Вы спрашиваете: «Почему у меня всегда такое впечатление, что девушка или женщина из церковных, конечно, выходя замуж, отдаляется от Господа? Еще ни разу я не видела жены или матери, у которой все Божеское не стояло бы на втором месте. И в этом смысле все с выходом замуж портятся».
Отвечаю на это. Нужно установить сначала правильный принципиальный взгляд на брак, а потом рассматривать вопрос с практической точки зрения. Принципиально несправедливы оба крайних взгляда: и тот, который считает брак злом, и тот, который совершенно уравнивает со стороны внутреннего достоинства брак и девство. Первая крайность замечается во многих мистических сектах, вторая составляет общепринятое мнение на протестантском Западе, откуда успела проникнуть и в православную литературу. По последнему взгляду, и брачный образ жизни, и девственный просто определяются индивидуальными особенностями человека, и в девственном образе жизни нет ничего особенного и возвышающего сравнительно с брачным состоянием. В свое время обстоятельно опроверг этот взгляд блж. Иероним в сочинении «Две книги против Иовиниана» (Творения блж. Иеронима. Изд. 2-е. Киев, 1903. Ч. 4. С. 122-293). А положительное учение Церкви прекрасно выразил прп. Серафим в своем изречении: «Брак — добро, а девство — добро добра лучшее!» Истинный христианский брак есть освященное благодатию Божиею единение душ брачующихся. Оно дает им счастье и служит основанием христианской семьи, этой «домашней церкви». Так это в принципе; но, к сожалению, большею частью бывает это в настоящее время не так. Общий упадок христианской жизни отражается и на браке. Люди последнего времени вообще забыли о благодати Божией как основании христианской жизни и в Таинстве брака. Об этой благодати нужно всегда помнить, ее возгревать и в духе ее жить. Тогда любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине будет чистой, глубокой и будет источником счастья для них. Ведь и эта любовь — Богом благословенный дар. Только люди не умеют по-надлежащему пользоваться этим даром! И это по той простой причине, что забывают о благодати Божией! «Первое в духовной жизни, — говорит прп. Макарий Великий, — есть любовь к Богу, а второе — любовь к ближнему. Когда приложен первый и великий труд, тогда второе, как меньшее, с легчайшим трудом следует за первым. А без первого и второе не может быть чисто. Ибо кто не любит Бога от всей души и от всего сердца, тот приложит ли правильно и без лести попечение о любви к братьям?» (Послание. Творения. М., 1854, С. 446). Сказанное о любви вообще относится и к любви брачной. Из всех видов любви земной это самый сильный и по тому самому в Священном Писании является образом идеальной любви человеческой души к Богу. «Песнь песней, — говорит блж. Иероним, — это брачная песнь духовного супружества», то есть единения человеческой души С Богом (87-е письмо к Лете. Творения. Изд. 2-е. Киев, 1903. Ч. 3. С. 14). Однако с блаженством девственников ничто не может сравниться ни на небе, ни на земле.
Об авторе. Архиепископ Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров, 1873-1940) был одним из самых высокообразованных архипастырей своего времени. В 1896 году он окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию первым магистрантом и был оставлен при ней в качестве профессорского стипендиата. В 1898 г. пострижен в монашество, рукоположен во диакона, затем в иеромонаха; в 1901 возведен в сан архимандрита. В 1901-1909 гг. занимал должность инспектора Санкт-Петербургской Духовной академии, в 1909 назначен ее ректором.
В воспоминаниях и письмах студентов того времени (будущих российский архипастырей — митрополита Вениамина (Федченкова), священномученика Германа (Косолапова)) говорится об истинно иноческом облике отца инспектора, о его любви к богослужению и молитве, глубоком знании святых отцов.
1 февраля 1909 года архимандрит Феофан был хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Петербургской епархии. Занимал кафедры: Таврическую, Астраханскую, Полтавскую. Эмигрировал в Константинополь в 1920 году, служил в Югославии и Болгарии. В 1931 году владыка Феофан уехал во Францию, где жил в затворе, ежедневно совершая Божественную литургию. Скончался почти в полной безвестности во французском городе Лимерэ 6 февраля 1940 года.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6289&Itemid=3