- Слушай, я знаю, что ты литературе не чужда. Ты басен никогда не писала?
- Вот чего я не писала, так это басен.
- И не знаешь никого, кто басни писал бы?
- Да в чем дело?..
- Просто беда. Ребенку на каникулы дали задание - сочинить басню. Что делать, скажи!..
- По окончании каникул прийти в школу и сказать учительнице, что она дает детям слишком сложные, заведомо невыполнимые для большинства из них задания. В случае непонимания с ее стороны обратиться к завучу, к директору школы...
- Нет, я лучше в Интернете поищу.
В другой моей знакомой семье был великий переполох: девочка получила задание сшить ночную сорочку. Шить в этой семье не умеет никто - ни мама, ни бабушка, ни тетя. Не умеют просто потому, что это не нужно, современная жизнь этого не требует, а природной склонности к рукоделию у всех этих женщин - как и у их потомка - нет... В конце концов, попросили соседку, заплатили ей за шитье двести рублей.
Когда я работала на прежней работе, возле моего компьютера периодически появлялась одна наша сотрудница, мама 15-летнего Сережи - с трепетным белым листочком в руках, с тревогой и надеждой во взоре. Я уже знала, что на листочке - тема очередного реферата, заданного недорослю. Темы эти укладывали меня наповал. К примеру - «Шизофрения, симптомы и лечение».
- У вас что, класс с медицинским уклоном?
- Да нет, обычный класс. По ОБЖ задание дали. Помоги, пожалуйста, текст какой-нибудь из Интернета скачать. Только чтоб не возиться с ним, чтоб скачать - и все.
Как вы думаете, у кого в данном случае шизофрения, кто шьет белыми нитками и кормит соловьев баснями?
В нашей школьной жизни присутствовали, конечно, и шпаргалки, и подсказки, и списывания; но нас не приучали к обману как к норме человеческих отношений.
Сегодня это воспринимается именно как норма, как способ разрешить проблему. Вовремя научить ребенка лгать - это гораздо проще, безопасней и целесообразней, нежели открыто возразить творимой с ним глупости, защитить его детское достоинство от унижения заведомо непосильным заданием.
Но это - только одна сторона медали. Помилуйте! Не настолько же все эти учительницы наивны и глупы, чтоб не отличить басню, написанную взрослым человеком - от басни, которую способен (если, конечно, способен) сочинить десятилетний школьник; текст, механически перенесенный из Сети на бумагу - от текста, написанного подростком; сорочку... с сорочкой, конечно, сложнее. Но ведь знает эта Марьиванна великолепно, что никто из ее учениц на самом деле шить не будет!
Они великолепно все это знают - и участвуют в игре. Зачем? Затем, чтоб получить какие-то баллы, претендовать на высшую категорию или на какого-нибудь «заслуженного учителя»? Или просто чтоб не потерять свою жалкую ставку преподавателя трудового обучения - единственный источник дохода? Так это или иначе, но им выгодно, чтоб родители вовремя научили этой игре детей.
А те согласны. Они поломаны и хотят, чтоб их дети были такими же. Потому что поломанному легче ползать.
Еще один эпизод из жизни моих знакомых. Вузовский «препод» входит в аудиторию и эдак по-свойски спрашивает студентов: «Ну что, хотите зачет автоматом?» - «Хотим!» - разом выдыхают студиозусы. «Две тысячи с носа - и у всех автомат. Но это только если ВСЕ. Если хоть один кто-то не согласен - вся группа сдает. Но не вся, учтите, сдаст». Группа непроизвольно оглядывается на Наташу. Почему именно на Наташу? Потому что про нее известно: «ненормальная», «блаженная», «комсомолка дурацкая». Наташа сжимается в комок: в глазах ее однокашников - отнюдь не любовь и не дружба... Девочка приходит домой и рассказывает все маме - интеллигентнейшей женщине, кандидату наук. Мама пьет корвалол и достает две тысячи рублей: «Возьми и отдай». Папа, узнав о произошедшем, хмуро кивает: «Конечно, отдай. Не связывайся...».
Наташа не отдала деньги. Она одна из всей группы сдавала зачет, и, представьте себе, сдала. Преподаватель пошел на уступки - остальные-то все деньги внесли. А для одной честной дурочки можно сделать исключение.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7801&Itemid=4