Речь, произнесенная в Екатеринодарском Войсковом соборе, в годовщину смерти донского атамана генерала А.М. Каледина
Генерал Алексей Максимович Каледин |
Вернейший сын родины, рыцарь без греха и упрека - таким был и остался Алексей Максимович и в буре войны, и в буре нашей дикой революции, и на поле брани, и на Московском совещании и на своем посту донского атамана.
Не привыкший отступать и прятаться, он не отступил и тогда, когда шквал народного неистовства и безумия налетел и на его родной Дон. Не смогши в то время живым остаться на атаманском посту, он остался на нем мертвым. Он умер атаманом.
Страшная пора, ужасное время. Кругом бездна страха, озлобления, невежества и изуверства. Приходится с утешением останавливаться на необычайных страданиях, на героических смертях лучших сынов Родины и не только мириться с ними, но и верить, что нужны они, дабы рассеялась тьма народного безумия, дабы прозрели слепые, очнулись спящие, дабы на крови и костях этих мучеников зародилась новая русская жизнь.
Верится, что трагическая смерть Алексея Максимовича, после его великолепной, полной благородного труда, высоких порывов и святого подвига жизни заставила очнуться многие обезумевшие казачьи умы, понять глубину народного падения и горя и загореться от огня той любви к Родине, которую жил и дышал почивший Алексей Максимович.
И тогда принесенная Алексеем Максимовичем жертва собственной жизнью, несомненно, послужила одним из камней, на которых начала воссоздаться развалившаяся русская государственная жизнь.
Наш долг вечно носит в душе образ этого русского героя-мученика после сверхчеловеческих страданий за Родину пришедшего к роковому концу, и молиться Господу, да спасет и помилует Он его в вечном Царствии Своем.
Памяти генерала М.Г. Дроздовского
Речь произнесенная на панихиде в Екатеринодарском Войсковом cоборе, по получении известия об его кончине
М.Г. Дроздовский |
Какая правда! Россия могла быть спасена величием духа, которое должны были проявить прежде всего правящие и интеллигентные классы, вступив на путь самопожертвования своими силами и своими интересами и истинно государственного понимания народного блага. Величие духа явилось бы тем божественным пламенем, которое попалило бы грехи прошедшего и осветило путь будущего.
Но не было величия духа для противодействия, и вот самоуничтожающийся русский народ стоит у пропасти. И теперь только величие духа может нас спасти и уже оно спасает. Великий дух вождей и горсточки бойцов Добровольческой армии дел ей возможность не только выдержат могучие удары огромной большевистской армии, но и вырасти в великую силу. И сейчас не числом, а силой своего духа Добрармия противостоят напору превосходнейших большевистских сил. В величии духа армии залог и ее конечной победы. Как один из носителей этого великого духа, как один из вождей и творцов Добрармии, почивший Михаил Гордеевич стяжал себе право на вечную память и славу.
Помолимся же да упокоит Господь великий дух почившего в вечном своем Царствии.
3 января 1919 г.
Речь произнесенная в Екатеринодарском Екатерининском соборе при погребении генерала М.Г. Дроздовского
Если бы дух великих людей имел пространственное измерение, то сегодня надо было бы сказать этим стенам и сводам: стены, раздвиньтесь! И своды, расступитесь! Иначе не вместить вам грядущего на веки опочить среди вас великого героя Добровольческой армии.Как орел под небесами, почивший Михаил Гордеевич парил над измельчавшею, осуетившейся, раздряблою и развращенною толпой нашего времени. Жажда подвига была стихией его жизни; долг у него кончался там, где начиналась невозможность, но и невозможность он иногда препобеждал силою могучего своего духа; будничное, мещанское прозябание и прожигание жизни было для него страшнее смерти, а единым ценным счастьем, за которое он заплатил своей жизнью, было счастье единой, великой, могучей России. Михаил Гордеевич был исполином духа, одним из тех беспримерных исполинов, одним из тех праведников «без келии и рясы», которых как бы для вразумления и материально и духовно обнищавшего, ранее великого русского народа, щедро, как никогда раньше, выдвинула эта пора, чтобы устрашить врагов и утешить друзей, что не оскудела еще русская земля, не перевелись на ней праведники, на которых держится мир.
Но ужас и позор настоящего русского бытия в том, что когда одна часть русских людей горькими слезами оплакивает, с душевным терзанием провожает в иной мир самых лучших сынов, каких только могла вскормить и вспоить прежняя Русь и которые могли бы послужить лучшим украшением любого народа в любую пору истории, - в это время другая часть тоже русских, по имени, людей кощунственно пытается сорвать с них лавровые венки, которые еще при их жизни на их головы возложила история, жаждет их гибели, злорадствует и беснуется при их смерти.
Но… уносятся лампады, а светильники продолжают сиять; тлеют трупы и великих людей, но дух их вечно живет, зажигая и воспламеняя души всех, соприкасающихся с ним.
Пусть же не злорадствуют духовные уроды русской земли, шаг за шагом обращающие великую страну в безлюдную пустыню, ополчившиеся не только на братьев, но и на Бога.
Спаситель наш сказал, что Господь силен и из камней воздвигнуть детей Авраама. Тем более из семян, посеянных Алексеевыми, Корниловыми, Марковыми и Дроздовскими, Он произрастит новые семена, воздвигнет в их силе и духе новых богатырей мысли, исполинов духа, которые смогут рассеять кромешную тьму, закутавшую русскую землю, и побороть ее врагов.
И когда над Россией воссияет солнце правды, тогда оно своим дивным блеском осветит и всех страстотерпцев этого времени и в особенности эти великие могилы на Кубанской земле. И тогда пред этими могилами кто со слезами благодарности, а кто со слезами покаяния, но должен будет благоговейно преклонит колена весь русский народ.
Да даст Господь, дабы скорее сбылось это! Это будет пора, когда не просто мыслящая, а благомыслящая Россия получит право начать новую стройку своей жизни, - право, купленное ценою крови самых избранных сынов ее.
Будем молиться об этом, ибо это будет лучшим увенчанием подвига и высшей радостью для бессмертного духа почившего Михаила Гордеевича, которого да упокоит Господь в райских обителях, в Царствии Небесном!
5 января 1919 г.
Речь при погребении полковника Миончинского, произнесенная в Екатерининском соборе 24 декабря 1918 г.
Полковник Д.Т. Миончинский |
У верных сынов России уже не хватает слез, чтобы оплакивать уходящих героев, не находится слов, чтобы выразить и скорбь и любовь к уходящим свою.
Страшная пора, гнетущее время! В пору счастья и расцвета страны украшаются в честь лучших сынов своих величественными памятниками и музеями, а в пору народной катастрофы, развала и горя - только новыми и новыми могилами, то и дело скрывающими лучших, самых пламенных и самоотверженных людей. Так у нас теперь. Там - в Москве и Петрограде преступными руками святотатственно и пошло разбиваются исторические памятники, расхищаются древнехранилища, сметаются с лица земли последние зародыши нашей культуры. Зато и тут и там выросли бесчисленные холмы над трупами замученных, заразных, избитых и убитых лучших граждан, вина которых лишь в том, что они до самозабвения любили единую, великую христианскую, а не раздробленную, языческую Россию.
Так в силу непостижимых для нас вечных законов правосудия и возрождения страна расплачивается за прежних, ведомые и неведомые наши грехи, обновляясь и очищаясь кровью лучших своих сынов.
Но сказал Спаситель: «семя не оживет, если не умрет».
И эти холмы смерти, эти могилы, теперь скрывающие гробы с останками наших героев духа и дела, станут потом холмами жизни.
Когда кошмарный туман рассеется, когда раскроются глаза русских людей и увидят они, что нельзя безнаказанно глумиться над законами Творца, нельзя легкомысленно изменять и попирать вековые устои, нельзя жить, только разрушая и никогда нельзя разнузданность, пошлость и подлость ставить в основу человеческой жизни, - тогда дети и внуки и загубленных и загубивших бросятся искать света, правды, искать тех источников, откуда дышит смелый, сильный, честный и бодрый дух. И тогда могилы Алексеева, Корнилова, Маркова, Дроздовского, Миончинского и других героев, став местом паломничества, оживут, ибо около них будут толпиться люди, ибо тут около них и от них люди будут черпать то, чем жили, чем велики были почившие герои: мощь духа, благородство сердца, бесконечную, запечатленную кровью и смертью, любовь к народу своему, готовность до смерти служить для счастья его.
Ныне же доблестно свершившему свой долг, положившему душу свою за спасение людей своих нашему почившему герою да воздаст Правосудный Господь великими своими милостями в Небесном Царствии Своем!
Речь перед торжественным молебствием по случаю взятия Царицыне, произнесенная 26 июня 1919 г. на Крепостной площади в г. Екатеринодаре
Когда плывших по морю Апостолов застигла страшная буря, они начали будить спавшего в корме Учителя: «Наставник, погибаем! Господи, спаси нас, погибаем!» Христос, встав, запретил ветру, - буря стихла, а ученикам сказал: «что вы так боязливы ? Зачем мало у вас веры?» (Мр. 4, 35-41; Мф. 8, 23-27; Лк. 8, 22-25).Когда бурные волны небывалого безумия захлестнули всю Русскую землю, несколько наших вождей с горстью верных и единомысленных с ними русских людей отважно бросились на борьбу со стихией, веруя, что в их святом и правом деле Христос не позволит буре потопить их. И Христос не позволил, ибо хоть и бушует еще буря, но они уже не в малой ладье, которой подобна была год тому назад их маленькая рать, а в сильном корабле.
Когда два месяца тому назад предводимые насильниками несметные полчища большевиков, взяв Одессу, Крым и Мариуполь, стояли почти у Новочеркасска, подошли к Тихорецкой и Батайску, везде на улицах и базарах, даже этого города раздавались страшные речи. Подстрекаемые большевистскими наймитами и прислужниками, уверовавшие в большевистские посулы счастья и земного рая и не испытавшие на своей спине и части того ужасающего горя, которое вместо обещанных радостей и счастья дает большевизм, маловерные и малодушные везде твердили: «скоро придут наши». И ждали своих, т. е. большевиков то к Пасхе, то к Вознесенью.
Но наши вожди и теперь крепко верили, что Господь поможет укротить бурю. И Господь помог. Опрокинув и разгромив тучи красных, наши беспримерные войска ныне достигли берегов Днепра, еще две недели тому назад наши воины молились у гробницы святителя Иосифа Белгородского, наши войска взяли могучий Царицын, бывший большим оплотом большевистской силы, и ныне движутся на Саратов, Воронеж и дальше к Москве, к священному Кремлю.
Древний пророк, пророчески созерцая картину страданий Спасителя, глумлений и издевательств над Божиим законом и над Ним Его врагов, воскликнул: «время действовать Богу, ибо разорен закон Его!» И Господь действовал… Знаете как: померкло солнце, потряслась земля, камни распались…
Не начал ли и теперь действовать Господь после почти двухлетних большевистских издевательств над Богом и над всем святым, что только есть в нашей жизни?
Не Божия ли сила ныне укрепляет и умудряет наших славных вождей? Не Господь ли все больше и больше воспламеняет в сердцах наших воинов любовь к единой Святой Руси: не Он ли дает им неиссякаемые силы на терпение и подвиги? Не Он ли сплотил наших воинов: Добровольцев, Кубанцев, Донцов, Терцев в одну дружную и могучую силу? Не Он ли вдохнул и утвердил в них беспредельную веру не только в военную мудрость, но и в бескорыстие, самоотвержение, государственный разум их главного вождя? Не Господь ли обращает к нам сердца обманутых харьковцев, екатеринославцев, курян, воронежцев, которые теперь на коленях, со слезами встречают наши войска?
Да, Господь начал действовать после того, как разорен большевиками закон его! Проникнитесь этим и поймите, что на фронте теперь не только идет борьба с врагом, но и совершается величайшее таинство: там с нами Бог, восставший, наконец, на защиту правды своей. Там идет стихийное, рукою Божией направляемое движение на спасение тяжко согрешившего Божьего народа…
И тут ли или еще где-либо на освобожденной кровью наших воинов земле разве смогут люди, движимые тыловой распущенностью, провинциальными честолюбиями и славолюбиями, устройством мелких своих делишек, а то и просто гадкой пошлостью и подлостью, - разве смогут они остановить высокий созревший порыв широкой русской души, разве смогут они остановить высокий созревший порыв широкой русской души, разве смогут они помешать Божиему делу, разве смогут они устоять против Бога, против воли и волны народной?
По примеру отцов и дедов наших, собиравших воедино великую русскую землю, возблагодарим Господа, являющего нам свою великую помощь в восстановлении разоренной, раздробленной и поруганной неблагодарными и преступными внуками этой земли. Да даст Он воинам нашим силы и мужество завершить совершающееся великое дело!
Да воскреснет Бог и расточатся враги Его!