На свадьбе в Кане Галилейской не хватило вина. Богородица, увидев удивленных гостей и посрамленного хозяина, в порыве сострадания обратилась к Сыну Своему за советом и помощью, говоря Ему: вина нет у них. Сын ответил: что Мне и Тебе, Жено? [1] Эти слова показались тебе укором, и ты спрашиваешь о них.
Нет, это не укор. Ибо, будь они укором, Богородица почувствовала бы это в тот же миг и умолкла бы и больше не произнесла бы ни слова. Между тем Она сразу за этим сказала слугам: что скажет Он вам, то сделайте [2].
Что Мне и Тебе, Жено? - это слова откровения, а не укора. Господь хочет не укорить, а просветить Ее. Она из сострадания думала о телесной, низшей потребности гостей, а Он о высшей, духовной. Она хотела, чтобы все было по правилам и обычаю, чтобы никто не огорчился и не осрамился, а Он хотел пробудить спящих и исцелить больные души человеческие. Он сошел к людям, чтобы наше водянистое существо претворить в вино, золу в огонь. Богородица желала, чтобы Сын Ее сотворил добро людям - в этом Его сердце согласно с сердцем Матери,- но добро великое, соразмерное Его величию и полезное всему человечеству до конца времен. А из-за житейской потребности в вине можно было бы обратиться к соседям: в тех краях не было недостатка в вине. Но важно не вино, а чудо. Люди выпьют вино и забудут, а чудо не забудется. Вино, как телесная потребность, принадлежит земному царству, чудо же, как духовная потребность, принадлежит Царству Небесному. Богородица в тот момент позаботилась о первом, Господь же заботился о втором. Видя, что мысли Матери Его удалились от Его мыслей, Он, желая вернуть ее из низшего царства к высшему, ласково сказал Ей: что Мне и Тебе, Жено? Златоуст пишет об этих словах следующее: "То были слова не обличения Матери, но домостроительства", то есть возведения Царства Небесного в душе Богородицы и всех тех, кто услышит или прочтет их. Вспомни, что сказал Господь Марфе, сестре Лазаря: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно [3]. И это не слова укора, а слова просвещения. Царство Небесное выше всех забот, потому все человеческие труды и заботы следует направить к стяжанию его.
Но почему Господь сказал Жено, а не Мати? Чтобы в тот миг подчеркнуть разницу в Их помыслах. Ибо, если бы сказал Мати, мы могли бы не обратить внимания на эти слова и не заметили бы разницы в Их помыслах. Апостолу Петру Господь дал более строгий урок, сказав ему: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое [4]. А если бы сказал ему: "Отойди от Меня, Петр (или человек)", мы не заметили бы той пропасти, которая отделяла его от Господа.
Поняла ли в тот миг Богородица Сына Своего и приняла ли назидание? Совершенно. Она сразу перестала советовать Советнику и направлять Ведущего, но послушно и смиренно вернулась к Своей роли - готовить людям путь к Нему. Потому Она обратилась к слугам, говоря им: что скажет Он вам, то сделайте. И когда слуги сделали то, что Он сказал им, тогда и Она вместе со всеми в душевном трепете ожидала чуда.
Послушаем, брат, и мы Пресвятую Богородицу. Сделаем все, что нам Ее Сын заповедал. Сие в нашей власти. А когда исполним все, что сказано, да с трепетом ожидаем неведомого, да ожидаем от Него чуда, чуда претворения телесного человека в духовного, земного - в небесного, воды - в вино.
Мир тебе и радость от Господа.
____________________________
1. Ср.: Ин. 2, 3-4.— Ред. ^
2. Ср.: Ин. 2, 5.— Ред. ^
3. Лк. 10, 41-42.— Ред. ^
4. Мк. 8, 33.— Ред. ^
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6644&Itemid=3