"Православная Церковь наиболее твердо противостоит духу этого мира"

0
272
Время на чтение 6 минут

4 мая завершился визит в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Архиепископа Вашингтонского и Нью-Йоркского, Митрополита всей Америки и Канады Ионы. Предстоятель Православной Церкви в Америке дал интервью порталу Патриархия.ru, посвященное итогам состоявшегося визита.

- Ваше Блаженство, Ваш визит в Русскую Православную Церковь подходит к концу. С чего бы Вы начали подводить итоги состоявшегося визита, что могли бы выделить в качестве важнейшего его результата?

- Самое важное - это, конечно, личное общение с Патриархом Кириллом и с другими представителями Русской Православной Церкви. Кроме того, этот визит очень укрепил меня в благодати. Я помолился у многих святынь, посетил много монастырей, приложился к мощам многих святых.

- Какие темы прежде всего становились предметом обсуждения в ходе Ваших переговоров со Святейшим Патриархом Кириллом?

- Мы обсуждали, как дальше служить и работать вместе. В процессе этого обсуждения мы констатировали, что между нами нет никаких больших проблем, хотя в целом во всемирном Православии некоторые сложности существуют. Но мне представляется, что мы оба чувствуем себя единомышленниками.

- Как Вы оцениваете в целом уровень взаимодействия между Американской и Русской Православной Церквами?

- Американская Православная Церковь - это бывшая "дочь" Русской Православной Церкви, которая для нас теперь словно старшая сестра. Во взаимоотношениях с ней у нас нет никаких сложностей. Нас здесь воспринимают как полностью каноническую и автокефальную Церковь. И это логично, ведь Русская Православная Церковь и предоставила нам автокефалию. Меня здесь принимают на том же уровне, на котором находится сам Патриарх. Если бы нас не воспринимали как полностью самостоятельную и равноправную Церковь, то меня бы здесь так не принимали.

- Совсем недавно Православная Церковь в Америке обрела в Вашем лице своего нового Предстоятеля. Решение каких вопросов Вы считаете для американского Православия наиболее безотлагательным? И как это связано с теми новыми задачами, которые стоят сейчас перед Русской Церковью?

- Наши самые главные проблемы, например неприятности, связанные с вопросами финансирования, можно сказать, уже позади. Но главная задача, которая по-прежнему стоит перед нами, - это проповедь Евангелия в Америке, выполнение нашей миссии, чтобы Православие распространялось по стране, взаимодействие с другими Церквами в Америке.

Другая важная задача - это основание новых монастырей в Америке. Ей мы уделяем много внимания. Хотел бы отметить и желательность предоставления нашим священнослужителям возможности учиться в общецерковной аспирантуре, заняться учреждением которой Патриарх Кирилл поручил владыке Илариону, архиепископу Волоколамскому.

- Каких итогов Вы ожидаете от предстоящей вскоре на Кипре конференции, в рамках которой, в частности, будет обсуждаться вопрос единства Американской Церкви? Рассчитываете ли Вы на то, что Православной Церкви в Америке удастся достичь большей меры понимания своей позиции со стороны иных Православных Поместных Церквей?

- Константинопольский Патриархат, а также некоторые другие Поместные Православные Церкви не признают нашей автокефалии. И если они хотят принять относительно нашей жизни какие-то решения, то это возможно лишь с нашего согласия. Иначе это будет большой грех против нас.

- Намереваетесь ли Вы сделать новые шаги на пути диалога с Константинопольским Патриархом по вопросу признания автокефалии Православной Церкви в Америке?

- Конечно, я бы этого очень хотел. Такова моя позиция. Но при этом я просто хочу быть честным с Предстоятелем Константинопольской Церкви, ни в коем случае не желая проявлять к нему недостаточную степень уважения или говорить что-либо против него. Но позиция Константинопольского Патриарха относительно нас мне представляется неверной. Святейший Патриарх Кирилл и владыка Иларион оказывают нам постоянную поддержку в этом вопросе. Ведь это вопрос, касающийся не только нас, но и отношений между Московским и Константинопольским Патриархатами. Московский Патриархат даровал нам автокефалию. Это решение и оспаривает Константинопольский Патриарх.

- Ваше Блаженство, расскажите, пожалуйста, нашим читателям об Американской Православной Церкви: какова численность ее паствы и кто ее составляет? Какое место она занимает среди других православных юрисдикций в Америке?

- У нас около 650 приходов и 25 монастырей. Количество наших причастников составляет около 100 000 человек. Крещенных - около миллиона. Греческая юрисдикция охватывает около 125 000 активных членов и около 400 приходов. Но их приходы очень большие, гораздо больше наших. У них также больше крещенных, около двух миллионов человек. У Антиохийского Патриархата около 225 приходов и около 50 000 причастников. У Сербской Православной Церкви около 100-150 приходов, точно не знаю.

Около шестидесяти процентов нашей паствы - это американцы, принявшие Православие. 30 % - это бывшие униаты, и около 10 % - русские эмигранты. Так много американцев у нас потому, что значительную часть нашей паствы составляют жители Аляски и Мексики, многие из которых являются индейцами. Мы не русская Церковь, мы Поместная Православная Церковь, которая принимает всех и открыта для всех. Поэтому, хотя часть нашей паствы и составляют русские, они в ней - отнюдь не большинство. Правда, сейчас мы решаем вопрос, чтобы представитель Русской Православной Церкви заседал и в нашем Синоде.

- Ваше Блаженство, недавняя смена президента Соединенных Штатов и экономический кризис, вероятно, сопровождаются изменениями в общественной жизни страны, в умонастроениях людей. Ощущает ли на себе последствия подобных изменений Православная Церковь в Америке? Чего ожидают американские православные от ближайшего будущего?

- Для всех нас - и там и здесь - нынешнее время очень трудное. Мы тоже живем на пожертвования, но у нас нет такой системы спонсорства, как в России. Сегодня пожертвования нам в связи с кризисом уменьшились где-то на 20%. У нас нет никаких особых отношений с американским государством. Отношения между Церковью и государством там совсем другие, чем здесь.

- Что для Вас как архиерея и Предстоятеля Церкви значит монашество в целом и Валаамская традиция - в частности? Ведь важная часть Вашего визита - паломническое посещение святынь Москвы, Троице-Сергиевой Лавры, Санкт-Петербурга и, конечно, Валаама, с которым многое связано в Вашей жизни и для поддержки которого Вы очень многое сделали. В чем вообще особенности монашеского служения в американском Православии?

- Валаамская традиция для нас, конечно, очень и очень важна. На Валааме я получил свое духовное образование, я это осознаю и стараюсь передать другим воспринятую традицию. Когда я основывал монастырь в Калифорнии, мне очень помогало знание Валаамского предания. Очень хорошие советы мне давали игумен монастыря, нынешний епископ Панкратий и старец Кирилл (Павлов). Это меня очень поддерживало и укрепляло. Сейчас я хочу основать уже новое братство на востоке Америки. Оно тоже будет покоиться на Валаамских традициях. Владыка Панкратий сказал, что нам надо обращаться к своим духовным корням. В Америке мы должны обращаться к русским традициям. В России же обращаются к афонским духовным традициям.

- Многие западные люди приходили и приходят к Православию через знакомство с русской литературой, музыкой, иконописью, богословской мыслью. Какую роль сыграла русская культура в Вашей жизни?

- Для меня это было очень важно. Первой встречей с русской культурой было чтение "Братьев Карамазовых". Из него я почерпнул первые знания о Православии, но не был тогда знаком еще ни с одним православным человеком. На меня также сильно повлияли книги Владимира Лосского, особенно "Очерк мистического богословия Восточной Церкви". Я стал читать эту книгу и понял, что мне нужно стать православным. Мне было тогда 18 лет. Это была для меня такая интуиция истины.

- А как Вы установили контакт с Православной Церковью в Америке?

- Я нашел телефон русского храма. Это был храм Зарубежной Церкви. Я позвонил и пошел туда. Я пришел в храм, посмотрел, но ничего не понял, ни одного слова. Я пошел в Греческую Церковь, меня там очень хорошо приняли, но сказали: "А почему Вы здесь, если Вы не грек"? И в Сербской Церкви мне сказали: "Зачем ты здесь, если ты не серб?".

Потом я встретил священника из Московского Патриархата, мексиканца, очень хорошего человека. Его звали отец Роман Мерлос. Он очень много со мной занимался и помог мне принять Православную веру. И я ему очень благодарен.

- Что в первую очередь не удовлетворяет в других христианских конфессиях американцев, решающихся принять Православие?

- Православие - единственная ветвь христианства, которая целиком сохранила апостольское наследие. Католики тоже имеют неповрежденность апостольского преемства, то, что по-английски зовется integrity, однако литургически они от него отошли. Но вера у них более или менее правая, хотя и с добавлениями (смеется). А вот протестанты очень многое потеряли и от очень многого отошли. Они чрезвычайно секуляризировались. Даже Католическая Церковь у нас секуляризировалась. Только Православная Церковь наиболее твердо противостоит духу этого мира.

Беседу вел Юрий Пущаев

http://www.patriarchia.ru/db/text/637172.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Иона (Паффхаузен)
«Промысл Божий направляет меня в жизни»
Беседа с митрополитом Ионой (Паффхаузеном)
28.06.2017
«Индейцы могут стать главным этносом в американской православной церкви»
Беседа с Архиепископом Вашингтонским, Митрополитом всей Америки и Канады Ионой
15.12.2009
"Мой духовный дом - на Валааме"
Зачем православие попало в Америку
25.12.2008
Все статьи Митрополит Иона (Паффхаузен)
Последние комментарии
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.07.2024 04:34
Освободить Стрелкова!
Новый комментарий от Наблюдатель
23.07.2024 04:06
В Москве открылось сатанинское кафе
Новый комментарий от Александр Волков
23.07.2024 03:56
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
23.07.2024 00:09
Гегемония лингвонационализма. Почему Фарион победила
Новый комментарий от Агафон
22.07.2024 18:53
На Афоне полиция готовится к штурму монастыря Эсфигмен
Новый комментарий от Агафон
22.07.2024 18:06
Русь, не убивай себя на радость злых врагов!
Новый комментарий от Агафон
22.07.2024 17:56