Для чего нам дан Великий пост?

0
145
Время на чтение 3 минуты

"Откуда начну плаката окаянного моего жития деяний", — такими покаянными словами Церкви начинается Великий пост. Плачем ли мы вместе со всей Церковью — не обязательно теми слезами, которые текут по щекам, а тем внутренним плачем, незримыми слезами, которые, как говорят святые отцы, дороже всего?

Мы слышим в этом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского, во всех псалмах и молитвах самое дивное — Сам Господь плачет. Если Он плакал о Иерусалиме, тем горше плачет о Церкви, которую создал как Дом молитвы и которую мы превращаем в вертеп разбойников. Господь видит нераскаянных детей Божиих, и это — страдание для Того, Который всё совершил для нас, когда сказал на Кресте: «Совершилось!» И наша нераскаянность страшна. Господь снова наготует, алчет, жаждет, приходит к нам и не находит плодов в Своем винограднике.

Он ждёт от нас не просто слов покаяния, а плодов, достойных покаяния. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Какое страшное время наступает! Если раньше люди приходили и каялись, то в корне менялась их жизнь. А теперь приходят, и каются, и даже плачут, и потом, как ни в чём не бывало, возвращаются к своим прежним грехам, к самым позорным грехам. Такую силу возымел грех над людьми, так господствует в мире диавол».

В конце поста, на Страстной седмице во вторник, Церковь будет вспоминать Евангелие о бесплодной смоковнице, а в среду Страстной седмицы говорить о блуднице, которая с плачем предстоит пред Господом, идущим на смерть. И вся Церковь должна быть тогда этой блудницей, как Церковь кающаяся, которую Христос делает Девой непорочной, Невестой Своей, омывая её слезами покаяния, а более всего кровавыми слезами, которыми Он молился за нас в Гефсимании.
Первая седмица Великого поста называется чистой, а завершится он Страстной седмицей. Не может наступить для нас реально Страстная седмица без чистой. Но только Страстная седмица может сделать эту чистую седмицу по-настоящему чистой.

Это дар Господень, дар благодати — покаяние и видение своих грехов. Мы стоим в самом начале поста. И есть некоторые из стоящих здесь, которые уже, по слову Христову, вкусили сугубую Божию благодать, прежде чем они увидят смерть.'Есть и такие, которым Господь ещё этого не дал, но все без исключения увидели и узнали, уверовали, что единственная правда в том, что говорит Христос, к чему неодолимо влечётся душа человеческая. Будем молить Господа, чтобы Он дал нам каплю благодати, чтобы в свете её мы увидели весь ужас нашей жизни. И поняли, что в нас и вокруг нас происходит.

Без благодати Божией жизнь любого человека безплодна. Какими бы добрыми делами ни украшалась душа, она — блудница без благодати Божией. Без неё самый лучший из нас — это дом, который подметён и украшен, но никем не занят. И скоро будет для такого человека последнее горше первого, если не вселится в душу его Тот, Кто всегда должен жить в ней. Поэтому мы молим Господа об этой милости. И сознаём одновременно, в чём заключается наш самый главный грех, о чём должны мы больше всего печалиться.

Сколько раз многим из нас открывал Господь Свою благодать — ведь не первый же раз мы начинаем пост! Сколько раз мы каялись перед Господом и были близки к отчаянию, видя свою греховность. И Господь снова внезапно утешал нас Своей милостью. Это повторялось из года в год — от поста к посту, от Пасхи к Пасхе. А иногда Господь оставлял нашу душу, чтобы она увидела, как жизнь безсмысленна, пуста и страшна, когда Его нет рядом. И потом, как бы жалея её, видя, что она мучается и терзается, кается перед Господом, снова утешал её. И снова мы отступали от Христа, попирая Его заповеди.

Но вот слово Господне, которое может прозвучать как приговор над многими из нас этим Великим Постом.- «Лучше бы им не познать благодати, чем возвратиться назад». Господь открывает нам тайну, почему не всем людям открыта вера, почему не все причастились сугубой благодати — потому что мы можем отойти от Пасхи Христовой с посрамлённым лицом, не только в этом году, но и навеки.
Лучше не познать благодати, лучше не знать истинного пути Господня, чем отступить от него. Если бы мы не знали истинного пути Христова, тогда не было бы осуждения нас за то, что мы следуем другому пути. Но поскольку мы узнали этот путь и, тем не менее, снова сознательно и свободно избираем грех, то согрешаем уже вместе с диаволом против Света Христова. Лучше бы нам не познать благодати и истины, потому что это знание может стать для нас вечным осуждением.

Именно в этом и заключается «тайна беззакония» в Церкви: люди узнают Христа и всё равно предпочитают падение в глубины греха трудному восхождению к Его добродетелям. Но неужели такое на самом деле возможно, чтобы узнавший красоту Христову, Его благодать, как пёс возвращался на свою блевотину? Или как вымытая свинья снова шёл валяться в грязи? Будем молиться, чтобы наше покаяние стало глубоким изменением жизни, не только на время поста, а навсегда. Как это было у преподобной Марии Египетской, к которой мы обращаемся со своими молитвами с самого начала поста.

Вот главное значение Великого поста в том, чтобы мы, наконец, на самом деле услышали слова Христовы: «Будьте святы, как Я свят». Чтобы мы, наконец, исполнились той решимости, о которой говорит преподобный Серафим Саровский как о главном признаке христианской жизни, решимости, которой мы не можем достигнуть, пока Господь не даст нам Своей благодати. И будем молиться, чтобы ещё раз Господь открыл нам, для чего дан Великий пост, для чего мы живём? Чтобы не оказалась обманутой наша душа, чтобы не победил диавол в ней, а победил Господь.

http://www.russdom.ru/node/1392

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Лицо Патриарха Тихона — это лицо самой России
Слово в день памяти святого патриарха Тихона
09.10.2024
О любителях старых вин
Евангелие среды (Лк, 21 зач., 5, 33—39)
09.10.2024
Быть от Бога или быть от мира
Слово в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
09.10.2024
Его благословение доныне пребывает на всех, кто идет защищать нашу землю и ее святыни
Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского
08.10.2024
Всем нам надо показаться священникам
Евангелие вторника (Лк, 18 зач., 5, 12—16)
08.10.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
О дарвинизме и эволюционной теории в школе
Новый комментарий от ОСт
09.10.2024 13:39
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от С. Югов
09.10.2024 12:35
Надежды на командира спецназа «Ахмат» обнулились
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
09.10.2024 11:17
Новое русское документальное кино
Новый комментарий от Владимир С.М.
09.10.2024 10:49
Быть от Бога или быть от мира
Новый комментарий от РОНОЛ
09.10.2024 09:25
Вопрос жизни и смерти
Новый комментарий от Алексей Петрович
09.10.2024 09:23