Небесное посольство

0
309
Время на чтение 5 минут
- Вот вы монах, - говорю я отцу Борису (Шпаку), настоятелю санкт-петербургского подворья Коневского монастыря, - а живёте вдали от своего монастыря, в большом городе, в самом центре его, среди вечного шума и суеты... Вам не тяжело так жить?

Отец Борис неожиданно хмурится и серьёзно отвечает:

- Конечно, тяжело. Для монаха жизнь вне монастыря - это погибель. Только то и спасает, что живёшь здесь за благословение, что несёшь послушание, - а так... Душа просит иноческого безмолвия, задыхается среди суеты... Но кому-то же надо заботиться о подворье.

- Хорошо, но тогда объясните мне, что такое монастырское подворье? Это не городской приход и не монашеская обитель - а что? Нечто среднее? Зачем вообще существуют подворья?

- Зачем? Во-первых, из чисто практических соображений: монастырю нужно поддерживать связь с городом, чтобы лучше вести своё хозяйство, легче добывать строительные материалы, пищу, лекарства, решать административные вопросы, да мало ли... У нас есть особые келии для братий, приезжающих в город по делам и на лечение... Но я понимаю, вас не это сейчас интересует: вы о духовной стороне спрашиваете. А тут, по-моему, всё ясно: подворье - это духовное посольство иночества в миру. Здесь мирянин может лучше познакомиться с монашеским укладом - и не со стороны, а изнутри, оставаясь при этом в своём мирском состоянии. Мы, к примеру, не вводим полностью монастырский устав, но в то же время сокращать богослужения, как это порой делается на некоторых приходах, нам совесть монашеская не даёт, а в результате наши прихожане не в ущерб своим мирским обязанностям имеют возможность хотя бы отчасти почувствовать, что такое настоящая монастырская служба. Это важно - ведь, что ни говори, а монахи по-прежнему остаются светом миру. Пусть это выспренно звучит на чей-то слух, но суть-то таких слов верна, несмотря ни на что. Мирянин должен иметь представление о монашестве как о некоем образце христианской жизни.

- И всё-таки у мирян свой путь, а у иноков - свой. Разве они должны пересекаться? Понятно, что монах не должен жить по-мирски, но разве хорошо, когда мирянин пытается жить по-монашески?

- Всё не так просто. Конечно, бездумно копировать монашество глупо. Довольно я знаю случаев, когда миряне почитывают "Добротолюбие", лёжа на диване, и потом воображают невесть что о своём духовном росте. Надо помнить, что советы таких Отцов, как св. Марк Подвижник, или св. Максим Исповедник, или авва Дорофей, обращены прежде всего к монахам. Зато есть и Иоаннн Златоуст, есть Иоанн Кронштадтский, есть отец Алексий Мечёв: они писали главным образом для мирян, понимая особенности такой жизни. Но с другой стороны, не надо думать, что монастырский путь и путь благочестивого мирянина - это две параллельные, которые нигде не пересекаются. Все мы Христу служим, все чаем спасения, все должны помнить о братской любви, так не надо же воображать, что мир и монастырь - это разные планеты. Взять хотя бы наше подворье: свои первые шаги оно сделало, помогая мирянам в их сугубо мирских делах. Я вот что имею в виду: в 30-х годах XIX века, когда подворье только-только появилось в столице, Петербург постигло страшное бедствие. Сильный пожар охватил центр города, пламя приближалось к торговым рядам Гостиного и Апраксина дворов. Тамошние купцы бросились в Лавру, где в те дни пребывала главная святыня нашего монастыря - Коневская икона Божией Матери. Икону обнесли вокруг лавок - и пламя остановилось, не тронув торговых рядов. В благодарность купцы выстроили для нашего подворья большую каменную часовню. Казалось бы: есть ли дело более мирское, чем торговля, и что монастырю до каких-то купцов с Апрашки? Но нет - параллельные пересекаются...

- А чем, по-вашему, отличается Коневский монастырь от прочих русских обителей?

- Не буду углубляться, только перескажу слова одной моей знакомой, которая вернулась из паломничества на Коневец. "Давно, - говорит, - так не паломничала. Обычно приезжаешь в монастырь, и тебя нагружают послушаниями так, что и помолиться времени не остаётся... Конечно, от послушания тоже польза есть... Но на Коневце у нас на всё времени хватило: и потрудиться, и на службу сходить, и по острову погулять! Меня поразила доброжелательность братии, желание послужить гостям - отношение, которое, что греха таить, встречается в наших обителях не часто. Забывают люди, что Господь дал заповедь: "Да любите друг друга", - и все дела нужно делать исходя из этой заповеди". Так считает моя знакомая, и не одна она придерживается подобного мнения: многие говорили мне об особой, благожелательной обстановке на Коневце. Может быть, в этом смысле Коневец чем-то близок к Афону... Я несколько лет жил на Святой Горе, в монастыре Ватопед, - многое там меня поражало до глубины души, но больше всего непередаваемый дух братолюбия. Нередко можно было видеть там такую картину: через огромный двор Ватопедского монастыря монах с трудом тащит большой мешок... Другой монах замечает, что брату тяжело, тут же бросает все свои дела и со всех ног бежит на помощь. Честно говоря, такое братолюбие редко где встретишь - не показное, когда люди во всеуслышание называют друг друга братьями, целуются, улыбаются, - но подлинное, когда забывают о себе, чтобы помочь другому. Я считаю, что это один из важнейших плодов христианской жизни.
- Что вас как настоятеля больше всего радует в жизни подворья?

- Наша община. Храмик у нас небольшой, и община невелика, но зато все друг друга хорошо знают и отношения складываются близкие к семейным. Что объединяет общину? Жизнь во Христе. А жизнь во Христе - это участие в таинствах. У нас постепенно крепнет такая традиция: в праздничные дни половину Литургии поют сами прихожане, - это очень правильно: Литургия не концерт, который слушают стоя, молиться должен весь храм. Несомненно, народ должен участвовать, не только хор.

Прошло восемь лет, как я здесь. Детки, которых я когда-то на руках держал, теперь говорят со мной почти на равных. На днях мальчишка, которого я помню совсем ребёнком, с гордостью сказал, что отныне он студент. Растут люди - и радостно, что не только физически растут. Община маленькая, а значит, есть возможность больше внимания уделять каждому прихожанину. За восемь лет у нас ни одной серьёзной ссоры ни среди прихожан, ни среди клира не было. Господь даёт возможность пожить в мире и тишине. Прихожане наши - люди в основном молодые. Много мужчин. Есть свой молодёжный клуб, есть даже секция рукопашного боя... А что? - я это только одобряю. Рукопашный бой, он дисциплинирует, закаляет характер; занятия в секции начинаются молитвой, молитвой и заканчиваются; а ещё ребят учат, что любой конфликт нужно вначале попытаться погасить миром, и если попытка удастся, то это будет самая славная победа. Да, христианство - это не толстовство, братолюбию можно научить и через кулачный бой - при том, конечно, условии, что сердце бойца укреплено молитвой и участием в таинствах. К слову сказать, мы не ограничиваем наш подростковый клуб только своим приходом: если прихожане других храмов захотят заниматься у нас, мы будем только рады.

- Если кто-то хочет принять монашество, можно ли это сделать через ваше подворье?

- Вполне возможно. Пусть такой человек приходит к нам - мы познакомимся, побеседуем, помолимся вместе... В своё время представим его игумену монастыря, а тот уже примет окончательное решение. Бывает, что человека сразу на Коневец направляют, бывает, что ждать приходится долго... Но я вот что хочу сказать: если человек не знает, что выбрать - монашество или мир, то пусть он лучше остаётся в миру. С такими сомнениями в монастырь идти не надо. Строго говоря, причин для принятия монашества только две: или ты чувствуешь себя настолько грешным, что хочешь всю жизнь посвятить плачу о своих грехах, или твоё сердце переполняет такая неизбывная любовь к Богу, что ты готов бросить всё ради этой любви. Идти в монастырь потому, что у тебя не складываются отношения с девушками или не задалась карьера, ни в коем случае нельзя: тебя съедят монастырские искушения. Не воображайте, что в обители вас ждёт спокойная жизнь, возможность читать умные, духовные книжки, радостный труд на свежем воздухе; всё намного сложнее. Но если вы стали иноком по одной из сказанных причин, то Господь пошлёт вам среди всех скорбей такие утешения, которые и не снились мирянам.

Адрес храма Коневской иконы Божией Матери, подворья Коневского Рождества Богородицы мужского монастыря: 191002, СПб, Загородный пр., д. 7
Вопросы задавал
Павел Горелов

http://pravpiter.ru/pspb/n213/ta006.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Борис (Шпак)
Все статьи Игумен Борис (Шпак)
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:01
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:00