При этом отчётливее проясняется позиция стран Евросоюза, США, бывших республик СССР.
На Западе откровенно стали подчёркивать роль России, Украины, Белоруссии в решении региональных, европейских и мировых проблем.
Сильным мира сего стали «вдруг» нужны Россия, Украина, Белоруссия, их готовы на определённых условиях куда-то принять, с их помощью и в своих интересах что-то сделать, им предлагают дела, выгодные с «коммерческой» точки зрения.
Об интересах граждан России, Украины и Белоруссии больше «заботятся» зарубежные круги или зарубежные институты внутри этих государств, чем сами граждане.
Некоторые политики России, Украины, Белоруссии обратили внимание, что вместо сотрудничества и обеспечения безопасности на своей родной земле и своей родной земли происходит «поиск счастья» или исполняется какая-либо «миссия» (их становится всё больше и больше) в разных странах и на разных континентах Земли.
Всё это является признаками большой геополитической игры.
Борьба за постсоветское геополитическое и социокультурное пространство продолжается путём его рассечения и создания механизмов контроля и управления за его частями.
***
На первое место в этих процессах в июне я бы поставил события в мире канонического и неканонического Православия. Вслед за посещением Папы римского президентами Белоруссии (апрель) и Украины (начало июня) - что само по себе является свидетельством усилении влияния католицизма в восточнославянском мире - свой шаг сделал Константинопольский патриархат.
Состоявшееся 6-12 июня в Шамбези Всеправославное предсоборное совещание приблизило «Константинополь» к вынашиваемой с 20-х годов прошлого века цели - взять под контроль «православных в рассеянии». Способ провозглашения автокефалии и автономии, порядок диптихов православных церквей будут рассмотрены на очередных совещаниях (одно из них намечено провести в этом году), а прошедшее совещание приняло знаковое решение по вопросу окормления верующих, проживающих вне традиционных границ Поместных Православных Церквей.
Одобрено создание в ряде регионов мира епископских собраний, состоящих из всех канонических православных епископов, имеющих под своим окормлением общины в данной местности. При этом «председателями собраний являются первые из епископов Вселенского Патриархата в данном регионе, а в отсутствие таковых следующие согласно порядку диптихов Церквей».
Глава ОВЦС Московского патриархата и участник совещания архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев) отметил важность координации с помощью собраний между епископами разных юрисдикций, но подчеркнул: «Собрания могут иметь исключительно консультативный характер, они не могут обладать никакой административной или канонической властью. Каждый православный епископ, несущий служение в диаспоре, находится в прямом подчинении у Синода своей Поместной Церкви, и он не может подчиняться какому-либо иному органу. Системы двойного подчинения каноническая практика Православной Церкви не знает».
Со стороны УПЦ Московского патриархата комментариев не было. А глава информационно-издательского управления «киевского патриархата» Зоря назвал данное решение «крупной дипломатической победой» «Константинополя»: «Такие епископские собрания - это своеобразный прототип Архиерейского Собора. Фактически эти собрания через председательство в них архиереев Константинопольского патриархата, так или иначе, оказываются в ведении Константинополя… если не в полном каноническом подчинении, то в определенном фактическом ему подчинении, чего Константинополь, собственно, и добивался, - права признания своей юрисдикции над всей православной диаспорой».
Константинопольскому патриархату остаётся решить и вопрос диптиха - списка в порядке очерёдности иерархов-предстоятелей Православных Церквей. По мнению Зори, «рассмотрение и утверждение ныне существующего диптиха дает Константинопольскому Патриарху усиление легитимности его первого места среди глав поместных православных Церквей, так как его нынешнее первое место утверждается, скорее, историей, событиями древнего прошлого, но не имеет полноценного современного подтверждения». Он же выразил озабоченность «киевского патриархата» тем, что «Константинопольский патриархат использует украинский церковный вопрос для давления на Московскую патриархию с целью склонить её к принятию тех решений, которые бы она в противном случае никогда бы не приняла».
Июньское событие в религиозном мире - радикальное по своим последствиям. Они, по всей видимости, в ближайшее время должны проявиться в Украине. Константинопольская патриархия может пойти на создание митрополии на территории Украины под своей юрисдикцией для окормления «рассеянной расколом диаспоры». Согласие государственных структур для этого не потребуется.
В связи с этим символичным станет оставшееся пока без ответа предложение украинского президента Варфоломею I о проведении в 2009 году одного из двух Всеправославных предсоборных совещаний в Киеве. Совещание может стать «удобным случаем» рассмотреть (в контексте нерешённых вопросов в области провозглашения автокефалий и диптиха) прошлогоднее обращение главы УПЦ к предстоятелям всех Поместных Православных Церквей о помощи в уврачевании раскола в Украине.
26 июня в резиденции главы УПЦ в Киево-Печерской Лавре состоялась встреча В.Ющенко с Блаженнейшим митрополитом Владимиром, в ходе которой обсуждались «вопросы сотрудничества Церкви и государства» по подготовке и проведению визита в Украину главы Русской Православной Церкви 27 июля -5 августа.
Готовиться надо. Существует целый ряд проблем, связанных с позицией «киевского патриархата», УГКЦ, а также неонационалистов, объявивших о намерении «устроить встречу», не «хуже» встречи Алексия II в Киеве в 1990 году. Тогда, как известно, так называемых сторонников автокефалии довели до звериного состояния. Об этом нужно помнить, например, народному депутату А.Гудыме, который 25 июня принимал участие в пикетировании посольства России в Киеве с плакатом «Кы Рыло, ты помнишь, что Киев мать твоя?».
«Киевский патриархат» в преддверии визита в распространённом в СМИ сообщении выдвинул ряд требований: «Патриарху необходимо будет напомнить, что Украинская Церковь уже 90 лет добивается признания автокефалии. Напомнить, что Собор УПЦ в ноябре 1991 года принял постановление о необходимости автокефального статуса, Архиерейский Собор РПЦ в апреле 1992 года перенёс рассмотрение этого вопроса на Поместный Собор, но этот Собор, на котором Кирилл председательствовал, проигнорировал проблему».
10 июня свои претензии высказал М.Денисенко: «Если бы Предстоятель РПЦ ехал в нашу страну только к своей пастве, то это не вызывало бы возражений. Но он прибывает сюда, заявляя, что не является иностранцем для Украины. То есть выходит, что для него наша страна не является независимым государством. Для Патриарха Кирилла Киев - столица «русского Православия», а не украинского. Поэтому мы расцениваем это, как покушение [зазіхання] на нашу Поместную Церковь».
Господа! Неужели вы до сих пор не поняли, что в каноническом единстве Православный мир Украины, Белоруссии, России представляет собой силу, способную сохранить духовные основы и условия человеческой жизни? Вспомните, что в Украине только чуть более половины религиозных общин являются православными. Или вы хотите, чтобы вами управляли в лучшем случае епископы из Шамбези и кардиналы из Ватикана, которые заимеют свои подворья в Киеве, а в худшем - всеразрушающие «экуменисты»? Судя по всему, сегодня в Украине это понимают, но продолжают двигаться в небытие. Если точка невозврата будет пройдена, то может наступить «средневековая религиозная война», по сравнению с которой раскол и прозелитизм конца 80-х - начала 90-х годов прошлого века померкнут.
***
12 июня украинский президент направил российскому президенту поздравление с Днём России, в котором, в частности, была выражена уверенность, что «тесные всесторонние связи между нашими государствами динамически будут развиваться на основе стратегического партнерства и добрососедства, взаимного уважения, доверия и откровенного диалога».
В каких сферах видится и украинской, и российской стороне основа для стратегического партнёрства?
Ответить очень сложно, хотя, скажем, в июне были предприняты попытки выстроить сотрудничество на зерновом рынке, с порога отвергнутое В.Ющенко.
Российский МИД сообщил, что было подписано соглашение между правительством РФ и кабинетом министров Украины о мерах по охране технологий, в связи с сотрудничеством в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и в создании и эксплуатации ракетно-космической и ракетной техники.
РИА «Новости» проинформировало о том, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) намерена реанимировать проект серийного производства крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-124-100 ("Руслан").
Судьба проекта российской компании ТВЭЛ, предусматривающего строительство завода по производству ядерного топлива по российским технологиям на территории Украины или Словакии, зависит скорее не от украинской стороны, а от воли Вашингтона и компании «Westinghouse», которые, как было замечено, предоставят Украине якобы «уникальный шанс обрести свободу выбора в такой чувствительной области, как закупка ядерного топлива».
В экономической сфере, скорее всего, пойдёт быстрый процесс очень жёсткой экспансии западного бизнеса на восток, причём об этом станет известно только по результатам процесса. Когда выбора уже не будет.
Как с Украиной в отношении ГТС. Как с Белоруссией, которую Брюссель готов встретить с распростёртыми объятиями: «Если белорусы выберут Европу, их будут ждать с распростертыми объятиями. У вас есть все возможности, и я думаю, вы их используете» (Б.Ферреро-Вальднер). А всего-то надо - провести реформу избирательного законодательства, установить свободу слова, свободу собраний, решить вопрос политзаключенных, улучшить законодательство по деятельности НПО. К слову, ПАСЕ в дни обещаний не возвратила парламенту Белоруссии, вопреки ожиданиям, статуса специально приглашенного. Неделей раньше в США продлили еще на один год действие указа об аресте находящейся под американской юрисдикцией собственности ряда представителей руководства Белоруссии.
ЕС хоть сегодня готов предоставить кредит на 7 млрд долларов, если Минск пойдёт на приватизацию с последующей продажей европейским инвесторам ряда ключевых промышленных объектов (Мозырский и Новополоцкий НПЗ, Старобинское калийное месторождение). Белорусский президент срочно принял представителей ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Транснефти», ТНК-BP, крупнейших поставщиков нефти в Белоруссию. Двумя неделями раньше «Транснефтью» было начато строительство второй очереди «Балтийской трубопроводной системы» (БТС-2). Это свидетельствует о последствиях сделанного ранее выбора не в пользу российско-белоруского сотрудничества.
Для «улучшения» отношений с Россией (и соответственно белорусско-российских отношений) белорусской власти дают советы по линии «украинской народной дипломатии». Так, в интервью украинскому «Дню» заместитель главного редактора «БелГазеты» В. Мартынович предложил подписать «транзитную Хартию между Беларусью и Украиной», тогда, по его мнению, до появления обходных российских газо- и нефтепроводов «Москве некоторое время можно будет заламывать и выкручивать руки и прочее». Сильным рычагом, считает В. Мартынович, «будет обещание подумать о вступлении Беларуси в НАТО» или «вместо совместных военных учений с Россией провести совместные учения с НАТО». При этом все эти рычаги в интервью называются своими именами - рычагами «психолого-шантажистского» характера.
Запад испытывает Россию, Украину и Белоруссию на прочность, выстраивая с ними двусторонние отношения. Прочность же экономических и политических отношений пытаются обеспечить с помощью международных структур и посредников.
Самый яркий пример тому - отношения в газовой сфере. Игра на противоречиях. 29 июня Еврокомиссия вручила и.о. министра финансов Украины И. Уманскому в письменном виде предложения для украинского правительства по решению газовых проблем. Кто будет решать проблемы? Тот, кто их создал? Как бы не так! Рассчитываться за них будут налогоплательщики - граждане Украины. ЕС даром денег не даст. В тот же день, 29 июня, российский президент встретился в Баку с азербайджанским коллегой, и были подписаны соглашения о покупке «Газпромом» азербайджанского газа с 2010 года. Соглашения назвали «коммерчески привлекательными», а не политическими, однако они ослабляют перспективы проектов Nabucco и Каспийско-Черноморско-Балтийского энергетического коридора. Могли ли это предвидеть те, кто толкал Украину в «энергичные саммиты» и кто взялся за это дело в самой Украине? Спросите у «проектировщиков» из среды поляков, литовцев и американцев, которые, перефразируя слова легендарного разведчика ГДР, будут бороться с Россией до последнего украинца и белоруса.
В июне прошло две встречи правительственного уровня по развитию украинско-белорусского сотрудничества. 23 июня на встрече секретарей советов безопасности Украины, Белоруссии и Польши было объявлено о «Киевской инициативе». При посредничестве Польши «новый треугольник» намерен решать проблемы энергобезопасности, играть активную роль в вопросах транзита энергоносителей из России, Черноморско-Каспийского региона и Центральной Азии на европейские рынки.
Властям предержащим в Киеве кажется, что они политически смогут поддержать Белоруссию в энергетической сфере, поддержать её в «молочном конфликте» с Россией. В конфликте есть одна особенность: он разразился в начале июня, а в первые кварталы текущего года импорт белорусского молока на украинский рынок возрос в 60 раз, белорусское масло заняло до 40% объема украинского рынка. Кто поддержит Украину? Белоруссия, страны Европы и ЕС, Россия, страны Африки, Юго-Восточной Азии? Или конкретные политические структуры ряда стран, «фирмы», скупившие (арендующие) в Украине уже до 1/6 земель сельхозназначения?
Втягиваясь в «Восточное партнёрство», Каспийско-Черноморско-Балтийский нефтетранспортный коридор, Украина и Белоруссия втягиваются, по словам бывшего украинского посла в США и Канаде Ю.Щербака, в «геополитическую ось Украина - Польша - Белорусь - Литва», которая «и есть воплощением идеи Черноморско-Балтийского единства. Эта ось должна быть проевропейской. Польша и Литва уже полностью интегрированы в европейское пространство. Украине и Белоруссии это ещё предстоит сделать. На мой взгляд, украинцы будут поддерживать белорусскую политику независимости от "большого брата"».
Евросоюз, подписывая в июне с Украиной Повестку дня ассоциации между Украиной и ЕС, уже работал над Ялтинской Европейской стратегией, объявил о готовности проекта Стратегии развития региона Балтийского моря, о готовности оказать Украине техническую помощь в демаркации её границ с соседними государствами, по-прежнему настаивает на проведении реформ в Украине.
Брюссель неделей позже принял к рассмотрению первую годовую национальную программу сотрудничества Украины с НАТО. После её утверждения, подчеркнули в украинском МИДе, «программа должна стать основным инструментом углубления реформ в Украине, необходимых для достижения высоких стандартов по реформированию государства и общества, которые существуют в странах НАТО».
В общем, по всем направлениям так называемого «стратегического сотрудничества» с Россией планы украинского президента, который видит в «северной соседке» угрозу суверенитету и целостности Украины, перевыполняются. Следует согласиться с мнением В.Литвина, который, выступая 18 июня в Донецке, сказал: для мира на сегодняшний день Украина интересна «только в одном - как страна, которая имеет очень важное геополитическое положение: магистрали, транспортные коридоры, которые проходят территорией Украины. Не более того». Однако другой тезис украинского спикера - о том, что Украина не интересна ведущим политикам России (Ми їм стали нецікаві. Ми залишилися на одному етапі, а вони пішли далі), тезис, аргументированный тем, что «вони вже мислять глобальними категоріями, а ми весь час говоримо, що нас хтось хоче окупувати» - сомнителен. Сомнителен данный тезис потому, что существуют реальные интересы, и есть острая общественная потребность не доводить наши страны до противостояния, ведущего к разрушению общего геополитического пространства, которое так «интересует мир» и даёт живительные силы народам России, Украины, Белоруссии.
Развитие в июне взаимодействия ЕС - США - Россия на постсоветском пространстве и особенно политики США по отношению к восточнославянскому «треугольнику» Россия - Украина - Белоруссия требуют особого разговора. В этой политике Вашингтона места для стратегического партнёрства России и Украины (тем более России, Украины и Белоруссии) не оставлено. И это - вызов, который потребуется преодолеть.
http://www.odnarodyna.ru/topics/1/220.html