Иного пути у России нет

Когда разговор заходит о православной вере, о православии вообще, то, как правило, присутствует своего рода неопределенность. Культурные проявления православного христианства сложны и многообразны. Это и философия, и богослужение с его древними формами, и изобразительное искусство, и даже особенный быт..
.
Как в любой религии, в православии есть незыблемая основа, то, что всеми и всегда признавалось как обязательная часть. Это тот вероучительный, богослужебный и нравственный минимум, отступление от которого лишает человека звания христианина. Именно к такому православию часто обращаются полемисты, показывая превосходство своей веры над другими. Но наряду с таким, назовем его «идеальным» православием, есть православие реальное - то, чем живут православные христиане здесь и сейчас.

Во все времена христиане стремились, чтобы наличное, реальное православие не противоречило своей основе, а было ее развитием, продолжением, или хотя бы всегда себя с ней соизмеряло, признавало ошибки, отсекало лишние и противоречивые наслоения.

В наши дни существует проблема, видимо являющаяся одной из причин недостаточного воцерковления наших соотечественников. Людям очень часто проповедуется только «идеальное» православие (порой даже в очень своеобразной интерпретации проповедника), а в жизни конкретных храмов, общин, сообществ люди видят нечто другое. Я не хочу сказать, что видят противоположное или плохое, хотя иногда бывает и такое, но факт остается фактом: реальная церковная жизнь серьезно отличается от декларируемого идеала.

Православные просветительские интернет-ресурсы, книжные лавки в храмах предлагают в подавляющем большинстве знакомиться с тем, что пишется как бы от «идеального я». И в этом есть понятная логика: авторы и редакторы стремятся прежде всего познакомить с красотой и глубиной христианства, с его мудростью. Но при таком подходе есть и побочный эффект. Знание только «идеального» православия не в состоянии помочь человеку ответить на главный жизненный вопрос: «а какое отношение оно имеет ко мне лично, к моей собственной жизни?».

Интересующиеся православием и новообращенные христиане слишком часто остаются сами по себе, они вынуждены самостоятельно разбираться в происходящем. Я по опыту знаю, что у многих людей годы уходят на сопоставление «идеального» и «реального», на поиск своего места в Церкви, на принятие и осмысление церковной жизни, как она есть. Немногие преодолевают это испытание без потерь. Часть замыкается на «фарисействе» в уверенности, что наличное православие тождественно «идеальному», часть наоборот идет, что называется, «вразнос», устав от лицемерия и чрезмерных требований и запретов.

Осмелюсь сказать, что в постсоветский период для большинства новообращенных понимание и критическое осмысление наличного православия было затруднено по причине малой доступности священников и неразвитости христианских общин. Но с появлением Интернета ситуация кардинально изменилась: активные священники и воцерковленные христиане с одной стороны и активные интересующиеся и новообращенные - с другой получили возможность, хоть во Всемирной Паутине, но встречаться, общаться, делиться опытом, вместе познавать истину и идти путями христианской жизни. Наибольшее развитие интернет-общение православных получило в так называемых «блогах» и «социальных сетях» (Одноклассники.ру, Вконтакте.ру, Фэйсбук и т. д.).

Насколько я понимаю, «социальные сети» оттянули на себя большей частью учащуюся и работающую в офисах молодежь, в том числе православную. По сути, это просто «тусовки», пространство «поверхностного» общения. Уровень общения в «социальных сетях» можно описать наиболее часто встречающимися там фразами: «привет, как дела?», «глянь клевую фотку», «пришли мне ссылку на фильм», «залей на обменник прогу». Отличительной особенностью российских сайтов «Вконтакте» и «Одноклассники» является их закрытость и для «поисковых систем», и для незарегистрированных участников. Эти ресурсы, хоть и хороши как средство общения, но на практике фактически непригодны для серьезного знакомства с православием, как, впрочем, и всякие тусовки.

Совсем другое дело «блоги» - авторские интернет-странички, предоставляющие возможности дневниковых записей-размышлений, публичного их обсуждения, объединения пользователей в группы и общения между собой.

Основная аудитория блогов - это образованная, скажем так, повзрослевшая молодежь (30-40 лет), способная и тянущаяся к интеллектуальному общению, размышлениям о своей жизни, жизни своих близких, жизни нашей страны. Среди блогеров можно встретить высококлассных специалистов в самых различных областях, например, в садоводстве, авторемонте, экономике, политике, христианском богословии и т. д.

Я думаю, что на данном этапе именно «блоги» имеют большое значение для знакомства желающих с наличным православием, в их общении с теми, кто может помочь им в этом. «Блоги» оттянули на себя наиболее активную, образованную и думающую часть православных христиан (разумеется, из тех, что пользуются Интернетом), объединив их в особого рода сообщества, а порой даже и в «христианские общины», готовые вести публичный и аргументированный диалог, внимательно относиться к критике, принимать всех желающих и помогать им. Это очень важно, ибо православие достаточно «заумно», знакомство с традицией требует диалога и в большой степени умственного труда.

В православных блогах «сидят» большей частью те, кто обрел веру в 90-х, а значит, они имеют отнюдь не книжный (порой парадоксальный и оригинальный), достаточный опыт, чтобы о нем рассуждать и им делиться. Блоги - это не «истина в последней инстанции», а сама жизнь как она есть, вернее - жизненные примеры и пространство для диалога, для поиска единомышленников. Для многих блоги - это осмысление веры, церковной жизни и окружающей действительности через призму личного христианского опыта.

Самое очевидное преимущество блогов - общение на равных, доступность священников и специалистов в различных областях церковного знания. Менторский тон, превозношения, нравоучения в блоговом пространстве не уживаются.

В блогах можно найти свидетельства о начальных путях воцерковления, об опыте приходской жизни разных храмов, серьезные размышления о вере и Церкви.

Православные блоги, как и блоги вообще, - идеальное пространство для отслеживания последних новостей, порой с достаточно компетентными комментариями.

Блоги полны критики церковной жизни, но что важно, чаще всего это не огульное отрицание, а выражение скорби и боли о недостатках и ошибках. Есть в этом пространстве и свидетельства тех, кто ушел из Церкви или так и не смог стать христианином. Такая обратная связь очень важна для наших дней и способна отрезвить самую разгоряченную «идеализациями» голову.

Часто в вопросах общественно важных можно увидеть активность и солидарность православных блогеров. В большой степени благодаря православным блогерам информация, к примеру, об ужасающей ситуации в доме престарелых в городе Ямме Псковской области поднялась в верхние строки поисковых систем и попала в СМИ и даже на телевидение.

Оставим в стороне дальнейшее описание содержательной стороны блогов. Думаю, сказанного достаточно, чтобы понять главное. Православная блогосфера - уникальное явление, дающее достаточно ясную и очень правдивую картину православной действительности, помогающую адекватно по отношению к себе лично и к своей жизни осознать православие. Я уверен, что существование блогов положительно сказывается на знакомстве с христианством желающих.

Доклад на конференции «Интерактивное православие: свидетельство, коммуникация, аудитория», 24 ноября Центральный Дом Журналистов

http://www.taday.ru/text/259418.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

2. Юрий Белановский на РЛ?

Юра Белановский о "маргинальности" ИА Русская Линия: http://belanovskyy.livejournal.com/223995.html

Nikolai Knospe / 10.12.2009

1. Re: Проповедь в блогах или борьба с лицемерием

Сила

Юрий Белановский:
Все статьи автора
Последние комментарии