"Откуда начну плаката окаянного моего жития деяний", — такими покаянными словами Церкви начинается Великий пост. Плачем ли мы вместе со всей Церковью — не обязательно теми слезами, которые текут по щекам, а тем внутренним плачем, незримыми слезами, которые, как говорят святые отцы, дороже всего?
Мы слышим в этом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского, во всех псалмах и молитвах самое дивное — Сам Господь плачет. Если Он плакал о Иерусалиме, тем горше плачет о Церкви, которую создал как Дом молитвы и которую мы превращаем в вертеп разбойников. Господь видит нераскаянных детей Божиих, и это — страдание для Того, Который всё совершил для нас, когда сказал на Кресте: «Совершилось!» И наша нераскаянность страшна. Господь снова наготует, алчет, жаждет, приходит к нам и не находит плодов в Своем винограднике.
Он ждёт от нас не просто слов покаяния, а плодов, достойных покаяния. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Какое страшное время наступает! Если раньше люди приходили и каялись, то в корне менялась их жизнь. А теперь приходят, и каются, и даже плачут, и потом, как ни в чём не бывало, возвращаются к своим прежним грехам, к самым позорным грехам. Такую силу возымел грех над людьми, так господствует в мире диавол».
В конце поста, на Страстной седмице во вторник, Церковь будет вспоминать Евангелие о бесплодной смоковнице, а в среду Страстной седмицы говорить о блуднице, которая с плачем предстоит пред Господом, идущим на смерть. И вся Церковь должна быть тогда этой блудницей, как Церковь кающаяся, которую Христос делает Девой непорочной, Невестой Своей, омывая её слезами покаяния, а более всего кровавыми слезами, которыми Он молился за нас в Гефсимании.
Первая седмица Великого поста называется чистой, а завершится он Страстной седмицей. Не может наступить для нас реально Страстная седмица без чистой. Но только Страстная седмица может сделать эту чистую седмицу по-настоящему чистой.
Это дар Господень, дар благодати — покаяние и видение своих грехов. Мы стоим в самом начале поста. И есть некоторые из стоящих здесь, которые уже, по слову Христову, вкусили сугубую Божию благодать, прежде чем они увидят смерть.'Есть и такие, которым Господь ещё этого не дал, но все без исключения увидели и узнали, уверовали, что единственная правда в том, что говорит Христос, к чему неодолимо влечётся душа человеческая. Будем молить Господа, чтобы Он дал нам каплю благодати, чтобы в свете её мы увидели весь ужас нашей жизни. И поняли, что в нас и вокруг нас происходит.
Без благодати Божией жизнь любого человека безплодна. Какими бы добрыми делами ни украшалась душа, она — блудница без благодати Божией. Без неё самый лучший из нас — это дом, который подметён и украшен, но никем не занят. И скоро будет для такого человека последнее горше первого, если не вселится в душу его Тот, Кто всегда должен жить в ней. Поэтому мы молим Господа об этой милости. И сознаём одновременно, в чём заключается наш самый главный грех, о чём должны мы больше всего печалиться.
Сколько раз многим из нас открывал Господь Свою благодать — ведь не первый же раз мы начинаем пост! Сколько раз мы каялись перед Господом и были близки к отчаянию, видя свою греховность. И Господь снова внезапно утешал нас Своей милостью. Это повторялось из года в год — от поста к посту, от Пасхи к Пасхе. А иногда Господь оставлял нашу душу, чтобы она увидела, как жизнь безсмысленна, пуста и страшна, когда Его нет рядом. И потом, как бы жалея её, видя, что она мучается и терзается, кается перед Господом, снова утешал её. И снова мы отступали от Христа, попирая Его заповеди.
Но вот слово Господне, которое может прозвучать как приговор над многими из нас этим Великим Постом.- «Лучше бы им не познать благодати, чем возвратиться назад». Господь открывает нам тайну, почему не всем людям открыта вера, почему не все причастились сугубой благодати — потому что мы можем отойти от Пасхи Христовой с посрамлённым лицом, не только в этом году, но и навеки.
Лучше не познать благодати, лучше не знать истинного пути Господня, чем отступить от него. Если бы мы не знали истинного пути Христова, тогда не было бы осуждения нас за то, что мы следуем другому пути. Но поскольку мы узнали этот путь и, тем не менее, снова сознательно и свободно избираем грех, то согрешаем уже вместе с диаволом против Света Христова. Лучше бы нам не познать благодати и истины, потому что это знание может стать для нас вечным осуждением.
Именно в этом и заключается «тайна беззакония» в Церкви: люди узнают Христа и всё равно предпочитают падение в глубины греха трудному восхождению к Его добродетелям. Но неужели такое на самом деле возможно, чтобы узнавший красоту Христову, Его благодать, как пёс возвращался на свою блевотину? Или как вымытая свинья снова шёл валяться в грязи? Будем молиться, чтобы наше покаяние стало глубоким изменением жизни, не только на время поста, а навсегда. Как это было у преподобной Марии Египетской, к которой мы обращаемся со своими молитвами с самого начала поста.
Вот главное значение Великого поста в том, чтобы мы, наконец, на самом деле услышали слова Христовы: «Будьте святы, как Я свят». Чтобы мы, наконец, исполнились той решимости, о которой говорит преподобный Серафим Саровский как о главном признаке христианской жизни, решимости, которой мы не можем достигнуть, пока Господь не даст нам Своей благодати. И будем молиться, чтобы ещё раз Господь открыл нам, для чего дан Великий пост, для чего мы живём? Чтобы не оказалась обманутой наша душа, чтобы не победил диавол в ней, а победил Господь.
http://www.russdom.ru/node/1392