Приключения милостивого богослова

0
321
Время на чтение 14 минут
Его биография напоминает фабулы приключенческих романов: он побывал и рабом, и духовником королевы, и деревенским отшельником, по его слову дворяне отменяли дуэли, каторжники обращались ко Христу, а миссионеры шли в поле сеять хлеб. Казалось, везде, где он появлялся, возникали даже не ростки, а сразу цветы милосердия. С поразительной фантазией он находил все новые и новые способы совершить доброе дело для, иной раз, совершенно безнадежных людей. Ему мы обязаны как словосочетанием "сестра милосердия", так и всей системой западной социальной работы. Мы говорим о Венсане де Поле, католическом святом и удивительном человеке.

Как по Стивенсону

Венсан де Поль родился в семье крестьянина во французской провинции Гаскони в 1580 г. Он учился в школе францисканцев в Даксе, затем поступил на богословский факультет университета в Тулузе. Чтобы заработать на обучение, во время летних каникул он давал уроки сыновьям местного дворянина. Тот остался так доволен, что, когда каникулы закончились, попросил учителя взять детей с собой в Тулузу и продолжать заниматься с ними там. Скоро другие дворяне также стали доверять ему своих сыновей, и он оказался во главе небольшой школы.

В 1600 г. де Поль получил богословскую степень и был рукоположен в священника. Он остался в Тулузе, где продолжал учить и учиться.

Через несколько лет ему досталось небольшое наследство, получить которое нужно было в Марселе. На пути из Марселя обратно в Тулузу, судно, на котором он плыл, захватили турецкие пираты. Пираты привезли его в Тунис и продали в рабство. Венсан сменил несколько хозяев и, наконец, был продан принявшему ислам французу, состоящему на службе у султана. Гасконец убедил своего хозяина вернуться в католичество и вместе бежать во Францию. Вдвоем, в маленькой лодке, они добрались до Авиньона, где папский легат, кардинал Монторио, присоединил покаявшегося отступника к католической церкви, а молодого священника взял с собой в Рим. В Риме Венсан де Поль произвел такое впечатление своими способностями, что в 1609 г. его отправили с секретной миссией ко двору французского короля Генриха IV. Здесь он на короткое время стал одним из духовников королевы Маргариты де Валуа, но вскоре покинул двор и поселился в Париже, где снял дом рядом с большой больницей и посвятил себя заботе о больных и умирающих, а еще через несколько лет, после многих просьб, был назначен в деревенский приход в Клиши, близ Парижа. Здесь, в заботах о бедных и больных, он был совершенно счастлив. Он заново отстроил старую полуразрушенную церковь и наладил приходскую жизнь.

Между деревней и двором

Слава кюре из Клиши раскатилась по окрестным приходам и их настоятели приезжали просить у него совета. Внезапно его вызвал в Париж его столичный покровитель и учитель, известный католический богослов, впоследствии кардинал, Пьер де Берюль - трем сыновьям графа де Гонди нужен был наставник. Лучшего места для приобретения влиятельных друзей нельзя было и представить - граф Филипп Эммануэль де Гонди командовал королевским флотом, его брат был архиепископом Парижским. Венсан де Поль не хотел покидать свой приход, но он был слишком многим обязан де Берюлю, чтобы отказаться.

Вскоре графиня и граф де Гонди горячо привязались к нему и стали его духовными детьми. О степени их уважения к нему может свидетельствовать следующий случай.
Граф де Гонди был искусным фехтовальщиком. Ему никогда на пришло бы в голову отказаться от вызова на дуэль, или самому не бросить вызов, если он чувствовал, что его честь была задета. Узнав, что у графа на определенный день была назначена дуэль, после мессы, когда все вышли и лишь граф молился в домашней церкви о победе над своим соперником, де Поль обратился к нему: "Мессир, я знаю, что вы сегодня собираетесь драться на дуэли, и я говорю вам, как послание от моего Спасителя, пред которым вы преклоняете колени, что если вы не откажетесь от своего намерения, Его гнев падет на вас и вашу семью". Такое обращение священника к человеку ранга де Гонди было неслыханно, но после минутного молчания граф пообещал, что откажется от дуэли и выполнил обещание.

На лето семья де Гонди и с ними Венсан де Поль выезжали в Пикардию. Там он взял за правило еженедельные проповеди в деревнях неподалеку от замка своих хозяев. Послушать его собирались крестьяне со всей округи.

Граф и графиня обращались с ним как со святым, его имя не сходило с уст всей провинции, тем не менее, де Поль считал свою деятельность в семье де Гонди профессиональным провалом - пока родители превозносили его заслуги, дети вели себя хуже, чем когда либо. Зато в каком-то смысле они поменялись местами: де Поль вспоминал, что именно его ученики научили его, по характеру нетерпеливого и резкого, мягкости и терпению.

Тем не менее, он решил бежать и попросил Пьера де Берюля устроить его в какое-нибудь удаленное от Парижа местечко, где он мог бы служить в бедности и безвестности. Де Берюль согласился. Сельскому приходу в Шатийон-ле-Домб нужен был настоятель. Семье де Гонди Венсан де Поль сказал, что едет уладить личные дела, и только через несколько месяцев они поняли, что он не собирается возвращаться.

Приход в Шатийон-ле-Домб был бедным, церковь - грязной и запущенной, а священники проводили больше времени в развлечениях, чем в служении Богу. Однако новый настоятель смог изменить жизнь сонного местечка. Под руководством Венсана многие знатные дамы окрестности посвятили себя заботам о бедных. Одна из них как-то попросила его объявить после мессы, что в некой бедной семье больны все дети, и нужна помощь. Когда через несколько часов де Поль отправился проведать больных, то он увидел множество своих прихожан, уже возвращавшихся обратно. Он подумал, что там, куда сегодня отправились все, уже завтра не будет никого, и организовал дежурство: желающие помочь прихожане, распределив дни недели, по очереди снабжали семью всем необходимым.

Чтобы помочь организовать уход за больными и нуждающимися, Венсан де Поль написал правила, которые объясняли, как найти подход к нуждающейся семье, как установить дежурство, как вести отчетность, как обратиться за дополнительной помощью, как ухаживать за больными в свете Христовой любви и даже как разумно использовать время.

Тем временем граф и графиня де Гонди просили его вернуться. Они убеждали, что работа в Шатийон-ле-Домб может быть продолжена другим священником, они же с радостью помогут реализовать его благотворительные планы в Париже и в своих имениях. Де Поль согласился, и вскоре общества подобные Шатийонскому были созданы во всех имениях де Гонди.

Королевские галеры

Королевский флот под командой графа де Гонди состоял из галер - гребных судов, команды которых формировались из осужденных преступников. В тюрьмах, где содержались приговоренные к галерам преступники, были тесные и сырые помещения, до отказа забитые заключенными. Каторжников содержали на хлебе и воде, без какой-либо медицинской помощи. Еще в 1564 г. король Карл IX запретил приговаривать к галерам менее, чем на десять лет, поскольку "не менее трех лет требуется на обучение галерника искусству грести и на приучение его к морю", и в безысходности многолетнего заключения единственным развлечением каторжников были драки и склоки.

"Это ваши люди, мессир, вы ответите за них перед Богом",- сказал Венсан де Поль адмиралу де Гонди. Тот никогда прежде не задумывался об условиях, в которых содержатся его гребцы, и разрешил своему духовнику делать все, что тот посчитает нужным.

С двумя другими священниками де Поль отправился в каторжные тюрьмы. Сначала они не знали, как подступиться к заключенным, которые встречали их проклятьями, и начали с того, что стали сами промывать и перевязывать раны и язвы. Через некоторое время заключенные уже не перебивали их, когда они говорили о Спасителе и Его искупительной жертве.

На собранные друзьями и благотворителями деньги Венсан построил в Париже больницу для лечения больных каторжников. Узнав об этом, король Людовик XIII назначил его капелланом королевских судов с привилегиями морского офицера и жалованием в 600 ливров.

В 1625 г. Венсан де Поль основал общества призрения галерных каторжников в портовых городах Марселе и Бордо. У него нашлось много последователей, которые взяли на себя продолжение дела, и де Поль вернулся в столицу.

Новые апостолы

Опыт в Шатийон-ле-Домб и поместьях де Гонди убедил Венсана де Поля в необходимости создать группы священников, которые бы, переходя с места на место, проповедовали Евангелие во французских провинциях и могли служить примером для подражания.

Официальной датой создания конгрегации священников-миссионеров считается 17 апреля 1625 г. Сначала общество состояло лишь из де Поля и еще двух священников. Отправляясь на проповедь, они отдавали ключ от дома соседям. Число миссионеров росло медленно, через 10 лет их было всего 33, но Венсан не беспокоился: "Дела Божьи совершаются не тогда, когда этого желаем мы, - говорил он, - но тогда, когда этого желает Бог. Не нужно упреждать Провидение".

Члены конгрегации должны были посвятить свою жизнь миссионерской работе. Их расходы оплачивались из общего фонда, они не могли ничего брать у паствы безвозмездно или даже останавливаться на ночлег без оплаты. В их обязанности входило произнесение двух проповедей в день, уроки катехизиса и организация помощи больным и неимущим. Девять месяцев в году посвящались миссионерству, а три - молитве и подготовке.

В 1632 г. Папа Урбан VIII официально признал новое общество под именем Конгрегации Миссий. Королевским приказом конгрегации был передан монастырь Сен-Лазар, по названию которого священников-миссионеров стали называть лазаристами.

Де Поль учил своих последователей быть скромными, дружелюбными и доступными. Он настаивал, что проповедь не должна превращаться в демонстрацию ораторского мастерства, а задача миссионера - говорить языком, понятным и ребенку, и необразованной крестьянке.

Крестьяне и горожане, часто потерявшие доверие к священнослужителям, видели в бедно одетых проповедниках новых апостолов. Их ждали. На время проповеди "сыновей Венсана де Поля" закрывались лавки, а все население городка или деревни собиралось на площади перед церковью.

Просветитель духовенства

Вскоре стало понятно, что в миссионерской работе нуждаются не только безграмотные крестьяне, но и духовенство. В то время духовные лица Франции, происходившие из высших классов, вели, по большей части, светский и легкомысленный образ жизни, а происходившие из бедняков - погрязли в невежестве и пьянстве. Монастыри стали прибежищем для тех, кто надеялся получить пропитание, не прикладывая к тому усилий. Некоторые клирики не умели ни читать, ни писать, другие не знали, как совершать таинства. Венсану де Полю доводилось встречать священников, которые не знали формулы отпущения грехов, и даже таких, которые не знали никаких молитв, кроме "Богородице Дево". Обычай подготовки к рукоположению практически исчез - во всей стране едва ли существовал десяток небольших семинарий.

Чтобы восполнить недостаток знаний будущих священников, с 1628 г. лазаристы стали проводить богословские семинары в различных городах. Вначале они были двухнедельными, затем подготовку стали продлевать до нескольких месяцев, а впоследствии и до двух-трех лет. В 1635 г. де Поль основал в Париже Большую Семинарию для научных богословских занятий, а в 1642 г. Малую Семинарию для подготовки непосредственно священников.

Также с 1633 г. де Поль стал вести в Сен-Лазаре еженедельные богословские дебаты для духовенства, а его ученики стали проводить открытые собрания для мирян, в которых могли участвовать все, от нищих до дворян.

"Найдите мне хоть одну серую сестру!"

"Дамы-благотворительницы" из аристократии и зажиточной буржуазии щедро жертвовали на проекты Венсана де Поля. Под его руководством королева Анна Австрийская, принцесса Мария Гонзага (будущая королева Польши) и многие придворные дамы проводили несколько часов в неделю, ухаживая за бедняками в парижских больницах, но такой помощи было недостаточно.

Во Франции XVII века монахини не покидали стен обителей. В то же время священники-миссионеры часто сталкивались с женщинами, которые не хотели уходить в монастырь, но желали бы помогать ближним в миру. В 1633 г. де Поль и его помощница Луиза де Марийяк объединили несколько десятков таких девушек и женщин в неофициальное сестричество, которое стали называть Дочери Милосердия или Сестры Милосердия. (В 1844 г. последнее словосочетание было заимствовано из французского языка для наименования первой в России Свято-Троицкой общины сестер милосердия).

Сначала сестры жили в доме Луизы де Марийяк. По воскресеньям они собирались в Сен-Лазар слушать наставления Венсана, а по будним дням ухаживали за бедными больными на дому. Одевались они в серое крестьянское платье, поэтому парижане прозвали их "серыми сестрами".

Венсан де Поль и Луиза де Марийяк подчеркивали, что думали не о создании новой монашеской общины. Смысл служения Дочерей Милосердия был в миру, и хотя они приносили обеты бедности, целомудрия, послушания и служения бедным, эти обеты приносились лишь на один год. Если сестра желала остаться в общине, она ежегодно их возобновляла. Сестры подчинялись настоятельнице, а деятельность всей общины руководилась Конгрегацией Миссий.

Де Поль говорил о сестричестве: "Их монастырем будут дома больных и дом настоятельницы. Их кельей - комната, снимаемая внаем. Их капеллой - приходская церковь. Их монастырским двором - городские улицы. Их затворничеством - послушание. Их решеткой - страх Божий. Их покровом - святая скромность. Их обетами - неизменное упование на Божественное Провидение и полная жертвенная самоотдача".

С 1634 г. Сестры Милосердия начали работать в парижской больнице Отель-Дье. Во время эпидемий в 20 палатах больницы лежало до 5000 человек, по шесть человек на кровати, три - головой в одну сторону, три - в другую. Среди парижан Отель-Дье воспринималась как преддверие кладбища, вернуться откуда можно было только по великой милости Божьей. При отсутствии надлежащего ухода усилия врачей зачастую оказывались тщетными. Монахини-августинианки, которые управляли Отель-Дье, были затворницами, и до прихода серых сестер за больными ухаживали монахи и послушники мужских орденов Парижа. В документах Конгрегации Миссий отмечается, что за первый год работы Дочерей Милосердия в Отель-Дье в католичество обратилось 760 человек - лютеран, кальвинистов и даже мусульман-турок.

В 1636 г. сестры переехали из дома Луизы де Марийяк в новое здание около Сен-Лазар и открыли там школу для бедных детей.

Затем Дочери Милосердия отправились в тюрьмы. Они мыли тюремные камеры, стирали белье, готовили еду и ухаживали за больными. В указаниях, которые им дал Венсан, описывалось, как следует реагировать на ругательства и непристойные предложения, как переносить однообразие грязной и тяжелой работы и как стараться "быть лучами солнца, которые постоянно падают на грязь, но, несмотря на это, остаются чисты".

В католической энциклопедии рассказывается, как, когда Наполеону Бонапарту стали доказывать, что истинная филантропия родилась в эпоху Просвещения, тот прервал говорящего: "Найдите мне хоть одну серую сестру!"

Найденыши

Однажды, проходя по Парижу, Венсан де Поль увидел, как нищий уродует младенца, чтобы лучше подавали. Отняв ребенка, он понес его в детский приют Сен-Ландри, но увидев приют, пришел в негодование. В год сюда приносили около 400 детей. Грязные, полуголодные и больные, они содержались в двух комнатах, без ухода и внимания, ожидая либо смерти, либо продажи нищим. Дети даже не были крещены, так как заведующая приютом не видела в этом необходимости.

Сначала Дочери Милосердия выкупили по франку за ребенка двенадцать детей и поместили их в свою школу. К 1645 г. "дамы-благотворительницы" собрали достаточно денег для постройки сиротского приюта при Конгрегации Миссий, и число воспитанников возросло до 400.

Де Поля можно было увидеть в приюте в самое неожиданное время и всегда с толпой детей вокруг, которых он знал по именам. Во время Фронды, когда приют едва сводил концы с концами, и детям не хватало еды, его обвинили в том, что он истратил на найденышей деньги, собранные на нужды миссии. Он отвечал: "Неужели Господь будет менее милостив к нам, если мы поставим благополучие этих несчастных детей перед своим собственным?"

Миссионеры с тяпкой

В разгар Тридцатилетней Войны в провинциях Лорран и Пикардия начался голод. В это время пожертвования сократились, а все доступные средства уходили на содержание сиротского приюта. Венсану пришла в голову идея напечатать листовки с рассказами о голоде и страданиях людей в затронутых войной провинциях и поручить лазаристам продавать их у церковных ворот за номинальную сумму. В то время газет еще не существовало, и новинка имела феноменальный успех. На вырученные от продажи листовок деньги Венсан де Поль смог послать в разоренные районы сотни лазаристов и Дочерей Милосердия, "чтобы как-то восстановить то, что люди захотели разрушить, чтобы сохранить жизнь там, где люди хотят уничтожить ее". "Дочери" и "сыновья" де Поля собирали трупы, хоронили, ходили за больными и кормили выживших супом с походных кухонь.

Венсан де Поль даже отправился с просьбой прекратить войну к кардиналу Ришелье. Вопреки опасениям, кардинал не рассердился, а ответил: "Я также желаю прекратить войну, но это зависит не от меня одного".

Когда война закончилась, де Поль заставил миссионеров изучать новейшие методы земледелия, чтобы вместе с мешками зерна и семян для посева они могли передать разоренным крестьянам агротехнологии.

"Господин Венсан предал нас!"

В 1648 г. во Франции начался период смут и столкновений между сторонниками королевы и Парламентом. В истории это время получило название Фронды. Опасаясь революции, двор бежал из Парижа в Сен-Жермен, а королевские войска забаррикадировали въезды в Париж, отрезав снабжение города продуктами. Венсан де Поль принадлежал к роялистской партии, но не мог допустить голодной смерти парижан. В тайне от жителей столицы он отправился в Сен-Жермен с двумя просьбами - разрешить ввоз муки в город и удалить первого министра Франции, кардинала Мазарини, против которого был направлен народный гнев. Если на первую Анна Австрийская согласилась достаточно легко, вторая ее рассердила. Становилось ясно, что отношение при дворе к де Полю охладело.

Тем временем в Париже узнали, что он отправился в Сен-Жермен. С криками: "Господин Венсан предал нас королеве!" - озверевшая толпа ворвалась в Сен-Лазар и устроила там погром. Возвращаться было нельзя, и де Поль решил вместо этого объехать все отделения Конгрегации Миссий во французских провинциях. К тому времени отделения конгрегации открылись во всех крупных и средних городах, а их бесперебойное снабжение продуктами и медикаментами контролировалось из Сен-Лазара. Разоренное войнами и смутами крестьянство жило за гранью нищеты, и помощь конгрегации была как нельзя кстати.

Как и в прошлые годы, Венсан де Поль стал проповедовать на городских площадях. Его слова и пример - уже больной старик, он путешествовал верхом, сопровождаемый лишь секретарем - пробуждали надежду и веру.

Анна Австрийская не сдержала обещание послать хлеб в восставшую столицу, и голодающие парижане вынуждены были примириться с роялистской партией; просили вернуться и Венсана, прося у него прощения.

Последний блин комом

После смуты в стране количество нищих выросло в десятки раз. Среди проектов Венсана де Поля был работный дом и богадельня для нищих, желающих оставить свою "профессию". На его основе король Людовик XIV приказал построить на месте бывшей пороховой фабрики больницу Сальпетриер. Королевским эдиктом было приказано принудительно отправлять в новую больницу-тюрьму всех нищих, проституток, сумасшедших, эпилептиков и прочие деклассированные элементы с улиц Парижа. В 1656 г. в Сальпетриер были заточены 40 000 человек из парижского населения в 400 000. Добропорядочные горожане были счастливы и прославляли молодого короля, а де Поль говорил, что это единственное предприятие конгрегации, осуществленное против его воли. Венсан всю жизнь стремился приблизить мир богатых и знатных к миру бедных и отверженных, а Сальпетриер разделяла парижан на уважаемых граждан и людей второго сорта. Заточенные в больнице-тюрьме обитатели парижского дна теряли всякую надежду на возвращение к нормальной жизни.

В 1660 г. Венсан де Поль скончался.

"Теперь он не католик"

Он был одной из удивительнейших фигур этой наполненной событиями и персонажами эпохи. За время жизни де Поля Франция прошла путь от набора вечно воюющих между собой герцогств под формальным управлением короля до абсолютной монархии и от "горячей точки" Западной Европы до признанного лидера европейской политики. "Господина Венсана" знали и богачи, и бедняки. Католическая церковь канонизировала его. Сегодняшние историки называют его основателем современной церковной социальной деятельности в Западной Европе.

Влияние идей Венсана де Поля на церковную и социальную жизнь Западной Европы и католической Америки за последние три с половиной столетия было огромным и в определенной мере сохранилось до сих пор. Сегодня в различных странах работает более 4000 лазаристов и 20 000 Дочерей Милосердия.

Начальница Крестовоздвиженской общины сестер милосердия Екатерина Бакунина вспоминала, что во время одного из путешествий в Париж она поехала в часовню лазаристов поклониться "святому Викентию" у его раки. "Я усердно помолилась ему, - пишет Бакунина. - Теперь он не католик, и все должны быть ему равны. Да помолит же он о нас Господа, как я его молила!.."

День смерти и день памяти святого Венсана - 27 сентября.



Список литературы:

1. Карпычева Л.А. Сестры милосердия. История в свете современности // Начало. Журнал Института богословия и философии. 2005. N 14. С. 128 - 145.
2. Карпычева Л.А. Кто такие сестры милосердия? От исторической этимологии к современному контексту// http://www.omophor.ru/articles/sistercharity.htm
3. Католическая энциклопедия. М., 2002. Т. I
4. Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2002.
5. Сикари А. Святой Винсент де Поль, из книги: Антонио Сикари "Портреты святых", том II, Милан, 1991 http://www.krotov.info/library/18_s/ik/ari_vincent.htm
6. Catholic Encyclopedia. St. Vincent de Paul. http://www.newadvent.org/cathen/15434c.htm
7. Saint Vincent de Paul: c. 1581-1660, Forbes F.A. Rockford, IL., 1998

http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=12&id=10213
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Кристина Петроченкова
Сербский старец
К семилетию со дня кончины архимандрита Фаддея Витовницкого (Штрбуловича)
13.04.2010
Все статьи Кристина Петроченкова
Последние комментарии
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Игорь Ал
15.11.2024 23:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09