itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Слово Николая Гоголя

Резолюция расширенного Секретариата Союза писателей России, посвященного юбилею писателя

0
120
Время на чтение 4 минуты

Два столетия назад в селе Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии впервые прозвучало и было вписано в книгу живых это имя - Николай Гоголь. Имя, никому тогда неведомое кроме родителей, восприемников и церковного притча. А спустя всего двадцать два года Николай Гоголь вдруг становится известен всей читающей России. Радость и ошеломление при явлении нового небывалого таланта едва ли не первым выразил Александр Пушкин: «Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринужденная, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился». И в том же письме, несколькими строками ниже Пушкин приводит подробность, ставшую с тех пор хрестоматийной: «наборщики помирали со смеху, набирая его книгу».

Если бы только смех, только весёлость… Гоголь с первых же своих малороссийских рассказов и повестей озадачивал неожиданными возможностями своей словесной палитры. Он явно не собирался задерживаться на одних только простонародных анекдотах, байках и притчах, чудесных и фантастических бывальщинах, на одной лишь этнографической фактуре. Он порывался куда-то ещё - за пределы малороссийских своих, с детства и отрочества любимых пейзажей. Едва ли не первый из таких его порывов запечатлён в «Страшной мести»: «За Киевом показалось неслыханное чудо… вдруг стало видно во все концы света. Вдали засинел Лиман, за лиманом разливалось Чёрное море. Бывалые люди узнали и Крым, горою поднимавшийся из моря, и болотный Сиваш. По левую руку видна была земля Галичская».

Гоголь ищет героев, достойных не только улыбки или смеха, но и сострадания, великого душевного, даже духовного соучастия, слёз, восторга. И новых слов ищет, а вернее, старых, полузабытых миром высоких и мощных слов, достойных героического начала жизни. И такое открытие состоялось - в его гениальном «Тарасе Бульбе». «… далеко разносится могучее слово, будучи подобно гудящей колокольной меди, в которую мастер много повергнул дорогого чистого серебра, чтобы далече по городам, лачугам, палатам и весям разносился красный звон, сзывая равно всех на святую молитву».

Вот где в полной мере раскрылась эпическая мощь гоголевского слова, его проникновеннейший лиризм, его сыновняя любовь к древней и общей родине восточного славянства - к Руси, России. Невозможно и в самом коротком слове о Николае Гоголе не вспомнить праведную речь его любимого героя - старого полковника Тараса, обращённую к боевым друзьям:

«- Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недомерки. Всё взяли бусурманы, всё пропало; только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство; вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать, но это не то, братцы, любит и зверь своё дитя! Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь: и там люди! Также Божий человек, и разговоришься с ним, как с своим,; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет! Умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы; так любить, как русская душа, любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе - а!..... Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь в земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их; перенимают, черт знает, какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой со своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке… но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства; и проснётся он когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками; схватит себя за голову, проклянёт громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое в Русской земле товарищество».

Читая такое, мы отчётливо видим, слышим: слово Гоголя обладает необыкновенной духоносной силой. Это поистине провидческое слово. Гоголь здесь смотрит не только в историю, он духовным своим взором проницает в будущее. Он взывает и к нам, к своим уже отдалённым потомкам. И надеется на ясный и твёрдый ответ.

В великом художественном наследии Николая Гоголя не так-то просто выделить главную тему. Кажется, их сразу несколько. Это и сострадание к маленькому человеку, к несчастному существу, раздавленному жизнью, так проникновенно выраженное в петербургских повестях, особенно в знаменитой «Шинели». Это и беспощадное осмеяние язв отечественного чиновничества - в «Ревизоре». Конечно, это и назидательные в своей гротескности карикатуры людских пороков, гоголевский плач по недюжинным силам, растраченным на бесплодное мечтательство, патологическое накопительство, бездарное прожигание жизни, шулерство и плутовство, - в «Мёртвых душах». А какой свежий заряд высоких нравственных назиданий получает человек, перечитывая «Выбранные места их переписки с друзьями» или «Размышления о Божественной литургии»!

Гоголь всегда необыкновенно современен, он и сегодня готов преподать нам свои уроки, укрепить дружеским советом, предостеречь от пагубных шагов. Не случайно именно сегодня с особенным волнением перечитываются страницы «Тараса Бульбы». Николай Васильевич здесь будто воочию сокрушается по поводу наших затянувшихся неустройств в общем доме восточного славянства. Вновь в полную силу звучит тема измены вековым заветам славянской, изначальной семьи братских народов.

Самой живой плотью своего слова, в котором так гармонично переплелись русская и украинская стихии, наш великий соотечественник, художник с мировым именем, показывает всем нам пример мощнейшей духовной скрепы, неколебимой верности родной земле, её вековечным святыням.

http://www.voskres.ru/info/sobinfo158.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09