Священномученик Авив Хашех

0
147
Время на чтение 7 минут

Святая ветвь от святого древа, священномучник Авив (Хабиб) Хашех[1] был первенцем в семье священномученика Николая Хашеха († 1917). Он родился в 1894 году в Дамаске и рос в большой семье, помогая родителям в воспитании семи своих младших братьев и сестер.

Начальное и среднее образование Авив получил в школе города Айнтура в Ливане. В 1914 году он получил степень бакалавра литературы в Американском университете Бейрута. После этого вместе с семьей он переехал в город Мерсин, где и застала их Первая мировая война. Его отец служил в этом городе православным священником и мученически окончил свою жизнь 2 августа 1917 года, засвидетельствовав свою веру во Христа.

Семья переехала жить в Порт-Саид, где в 1922 году Авив женился на девушке, по имени Вадия Томас.

С 1922 по 1924 год Авив работал в Порт-Саиде бухгалтером и переводчиком в компании «Транспортировка и экспорт нефти», а затем продолжил работу в филиале этой компании в Бейруте. Он оставался служащим вплоть до 1931 года, когда он уволился, поскольку имел намерение принять священнический сан. Однако это желание встретило сопротивление со стороны его жены, и целый год святой Авив смиренно ждал ее согласия. В 1932 году в кафедральном соборе Божией Матери в Дамаске он был рукоположен в сан диакона, а затем и священника.

В этом же соборе отец Авив служил до 1935 года, потом переезжал то в Порт-Саид, то в Дамаск, то в Каир, пока окончательно не осел в столице Сирии Дамаске в 1943 году. Отец Авив занимался исследованиями и проявлял большой интерес к древней истории, особенно ко всему, что было связано с религиями. Он даже принялся за написание книги, посвященной этому. Еще раньше он составил подробное жизнеописание своего отца священномученика Николая.

16 июля 1948 года, когда святой Авив находился с супругой в деревне Эрне (район горы Ермон), рано утром он вышел полюбоваться прекрасными видами рядом с деревней, поразмышлять и помолиться. Там он наткнулся на группу контрабандистов, которые схватили его и начали жестоко издеваться над ним только потому, что он священник, а потом убили его.

Семья отца Авива

У отца Авива[2] После того как Фадва Асиид ознакомилась с тем, что написали диакон Джаббур Асперо и Иосиф Зейтун об отце Авиве, она сообщила
нам о некоторых неточностях в биографии отца Авива. Вот они.
1. Создается впечатление, что отец Авив пренебрегал своими семейными обязанностями; но мученик в равной степени заботился как о своей семье, так и о приходе и о бедняках. Он со всей ответственностью подходил ко всему, с чем был связан, и преуспевал во всем.
2. Создается впечатление, что супруга отца Авива вместе с семьей настолько была недовольна его чрезмерным вниманием к бедным, что тайно обратилась к его брату Иосифу в Египте, и он стал оказывать семье помощь. Это неправда. Супруга отца Авива была чистой женщиной, и она радовалась трудам своего мужа. Иосиф, и правда, оказывал помощь семье, но это было вовсе не оттого, что отец Авив не заботился о пропитании семьи или семья жаловалась на него, а из-за нужды.
3. Некоторые сведения в этом документе имеют неточности, как, например, история с джуббой.
Мы приняли к сведению замечания Фадвы и дополнили ими вышеуказанные источники. [/NOTE] было пятеро детей: Джульетта, Марсель, Фадва, Николай и Салим. Салим - самый младший сын - родился в первый год служения отца Авива в священном сане. Через два или три года маленький Николай скончался в пятилетнем возрасте. Отец Авив находился в Порт-Саиде, а его семья - в Дамаске. Когда он вернулся, супруга встретила его словами: «Господь дал, Господь взял, буди имя Его благословенно».

Жена отца Авива Вадия была чистой и добродетельной женщиной, с открытой душой и любовью ко всему благому. В те редкие минуты, когда у нее было свободное время, она всегда читала Библию или держала в руках молитвослов. Отец Авив интуитивно понял, что именно она должна стать его женой. Вадия разделила с ним его жизнь и заботы, хранила его тайны. Он посвящал ее в свои дела и проблемы, всегда прислушивался к ее мнению относительно трудностей, возникавших у него. Даже трудностями в молитвенном делании он делился с ней.

Вместе с тем она была против того, чтобы он становился священником, поскольку понимала, что это скажется на материальном благосостоянии семьи. Будучи мирянином, Авив успешно работал, был любимым и уважаемым человеком, а священники того времени, как правило, были нищими и обездоленными. Святой Авив не хотел навязывать жене свое мнение, он доверился Богу и ждал. Ждать пришлось целый год. И тогда случилось то, что заставило Вадию изменить свое мнение. Ей приснился воин, который к ней приближался, и она задрожала от страха. Он посмотрел на нее, потом показал на водопроводный кран, из которого сильно текла вода, и на другой кран, из которого вода едва капала, и сказал: «Через день ты должна будешь довольствоваться малым». Когда она проснулась, ее сердце было взволновано, и она сказала: «Это ангел Божий ко мне приходил в образе воина!» С тех пор она не противилась воле Божией, во всем была вместе с мужем, без ропота и покорно принимала все, что должно случиться с ней и ее семьей.

Отец Авив хорошо справлялся как со своими семейными обязанностями, так и с церковными. Его день был очень точно продуман и организован. По возможности он регулярно обедал с семьей, уделял всем домочадцам внимание как глава семейства, выходил с ними на прогулку, и они вместе шутили. Никогда он не принуждал никого ни к чему, кроме поста и молитвы, а всегда только просил.

Благосостояние семьи после того, как Авива рукоположили в священники, в некотором смысле, и правда, ухудшилось. Но не потому, что он стал пренебрегать своими семейными обязанностями, а потому, что его доход существенно сократился, и денег не хватало даже на основные потребности семьи. Видя такую ситуацию, один из его братьев, Иосиф, регулярно оказывал финансовую помощь семье.

Пастырское служение отца Авива

Отец Авив стал священником по зову сердца. Для него было очень важно идти по стопам отца вплоть до принятия мученической кончины. Мы не знаем многих подробностей его служения в качестве священника, но мы знаем, что он любил свой приход и отдавал ему себя как Христос. Среди прихожан он был известен своей молитвой, своими проповедями и заботой о бедных.

Что касается силы его молитвы, то прихожане вспоминали, что во время литургии у него случались явления, и во время этих явлений он иногда приподнимался над землей. После его смерти его супруга Вадия тоже призналась, что он говорил ей об этом не раз.

Проповеди его были краткими, но исходили всегда из самого сердца.

А его забота о бедных была огромной. Бедняки были его друзьями в полном смысле этого слова. И те богатые, которые любили Господа, давали ему помощь для нуждающихся. Они были уверены в том, что эта помощь дойдет по назначению. Все это вызвало волнение у многих священников, которые завидовали святому Авиву и пытались всячески мешать ему. Они говорили: «Люди платят ему больше, чем платят нам!» На что отец Авив отвечал: «В чем моя-то вина, если люди мне подают?»

Один египтянин, который его знал, как-то спонтанно ответил на вопрос о нем: «Это безумец, который все свои деньги тратит на бедных!»

Его семья рассказывала, что однажды в их дверь постучала нуждающаяся женщина и попросила еды для себя и своей семьи. Отец Авив тут же развернулся и отправился на кухню, увидел там кастрюлю вкуснейших голубцов, взял ее, вышел с ней на улицу и отдал все женщине.

Большинство добрых дел отца Авива были скрыты от общих глаз. Только некоторые сведения о них всплывали то тут, то там. Одна из них - история о джуббе (джубба - традиционная сирийская верхняя одежда. - Примеч. пер.).

Вот эта история. Брат отца Авива Иосиф однажды прислал ему новую джуббу; отец Авив надел ее и отправился в Патриархию. Там он встретился с Его Святейшеством Патриархом, который его спросил:

- Откуда у тебя такая элегантная джубба?
- Это мой брат Иосиф прислал мне из Египта, - ответил отец Авив.
- А что ты сделал со своей старой джуббой?
- Оставил дома.
- Хорошо. К тебе придет отец Хуран, отдай ему ее.
- Как изволите, наш господин.

И когда к нему пришел отец Хуран, то отец Авив отдал ему джуббу, но не старую, а новую.

Ходили слухи, что отец Авив брал в долг под расписку много денег для того, чтобы скорее устроить судьбы православных девушек или сирот. Особенно если на девушку имел виды кто-то из мусульман, он быстро находил ей православного жениха.

Известно также, что после смерти отца Авива члены его семьи нашли у него бухгалтерскую тетрадь, в которой в графе «Долги» были указаны имена людей, у которых он брал деньги. И когда они решили погасить долги, выяснилось, что эти суммы давали отцу Николаю на помощь бедным. А он считал, что это его личные долги!


Внешность и черты характера отца Авива

Отец Авив был чистым, искренним и прямым человеком, он всего себя без остатка посвятил Богу. Ни одной капли недоверия не проявлял он по отношению к окружающим. Его самым замечательным качеством была открытость, в нем не было темных пятен и неясности. Он видел людей насквозь, словно они были открытой книгой для него.

Лицо его было светящимся и худым, а глаза впалыми. Тело - кожа да кости. Его душа, стремясь на небо, претерпевала все тяготы вместе с телом. Любовь и доброта сквозили в его выражении лица и движениях рук. К людям он выходил не иначе как с благословением в руках, со словами утешения на устах, с верой и благоговением в молитве.

Он был настолько мягок в душе, что для себя не мог ничего просить. Господь Иисус наполнял его жизнь и его внутренний мир.

Он отдавал все силы на борьбу со всеми недостатками, любил жизнь подвижников и истории о них, а его открытость была плодом действия в нем Святого Духа.
Он жил, преисполненный любовью к Господу Иисусу, и умер так же.

Незадолго до мученической кончины

Перед тем как отец Авив вышел на прогулку на гору Ермон, где он был убит, с ним произошел необычный случай, о котором он рассказал жене. По ее словам, святой Авив сказал ей: «Сегодня во время молитвы я почувствовал, что приподнялся над землей больше, чем обычно».

Затрепетало сердце его жены, и она стала отговаривать его от прогулки. Особенно потому, что он был один. Другие люди, которые должны были его сопровождать, уклонились от прогулки. Но он все равно не послушался. Тогда она заперла перед ним дверь, но он засмеялся и сказал: «Что у тебя сегодня на уме? Это на тебя не похоже, запрещаешь мне идти, хотя это далеко не первый раз, когда я иду на гору Ермон». Полчаса на глазах у остальных членов семьи упрашивала она его не ходить, но он не захотел остаться, и она перестала ему препятствовать. Он вышел и погиб мученической смертью.

Мученическая кончина отца Авива

В течение всей своей жизни отец Авив хотел прославить Бога мученической кончиной. И Бог позволил свершиться его сердечным желаниям 16 июля 1948 года. В этот день он попался в руки контрабандистов, которые избивали его в течение четырех часов за то, что он священник. Не оставили на нем не единого живого места, все кости были переломаны. После этого они решили окончательно замучить его и сбросили с горы Ермон. Так преставился мученик Христов.

Во время ареста преступники заявили, что будто бы они думали, что наткнулись на еврейского шпиона. Но факты на суде указывали на лживость их утверждений. Одного из преступников, по имени Ахмед Али Хасан Абу аль-Хасан, приговорили к смертной казни через повешение. Приговор был приведен в исполнение в субботу на рассвете, 25 сентября 1948 года.

Тело отца Авива было предано земле и захоронено на Восточном Георгиевском кладбище у Дамасской стены.

_______________________

[1] Данное жизнеописание было составлено по трем источникам: Асперо Джаббур. Из нашего наследия. Отец Хабиб Хашех. Латакия, 1994. С. 19-25; Зейтун Иосиф. Священномученик Хабиб Хашех. Рукописная статья агиографа Патриархии, которая с изменениями и дополнениями была напечатана в «Патриаршем бюллетене» (1994. Июль. С. 33-45); интервью с Фадвой Асиид, дочерью мученика (15.11.1994).

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=303&did=2234

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Фома (Петар)
Все статьи Архимандрит Фома (Петар)
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40