itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вопрос священнику. Новые ответы

0
122
Время на чтение 7 минут

Как правильно проводить поминки в пост? Можно ли подавать на стол рыбу, ставить спиртное?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".

На все эти вопросы можно было бы ответить односложно — нет. Однако нужно понимать, что запрещение это установлено Церковью для христианина, старающегося в полной мере жить христианской, церковной жизнью. Такой христианин в центр своей жизни ставит, прежде всего, богослужение в храме, затем домашнюю молитву и сознательно проводит телесный пост, понимая его значимость. Для тех же, кто не ходит в храм, не участвует в Таинствах Исповеди и Причастия, пост кажется тягостной и непонятной повинностью.

Поэтому на практике ситуация обычно выглядит так: священника спрашивают, как правильно проводить поминки в пост, но, получив ответ, возражают: «Если мы накроем постный стол, да еще без спиртного, нас не поймут…».

Поэтому выбор за вами. Действительно, люди неверующие, нецерковные привыкли к тому, чтобы поминальный стол был сытным и с изобилием водки: чтобы как следует «помянуть» усопшего, чтобы языки «развязались» от спиртного и потекла дружная беседа о том, какой покойник был хороший человек.

Но нужно ли поступаться своей совестью? Ведь она настойчиво подсказывает нам: усопшему сейчас крайне необходимо только одно — церковное поминовение, молитва. Постная поминальная трапеза — это та малая жертва, которую мы можем принести Богу за своего почившего сродника. Тем более, что особого труда это сейчас не составляет, ведь есть много постных продуктов, из которых можно приготовить хорошие, вкусные блюда. А объяснять, почему нельзя ставить водку и другие спиртные напитки («ведь они же постные»,— так иногда наивно возражают) на поминальный стол (причем, не только в пост), наверное, излишне. Поскольку опыт показывает, что зачастую поминки со спиртным превращаются в банальную пьянку. Мы, таким образом, может быть, и удовлетворим ожидания гостей, пришедших на поминки, но душе усопшего от такого «поминовения» будет только хуже.

В детстве я не испытывала никаких трудностей, каталась как сыр в масле. Выросла, закончила нелюбимый институт. На работу помог устроиться родственник, там познакомилась с будущим мужем. После свадьбы начались скандалы, со свекровью мы не поладили. К тому же оказалось, что муж еще и любитель выпить. Когда мы ждали ребенка, пришлось уйти к моим родителям. Родилась дочка, родственники мужа даже не поздравили. Девочке исполнилось три года, и муж подал на развод. Ребенка сейчас не видит, материально не помогает. После развода я впала в депрессию. Стала винить свою мать в том, что однажды она не пустила бывшего мужа к нам в дом, и с тех пор он больше не пришел. Я просто заболела, у меня стало подниматься давление. В этом состоянии боялась ездить в транспорте. После частых больничных мне на работе создали такие условия, что я написала заявление и уволилась. Устроилась на другую работу, но чем-то не понравилась начальнице. В страхе, что мне будет плохо по дороге, я даже не ходила в церковь. Просила маму сходить к священнику, посоветоваться, она отказалась. И вот я осталась одна с ребенком. Сколько у нас родственников, и хоть бы кто помог! Как мне быть? Может, у нас есть общества, где люди общаются друг с другом и помогают друг другу? Мама твердит, что не хочет со мной и моей дочкой жить, хочет разменяться. Я спрашивала насчет этого у священников, все советуют потерпеть. Я просто боюсь оставаться наедине с собой. О себе: исповедовалась недавно, причащалась год назад. Читаю много церковной литературы, люблю помогать ближним. Людмила

Отвечает священник Анатолий Коньков, клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Уважаемая Людмила!

Ваше столь объемное письмо довольно богато происшедшими с Вами событиями, причем довольно печальными. И печально становится не от того, что в круговороте этих событий Вам не досталось внимания от ваших близких, а от того, что Вы этого внимания так и не смогли обнаружить. Возможно, это покажется Вам странным, но это действительно так.

С самого начала Вы пишете, что с детства не испытывали никаких трудностей. Это, конечно, хорошо, когда детство проходит в достатке, в любви родителей и других родственников. Но детство кончается быстро, наступает взрослая жизнь, в которой радости и скорби сменяют друг друга.

На протяжении всего письма как лейтмотив является одна мысль: Вам никто не желает помогать, Вас никто не хочет пожалеть. Так ли это или нет — трудно понять из письма. Вы боитесь идти в храм, объясняя это тем, что с вами что-то может случиться по дороге. Между тем мне известны случаи, когда люди, больные эпилепсией (т.е. с ними действительно в любой момент может произойти все, что угодно), стремились в церковь, молились. А когда случались приступы (такое бывало в храме), находились добрые люди, помогали, никого не оставляли. Все дело в вере. Если она есть, то ничего не страшно человеку: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11, 25).

Вы уже спрашивали когда-то совета у священника (даже не у одного). Ответом был призыв к терпению. Это тот совет, который и Господь дал: терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19). Но самое главное — попытайтесь найти причину такого отношения к Вам. Не может ведь весь мир быть плохим. Невозможно такое, что вокруг именно Вас сконцентрировались все, кто Вас не любит или не желает замечать. Возможно, причина кроется в Вас самой? Именно для этого и нужно идти в храм: здесь не только материально помогают нуждающимся, да это и не основная деятельность Церкви. Прежде всего, Церковь учит нас находить свои недостатки, чтобы искоренять их и перерождаться. Окружающих невозможно изменить, зато можно изменить собственное к ним отношение. Вы очень точно подметили, что боитесь остаться одна с собой. Такое свойственно человеку, не имеющему надежды на Бога, не имеющему в полной мере веры, упования на Творца мира — Промыслителя о душах наших.

Вы пишете, что регулярно посещаете церковь, но причащались год назад. Этого не просто недостаточно — это все равно, что год назад бы Вы поели и после того уже не подходили к столу. Это трудно представить. Так же душа наша истощается, если мы ее не насыщаем теми Дарами, Которые Господь заповедал нам вкушать: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53).

На многие вопросы, заданные Вами, просто невозможно ответить письменно. В личной беседе, которая может быть довольно продолжительной, а может и разделиться на несколько встреч, эта возможность есть. Поэтому не бойтесь идти в храм, увидеться со священником, может, договориться об индивидуальной встрече, в ходе которой у Вас представится возможность задать эти вопросы и, если не получить прямые ответы, то понять, с чего нужно начинать. Чтобы быть христианином не по названию, а действенно, недостаточно «читать литературу», мало «помогать ближним». Вера без дел мертва (Иак. 2, 20), дела без любви — пусты и бесполезны (см.: 1 Кор, 13, 1-3).

Вы хотите встретиться с людьми, готовыми помочь, откликнуться в трудной ситуации. Поверьте, в Церкви такие люди есть. Именно здесь становятся такими, благодаря Господу, Который всякому просящему у Него с верой дает по нужде (см.: Мф. 21, 22). Здесь же Вы узнаете и об интересующих Вас обществах, занимающихся различной деятельностью. Главную же помощь — духовную — православные получают из рук Самого Господа, исповедуясь и причащаясь Святых Тайн.

Мы живем с сыном-инвалидом. Два года назад на нашем этаже появился новый сосед — вдовец с сыном-подростком. Поначалу мы этому были очень рады. Но постепенно этот сосед стал нахваливать книгу некоего писателя Климова. Выдержки из нее меня с сыном насторожили. Высказывания автора о людях, и, в частности, о людях знаменитых (Пушкине, Ломоносове, Кутузове) были просто омерзительны. И главное, сосед все это навязывал не мне, а моему сыну, чтобы он «снял розовые очки». А самое сильное, что нас от него оттолкнуло, так это то, что он считает себя православным! Мы отказали ему в нашем доме, вот уже месяц с ним не общаемся, но до сих пор у нас угнетенное состояние. Правильно ли мы поступаем? Что нам делать?

Отвечает священник Анатолий Коньков, клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Признаться, раньше я не слышал о Климове. Более того, из довольно большого круга общения, который я имею, об этом авторе слышал только один человек. Пришлось поискать его книги, кое-что почитать. Но и теперь не могу сказать, что я его знаю.

По первым строкам уже стало ясно, что автор действительно не просто не любит людей, особенно евреев. Он пытается внушить идею «истинной» расы, которая одна только имеет право на существование. Очень похоже на теорию фашизма, с примешанной к нему навязчивой идеей противоестественного греха. Но это мое личное мнение.

Конечно, с Православием, впрочем, как и вообще с Христианством, такая идея не может иметь ничего общего. Господь заповедал любить всех (Ин. 13, 34), в том числе и врагов (Мф. 5, 44).

Скорее всего, человек, яростно исповедующий такое «учение», болен. Болен и духовно, и, возможно, душевно. Общаться с таким не нужно, особенно, если Вы не можете твердо отстоять позицию Православия в спорах с ним. Но нужно подумать о другом. Если Господь попустил Вам познакомиться с таким человеком, и Вы смогли укрыться от его «проповеди», значит, Он Вас призывает к Себе и ждет от Вас плодов.

Не откладывая, идите на исповедь, подготовьтесь к Причастию. Если не знаете, что это такое, сходите в ближайший храм, где Вам расскажут об этих Таинствах, важнейших для христианина, без которых невозможно даже жить (см.: Ин. 6, 53).

Мне в почтовый ящик кидают журнал "Сторожевая башня". Читать не буду — но выкидывать тоже не могу, ведь там же изображения храмов. Что делать?

Отвечает священник Анатолий Коньков, клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

В настоящее время разные «религиозные организации» какими только способами не пытаются привлечь на свою сторону людей. Самый простой из них, доступный даже начинающему свою «деятельность» в секте и не связанный с непосредственным общением,— опускать в почтовый ящик свои «письмена» для изучения последних потенциальными адептами. Как же поступать с той литературой, которую изучать человеку понимающему, что это за брошюрки, вовсе не хочется, но ввиду того, что секты используют, в том числе, и христианскую символику в своих красочных изданиях, просто выкинуть в мусорное ведро не позволяет совесть? В таком случае нужно их просто сжигать. В каждом храме есть особое место, где сжигается то, что нельзя выбросить, а это почти все, что используется за богослужением. В основном сжигаются записки, прочитанные на проскомидии или молебне/панихиде. Вот там же можно сжигать и сектантскую литературу. Для этого нужно попросить пономарей (алтарников) или продавца в свечной лавке взять у Вас эти книги, пояснив, почему Вы решили так поступить. Хотя, думаю, объяснять в храме, почему Вы просите сжечь то, что принесли, не придется.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6251&Itemid=80

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Разберёмся: что не так с «цифрой Мурза»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
22.02.2024 19:49
Русь Святая, храни веру православную
Новый комментарий от prot
22.02.2024 19:26
Chronicles: Дональду Трампу повезло с врагами
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
22.02.2024 18:30
«Да» и «нет» не говорите, красный с белым не берите
Новый комментарий от Кирилл Д.
22.02.2024 18:06
Приметы нового мира
Новый комментарий от Игорь Бондарев
22.02.2024 16:37