня признаться, что ты никогда не был в Интернете, все равно что расписаться в абсолютном невежестве. Там посмотрел, здесь почитал, тут оставил комментарий, и никто не узнал, что это ты. В сети необязательно называть свою фамилию и оставлять паспортные данные. В миру Иван Иванович в Интернете может стать «Романом Абрамовичем», а то и вовсе «Кристиной Орбакайте» или отдельной цифрой либо запятой.

Я в свое время отметилась на известном сайте, где ищут одноклассников, и благодаря ему нашла всех своих давних знакомых. Но этим дело не ограничилось, я пустилась гулять по просторам всемирной паутины. Сначала честно – от своего имени. И начались странные вещи. Однажды познакомилась с парнем на сайте знакомств, а это оказалась 17-летняя девушка, которая, шутя, создала анкету. Разговорилась на кулинарном форуме с шеф-поваром московского ресторана, а им оказался безработный официант из Тамбова. Так со временем пришло понимание, что в Интернете никому доверять нельзя и, следовательно, тебе тоже никто не доверяет. Тогда началась совсем другая история. Теперь уже ты сам готов менять роли и можешь быть официантом из Тамбова, послом России в Куала-Лумпуре, да хоть космонавтом с МКС. А почему так?

Российские психологи взялись за изучение поведения людей в Сети сравнительно недавно, но выводов уже немало. Физическое отсутствие собеседников в Сети приводит к тому, что свои данные и чувства в Интернете при желании можно не озвучивать и писать о том, чего на самом деле нет. В виртуальном мире люди легче ведут разговоры и реже обижаются на грубости, потому что все равно не видно, кто перед тобой. Здесь стираются возрастные рамки и отсутствует фактор внешней привлекательности, социального статуса, которые имеют значение в реальности. Более того, в Интернете можно «стать лучше», чем ты есть на самом деле, наделить себя качествами, которыми не обладаешь. Анонимность обогащает возможности самопрезентации человека, позволяя ему не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть особенности коммуникации в Сети позволяют человеку конструировать свою виртуальную личность по своему выбору. И подобные вольности очень расслабляют…

Как все в том же Интернете пишет известный публицист и миссионер из Саранской и Мордовской епархии игумен Спиридон (Баландин), необоснованная анонимность, да еще под маской альтернативной идентичности, не может привести ни к чему хорошему. В процессе общения с «невидимкой» у человека быстро снижается социальная и психологическая ответственность, отсюда небрежное отношение к собеседнику, ненормативность лексики и девиантное поведение, так как риск ответить за свои поступки минимален. Корни модного нынче интернет-явления под названием «троллинг» растут как раз из этих особенностей.

Троллинг – это намеренное размещение провокационных, нарочито грубых или оскорбительных сообщений с целью вызвать конфликт, чтобы, как ни странно, получить от этого удовольствие. Честно сказать, в рамках журналистского эксперимента я сама побывала в шкуре «тролля»: назвалась мужским именем и стала терроризировать общество фанатов Филиппа Киркорова. Там все его любят и почитают, а я пришла и написала, что у него голоса нет. Конфликт не заставил себя ждать, и мне поначалу было смешно, пока не стало нестерпимо грустно. Зачем издеваться над людьми?

Но многие как раз этим и живут, зная, что наказания не последует, потому что никто не знает, кто скрывается за этой анкетой или ником (от англ. «nickname» – псевдоним). А ники бывают разные, и из них можно составить целую портретную галерею всего живого и неживого на земле; как только люди себя не называют: и «психами», и «свиньями», и, конечно, более красивыми прозвищами.

С одной стороны, независимо от ника IT-специалистам легко вычислить каждого пользователя по его IP-адресу, но другой вопрос: кому это надо? По решению суда, если человек совершил преступление в сфере информационных технологий, – да, можно. Но за то, что он анонимно пишет сообщения провокационного характера, – нет. Да и потом, анонимность – это свобода. Интернет – часть жизни, которой мы живем в реальности. И здесь нельзя насильно заставить человека быть хорошим или плохим, все зависит от него самого. Но если троллинг вообще несовместим с православной этикой, построенной на основе уважения человеческого достоинства, милосердии и сострадании, то что можно сказать просто об анонимности? Приемлема ли подобная скрытность для верующего человека, пользующегося услугами Интернета? Допустимо ли для христианина сидеть в Интернете, без конца меняя ники и придумывая себе новые образы в сети?

ПРОТИВ СЕБЯ И БОГА

Иеромонах Дорофей (Баранов), руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии, дал нам пояснение по поводу этой сложной и пока еще новой для нашего общества проблемы.

– В том, что кто-то хочет стать, пусть хотя бы в Сети, лучше, умнее, ничего очень уж плохого нет, человеку свойственно стремиться к совершенству. Другое дело – анонимность, дающая полную свободу действий без каких-либо рамок и ограничений. Раньше солгать, глядя человеку в лицо, было серьезным шагом, на который решался далеко не каждый, сейчас же в Интернете это совершить очень легко, достаточно одного нажатия клавиши. И с точки зрения христианства проблема анонимности имеет несколько аспектов.
Начать нужно с того, что каждый человек – это личность, главная ценность которой ее уникальность. Второй такой на земле никогда уже не будет. У каждого человека есть совесть, дарованная Богом, она – неотъемлемая часть нашего внутреннего мира. Совесть и личность неразделимы. Когда душа покидает тело, наступает смерть. Также, когда человек теряет совесть, происходит умирание личности.

И анонимность – та тонкая грань, переступив которую, человек способен лишиться самого главного – себя, своей личности, а значит, в итоге позволяет забыть о совести. Назовись человек собственным именем, он не смог бы позволить себе всего того, что может сделать анонимно. Иначе бы его узнали близкие и могли спросить: «А почему ты там написал так, хотя нам говоришь обратное?». По сути, активное использование никнеймов и псевдонимов – проявление бессовестности и боязнь человека быть узнанным. Не у каждого, кто выступает под ником, явно выражены эти проявления, но увлечение анонимностью – повод задуматься. А настолько ли ты уверен в себе в реальности, раз представляешь себя в Интернете под несвойственной тебе личиной?

К чему может привести повальное увлечение анонимной формой общения в Интернете, уже можно представить: это грозит разрушением человеческих отношений в реальном мире. Более того, для людей, проводящих большую часть времени в виртуальном пространстве, как говорит отец Дорофей, практически закрывается дорога к общению с Богом, ведь душу нельзя переселить в Интернет. И когда рано или поздно она захочет быть услышанной, это может закончиться ничем. Разговор с Богом – это абсолютная реальность, общение с Ним требует максимальной отдачи наяву, а не в Сети. Но этого может не произойти, если человек чрезмерно увлечется виртуальной реальностью. И называя себя в Интернете другими именами, создавая «новых» себя, всегда стоит помнить об этом.

http://www.vzsar.ru/special/2010/01/14/_realnost_bez_lic.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктория Федорова
Все статьи Виктория Федорова
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24