Святы мученики и исповедники Трансильванские

21.07.2009

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5: 11-12). Воистину эти слова жизни исполнились на православных румынах в Трансильвании в XVIII веке. Эта румынская область в течение многих столетий была под гнетом Габсбургов и венгров. Румынский народ и Церковь во все время рабства были в очень трудном материальном, но более всего в духовном положении. Лукавый Ватикан со всеми своими подданными в монархии хотел обратить православных румын в унию, чтобы благочестивый народ шагнул в адскую бездну.

Сопротивление православных румын унии длилось 60 лет. Тысячи монахов, священников, верующих, женщин и детей, которые даже ценой жизни не хотели оставить свою православную веру, претерпевали тюремное заключение от нескольких недель до нескольких лет. За исповедание своей веры они были закованы в тяжелые цепи по рукам и ногам, женщин и детей держали зимою по три-четыре месяца в тюрьме, зверски мучили и бичевали.

Многие из православных приняли венец мученичества, подобно христианам первых веков, исповедуя перед униатскими и римо-католическими палачами, что «лучше умереть в тюрьме, чем оставить православную веру». Униатские священники с помощью австрийских солдат насильно причащали, крестили и хоронили православных румын, так что они «страдали от ужасного страха перед немцами и униатскими попами». Например, четверо верующих из Жины были отведены в соляные шахты Уйоари, где семь недель были мучимы и унижаемы: «…ночью их спускали в подземелье, где пытали и терзали железными кольцами, а ноги и головы им оковали тяжелыми цепями с висячими замками», а верующие из Делы, руководимые священником Космой, свидетельствовали: «Нас заперли в комнате, и взрослых, и детей, где нас душили дымом от горящей соломы за то, что мы не хотим принимать унию».

В одном письме от 1756 года верующие из Селиште, обращаясь к Карловацкому митрополиту Павлу (Ненадовичу), пишут: «Нет больше силы, чем та, с которой терпим все эти дни, все зло, которое исходит к нам от униатских попов и их гнева, ибо нас каждый день хватают и просят местных правителей, чтобы нас заключили в тюрьму. Из-за их великой злобы мы оставили все, и дома и земли, и поэтому живем по землянкам в лесу, так как нам не нужны униатские священники даже ценою жизни».

Десятки сел и тысячи православных румын в этой борьбе в защиту Православия были руководимы монахами, священниками и глубоко верующими мирянами, которые доблестно исповедовали веру отцов, день и ночь переходя пешком от деревни к деревне, от города к городу, вдохновляя православных быть стойкими в вере, не ходить на службы и не приглашать священников, которые приняли унию. Благодаря их сердечной проповеди тысячи румын, покаявшись, вернулись под крыло Церкви Христовой и отеческой веры. Но, как сказал Господь Своему апостолу Павлу, «сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12: 9), посему Всевышний не отвратил лицо Свое от тысяч Своих верных и излил милость так, что часть этих святых мучеников и исповедников румынских того периода принесли стократный плод. Свет Православия вновь засиял в полной мере в этой области.

Ниже предлагаются краткие рассказы о некоторых из этих подвижниках.

Святой Виссарион Сараи

Этот великий светильник Церкви и защитник правой веры был родом из Боснии. После паломничества на Святую Гору и в Иерусалим он принял в монастыре святого Саввы Освященного монашеский чин, а в 1744 году пришел в Трансильванию, где начал борьбу за защиту Православия. Как пастырь добрый, он странствовал от деревни к деревне, где простыми беседами призывал людей изгонять униатских священников и епископов и не ходить на их богослужения. Тысячи верующих приходили на встречи с ним, а его приход в румынские села объявлялся колокольным звоном. Своими пламенными речами он повлиял на тысячи верующих, зажигая в их сердцах огонь веры, который был погашен ветром унии, дувшим из Ватикана. Святой указывал, что вступление в унию означает измену их вере и отделение от Христа.

Его непоколебимое исповедничество дало плод, так что вся область Сибиу засияла светом веры от этого угодника Божия и верующие в этих селах стали наиревностнейшими защитниками Православия.

Евангелие свидетельствует: «Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» (Ин. 7: 7), потому и тьма унии не могла мириться со светом исповедания и большим успехом в возвращении народа к его отеческой вере. Святой Виссарион был заключен в тюрьму Сибиу, а затем переведен в Тимишоар, Осиек, Раб, чтобы в конце концов оказаться в узах в ужасной тюрьме Куфштейн в тирольских Альпах, где он и закончил свою земную жизнь как исповедник святой православной веры.

Святой Софроний Чоарский

Этот неустрашимый исповедник родился в священнической семье. Он был сначала приходским священником, но после того, как его жена упокоилась, принял монашеский постриг. Тьма унии и иезуитских миссий накрыла всю Трансильванию. И этот угодник Божий ощутил, что пришло время исповедовать правую веру даже ценою жизни, подобно святым мученикам первых веков христианства. Своими беседами, посланиями и письмами он сеял семена истинной веры и противостоял насаждению унии. Он сподвиг и организовал народ на борьбу за сохранение отеческой веры. И он советовал народу изгонять униатских священников и не посещать их и стремиться быть под «юрисдикцией Иерусалимского Патриархата». За исповедание православной веры несколько раз его бросали в тюрьму, откуда его освобождали сельчане, которые видели в нем великого светильника истины.

Святой Софроний созвал большой собор священников и верующих в Алба Юлии. Но после встречи с генералом Николаусом Адольфом Буком, командующим императорскими войсками в Трансильвании (который был известен тем, что разрушал православные храмы и монастыри), этот святой Божий должен был перейти в Валахию, где и преставился ко Господу.

В конце концов исповедничество и сопротивление, которое организовал святой Софроний, трудясь с 1759 по 1761 годы, в истории Румынской Церкви считается решительной победой Православия в Трансильвании, ибо в унии осталось не более 7% от общего числа румынского населения.

Святой Опря Микалуш

Святая отрасль трансильванской земли и мученик за веру, который имел веру не от мудрости человеческой, но от силы Божией (см.: 1 Кор. 2: 5), святой Опря был выходцем из Сибинского Селишта. Видя всю пагубность унии и страдание своего народа под униатским ярмом, он много раз ездил в Вену с целью убедить императрицу Марию Терезию объявить свободу вероисповедания для своих подданных. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12: 25), - учит Писание. В 1752 году этот неустрашимый исповедник, не жалевший себя и жизни своей ради истины, был брошен в печально известную тюрьму Куфштейн, где окончил свою земную жизнь как мученик за веру православную.

Священномученик Моисей Мачаник

Сей священник, подобно древним священнослужителям, услышал слова Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16), - и отправился со святым мучеником Опрей, чтобы «сражаться доброй войной» за свою веру. Несколько раз со святым Опрей он приезжал в Вену, там вместе с ним был арестован и доставлен в тюрьму Куфштейн. Этот священнослужитель принял венец мученичества в то же время, что и святой мученик Опря.

Священномученик Иоанн Галешский

Этот священник в 1756-1757 годы обходил православные румынские деревни и собирал подписи под прошением о позволении свободы вероисповедания. Он был схвачен и доставлен на территорию Австрии. Считается, что этот святой окончил свою земную жизнь в тюрьме австрийского города Граца, где его на 24 году заключения посетили некие торговцы из Брашова. Он им рассказал, как страдал за Христа и веру православную 24 года, но никто не сумел изменить его убеждений. О его жизни можно сказать словами апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4: 7).

***

Здесь мы назвали лишь некоторых из святых исповедников. О многих наш народ может не знать, и лишь всеведущий Бог знает, сколько еще тех, кто, исповедуя веру, «угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11: 34-38).

Иеромонах Нил (Аркашу), иеромонах Варвар (Морояну)

Перевел с сербского Юрий Максимов

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=459&did=2226

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Последние комментарии
Читаем новости и делаем выводы…
Новый комментарий от диакон
07.04.2019
«Русской народной линии» 10 лет!
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.04.2019
«Надеемся на милость Божию»
Новый комментарий от диакон
07.04.2019
Храмы не могут стать источниками распространения инфекции
Новый комментарий от Серёга Чудиса
07.04.2019
Мой друг Сергей Юкин
Новый комментарий от Григорий Иванович
07.04.2019
Маловерие
Новый комментарий от _Ольга_
07.04.2019