itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Загадка Ивана Грозного

С какой целью была создана опричнина?

0
654
Время на чтение 6 минут

Личность первого русского царя Ивана Грозного, как и его государственные деяния полна загадок. Отчасти эти загадки вызваны различными трактовками тех или иных явлений данного исторического периода, отчасти искусственно придуманы отдельными историками и историографами. Безусловно, одной из самых больших загадок политики грозного царя многие историки считают опричнину.

Сама опричнина (от слова «опричь» - обособлено) возникла в 1565 году и представляла собой особую систему управления со своими землями, администрацией и войском, находившимися в личном подчинении царя, и, по мнению официальной историографии, предназначавшуюся для борьбы Государя со стремившейся к самостоятельности в государственной жизни высшей аристократией, а также для реализации чрезвычайных мер в условиях Ливонской войны. При этом одни историки видят в этом незаурядном явлении той эпохи, карательный отряд «полупомешанного параноика», другие прообраз петровской гвардии, ставшей так же, как и при Петре Первом, кузницей кадров сподвижников новой царской политики, третьи - политический эксперимент, а некоторые, вообще, считают опричнину первой попыткой установления демократии на Руси, когда в противовес аристократическому родовому началу ставилась идея опричного братства, где положение в обществе зависело только от личных заслуг, и никак не было связано с происхождением, а подданные всех сословий были равны перед монархом. И так до бесконечности. Сколько человек, столько и мнений.

Однако, сам характер созданной Грозным опричной системы, её структурированность демонстрирует немало параллелей с существовавшими в то время в Западной Европе духовно-рыцарскими орденами. Весь внутренний уклад жизни опричников строился на основе монастырского устава, написанного самим Иваном Грозным (кстати, уставы некоторых монашеских и духовно-рыцарских орденов, например доминиканского и иезуитского были так же написаны их основателями). Сами опричники во главе с царем, выражаясь современным языком: во время несения внутренней службы, ходили в монашеских одеяниях. Есть сведения, что опричники, так же как и члены монашествующих воинских орденов давали обет бедности, послушания руководителю и воздержания. Как глава опричного ордена Иван Грозный именовался в среде своих опричников «игуменом всея Руси», что в некоторой степени можно сравнить титулами командора, генерала ордена и т. п.

Как и многие из духовно-рыцарских орденов, опричнина имела свою собственную «штаб-квартиру» в Александровской слободе, которая представляла собой хорошо укрепленную крепость с собственным двором, храмами. Жизнь внутри слободы строилась по строгим правилам монастырского общежития. Сам царь и все опричники ежедневно посещали богослужения, которые проводились по аналогу с монастырскими. Утренние богослужения начинались в четыре часа утра, и продолжались до семи часов. Затем следовал час перерыва, а потом наступало время трапезы, во время которой царь, как настоятель, стоя читал назидательные книги. Не съеденная еда раздавалась нищим. Вечерняя же служба заканчивалась далеко за полночь. Посещение этих богослужений было обязательно для всех, кто не нес в данный момент какой-либо службы. На отсутствующих налагалась восьмидневная епитимья.

Сами укрепления Александровской слободы были вполне сравнимы, к примеру, с укреплениями столицы Ливонского ордена в Мальброке. Они были одним из первых каменных оборонительных сооружений на Руси (точнее, деревянные стены были обложены кирпичной кладкой, отчего вся постройка представлялась современникам каменной).

Примечательно, что опричники по своему социальному составу вполне сравнимы с членами духовно-рыцарских орденов Европы. Это были в своем большинстве, незнатные небогатые мелкопоместные, а порой и вовсе беспоместные дворяне и другие служилые люди. Вся их карьера зависела от службы в опричнине. Подобная ситуация была и в рыцарских орденах, в которые вступали, как правило, обедневшие, зачастую безземельные рыцари, которые надеялись в сражениях под знаменами ордена получить славу и богатство. Заслуживает внимания тот факт, что в рядах опричников служили, в том числе и иностранцы, что так же делает похожим опричнину на другие ордена, которые были, по своей сути, интернациональными, т.к. в них принимались рыцари из всех земель и государств. Наиболее известным из таких заморских опричников стал немец Генрих Штаден. Впрочем, слава его весьма сомнительна благодаря оставленным им «Запискам о Московии», в которых он похваляется своими отнюдь не благородными поступками во время похода на Новгород. Достоверность этих записок, в которых описываются зверства опричников, в том числе самого Штадена, по отношению к местному населению до сих пор вызывает сомнения у исследователей.

Символика опричников так же перекликается с символикой других орденов. Собачья голова - известный символ опричников (точнее говоря - её изображение, а не отрубленная настоящая голова собаки, как многие представляют себе) отсылает нас к символизму собаки. Простейшая и самая поверхностная интерпретация этого знака - принцип служения. Например, доминиканские монахи, которых, играя словами, средневековые авторы расшифровывали как «Domini canes» - «псы Господни», часто использовали пастушескую метафору: пастырь Христос, овцы - верные Христу, волки и лисы - еретики и демоны, а собаки - истовые слуги Христовы, ведущие с волками активную битву«. Самих опричников, кстати, зачастую называли «псами государевыми».

Сам факт появления опричнины спустя всего несколько лет после ликвидации Ливонского ордена в 1561 году наводит на мысль, что одной из целей её создания было проведение различных военных и политических мер в ходе войны за Ливонию. Возможно, что ливонские территории, после их перехода под юрисдикцию Московского государства должны были войти в состав опричных земель. В этом случае не исключено, что Грозный частично позаимствовал организацию опричнины у крестоносцев. Фактически, перед опричниной могла быть поставлена такая же задача, как и перед Ливонским орденом - приведение прибалтийских земель под юрисдикцию, только теперь уже не римского папы, а московского царя. Один орден потерял власть над Ливонией, другой должен был эту власть получить. В связи с этим принятие московским государем титула царя, происходившего от титула цесарь, который носили византийские императоры, т. е. императорского титула имеет ещё один смысл. До этого в Европе существовала одна империя - Священная Римская - конгломерат западно- и центральноевропейских государств, императоры которой периодически претендовали на Прибалтику. Теперь появилась новая империя, которая тоже заявила права на эти территории (по сути, просто намеревалась вернуть утраченное ранее, принадлежавшее ей по праву).

Не случайно ряд обширных земель, отошедших к опричнине, включал в себя стратегически важные участки вблизи границы с Литвой. Точно так же, как и земли крестоносцев располагались на важных участках восточных рубежей.

Опричные войска принимали самое активное участие в сражениях Ливонской войны. Кроме того, царские опричники занимались и вопросами военной контрразведки, нередко ставились Государем над воеводами. Например, известен случай, когда при осаде одного из литовских городов воеводы, ослушавшись царских распоряжений, оставили активные действия, а затем, стремясь завладеть имуществом горожан, стали выпускать из города, забирая при этом все, что находилось при беженцах. Узнав о подобных действиях, Иван Грозный отправил к воеводам одного из своих опричников с наказом провести расследование всех обстоятельств. При этом все распоряжения государева эмиссара были обязательны для воевод. В результате все жители были выпущены из города со всем своим имуществом, а сам город занят русскими войсками.

При этом то, что опричнина не была чисто военной организацией, вовсе не является чертой, отличающей её от рыцарских орденов Европы. В XVI веке все ордена имели уже сложную структуру и являлись подобиями государств, так же как и опричнина являлась, по сути, государством в государстве.

Имеется, однако, и ряд черт, отличающих опричную организацию от западноевропейских орденских организаций. Несмотря на то, что опричное братство строилось по образу монастырского, в отличие от западных орденов, его главной целью было служение государству, а не Церкви. Объясняется это довольно просто. На Западе католическая церковь была надгосударственным образованием; римский папа стоял выше всех европейских монархов, коронуя их на царство. На Руси же Церковь с учреждением патриаршества стала существовать внутри государства. Государственная власть являлась защитницей Православной Церкви. Поэтому служение государству автоматически подразумевало служение Церкви.

Второй важной отличительной чертой являлось то, что опричнина была создана монархом. В Европе же ордена образовывались «снизу» монахами, священниками и рыцарями, которые сами могли порой избирать королей, как было на Святой Земле, или активно участвовать в борьбе за власть, продвигая своих ставленников. Впрочем, в русской истории был ещё один похожий случай, когда император Павел I встал во главе Мальтийского ордена.

Наконец, ещё одним коренным отличием опричнины стала её теснейшая взаимосвязь с личностью основателя - Ивана IV. После его смерти опричнина окончательно прекратила свое существование. Причина этого до сих пор является загадкой для историков и вызывает немало дискуссий. Впрочем, сам Грозный, по всей вероятности, не ставил задачей непременного продолжения существования опричной системы в последующие времена. В своем завещании сыновьям он писал, что они вольны поступать в государственных делах по своему усмотрению, а опричнина и другие государственные мероприятия могут служить для них примером.

Одно можно сказать точно: даже если миссия опричнины не была, по мнению ряда историков полностью выполнена, это явление оставило яркий след в русской истории.

http://www.win.ru/civil/2218.phtml

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ярослав Коломенский
Политические близнецы: Ришелье и Иван Грозный
Почему мы привыкли считать одного из них гением, а другого – злодеем?
29.05.2009
Все статьи Ярослав Коломенский
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30