Тело Ленина живет и побеждает

Нуждается ли большевистский вождь в христианском погребении?

0
358
Время на чтение 4 минуты

Очередная, 85-я годовщина со дня смерти Ленина не обошлась без попыток вновь поднять вопрос о перезахоронении Владимира Ильича. Сторонники перезахоронения его бренного тела в очередной раз обратились к традициям и авторитету Русской Православной Церкви.

В день годовщины смерти Ленина 21 января некие «православные монархисты» задумали явиться на Красную площадь в костюме мумий, неся гробы. Их целью, кроме эпатажа коммунистов, которые традиционно приходят к Мавзолею в этот день, было еще и продемонстрировать сходство забальзамированного Ильича с египетскими фараонами. Дескать, это большевики создали новый культ с использованием древних языческих элементов, словно в насмешку над христианским почитанием мощей святых. Так ли это на самом деле, может быть, большевики заимствовали гораздо больше у христианской Церкви?

Сам Ленин, убеждены «православные монархисты», хотел бы покоиться на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с захоронениями его матери и сестер. Чтобы сделать свою мысль нагляднее, монархисты ночью проникли на это кладбище и установили там муляж надгробия с надписью «Место для В.И.Ульянова (Ленина)», не слишком задумываясь об этической стороне такой хулиганской выходки. Если ночные похождения «православным монархистам» удались, то маскарад у Мавзолея был пресечен милицией.

Однако за перезахоронение тела Ленина выступают не только кликушествующие монархисты. Судя по последним опросам общественного мнения, эту идею поддерживают все более широкие слои населения. В конце 2008 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил, что 41% опрошенных считают сохранение тела Ленина в Мавзолее на Красной площади «неправильным и неестественным». При этом распространено убеждение, что подобный способ погребения в принципе противоречит православной традиции, ведь, несмотря на то что Владимир Ульянов возглавлял большевистскую партию, боровшуюся с религией и Церковью, он был по рождению русский дворянин и в крещении православный.

Но можно ли объяснить кампанию по ликвидации Мавзолея Ленина заботой о душе покойного? Распространено мнение, что для упокоения его души умерший должен быть отпет и погребен в землю на освященном кладбище. Разумеется, во время похорон вождя мирового пролетариата никто и не думал отпевать его по православному обряду. Но во всем остальном принципиальных расхождений с православным каноном нет. По христианской традиции усопшего следует «погребати в земли». Но это скорее пожелание, чем непременное условие. Напротив, мы знаем множество случаев, когда тело покойного, объявленного святым, выставляется на всеобщее обозрение. Разумеется, речь идет о различных формах, которые приобретает поклонение христианским святым, как православным, так и католическим.

Всякий, кто посещал пещеры Киево-Печерской лавры или Псково-Печерского монастыря, знает традицию паломничества к мощам святых. Останки монахов в условиях пещер естественным образом мумифицировались и сохранялись. Паломники имеют возможность лицезреть эти мощи и поклоняться им. Разве картины паломничества в монастыри для поклонения мощам преподобных не напоминают посещение коммунистами Мавзолея на Красной площади? Вспомним Киево-Печерскую лавру. Верующие спускаются по лестнице вниз, медленной процессией проходят по тесным залам подземелья, мимо застекленных саркофагов, где покоятся тела монахов. В тусклом мерцании свечей на паломников пустыми глазницами смотрят черепа, обтянутые темной кожей. По сравнению с этой жутковатой картиной даже строгий интерьер московского Мавзолея с хрустальным гробом, где вечным сном спит коммунистический вождь, выглядит не так зловеще. Надо сказать, что мощи печерских монахов имеют больше сходства с египетскими мумиями, чем Ильич, чей прижизненный облик сохранен усилиями советских ученых. Как и Ленин, печерские монахи не преданы земле и, значит, не «обратятся во прах», по библейскому завету: «Земля еси и в землю отыдеши».

В православном мире существуют еще более необычные традиции. Русские паломники, побывавшие в монастырях на горе Афон, рассказывают о тех необычных чувствах, которые они испытали при посещении так называемых «костниц». «Костницами» на Афоне называют специальные помещения, где хранятся черепа усопших монахов, сложенные в пирамиды. Остальные кости просто свалены в кучу. Происходит это так. Умершего инока, обернутого в мантию, без гроба погребают в землю. Через три года останки извлекают. Если тело полностью разложилось, кости обмывают вином, отделяют череп от скелета и помещают их в «костницу». На черепе пишут имя монаха и год его смерти. Если тело не успело разложиться, его вновь помещают в могилу - до полной «готовности». Считается, что светлый цвет костей свидетельствует о святости покойного.

Возможно, радетелей православия современный способ мумификации смущает больше, чем старозаветное «собирание костей». Однако общеизвестно, что экспериментам по сохранению тела Ленина предшествовал даже более удачный опыт мумификации останков известного хирурга Николая Пирогова, умершего в 1881 году. До сих пор забальзамированное тело выдающегося медика, при жизни заявлявшего о своей приверженности православию, покоится в прозрачном саркофаге в подземелье часовни в его поместье под Винницей. И никаких нареканий Церкви по отношению к посмертной судьбе Пирогова не слышно.

Значит, отношение клириков к Мавзолею на Красной площади определяется другими обстоятельствами. Негодование, отнюдь не по-христиански яростное, слышно в высказываниях некоторых авторитетных представителей Московского Патриархата. Например, известный церковный деятель, протоиерей Димитрий Смирнов высказался на эту тему по-большевистски радикально: «О личности Ленина могу только сказать, что это был самый большой злодей, который когда-либо ходил по русской земле... А ленинские останки я бы просто сжег и сбросил бы пепел в какую-нибудь забытую шахту».

Видимо, причина этой нетерпимости в той исторической роли, которую сыграл Ленин - основоположник богоборческого государства. В культе поклонения останкам вождя Церковь скорее всего видит глумление над традицией поклонения мощам православных святых. Тем не менее согласно последнему опросу ВЦИОМа четверть россиян категорически не согласны с перезахоронением Ленина. Это коммунисты и представители старшего поколения, многие из которых привержены советскому прошлому. Сегодня РПЦ яростно отвоевывает монополию на консервативно-патриотическую идеологию, подхватив из ослабевших рук коммунистической партии право на «руководящую и направляющую» роль в Российском государстве. Очевидно, что в ближайшем будущем натиск на коммунистический некрополь у стен Кремля будет только усиливаться.

http://religion.ng.ru/printed/221930

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Мельников
Церкви у края ойкумены
Противники Собора на Крите опасаются его превращения в инструмент модернизации православия
15.06.2016
Владимир Легойда: «Церковное управление в первую очередь помогает, а не контролирует»
Глава новой синодальной структуры разъясняет, кто и как в Московском патриархате будет вести диалог с обществом, СМИ и властью
21.01.2016
Патриархат распространяется на Кавказе
Махачкалинский епископ о возвращении русских в регион, духовно-туристическом кластере и христианском прошлом Страны гор
16.09.2015
Геноцид - это грех, который придется искупать
Экзарх патриарха Армянской церкви в Москве об исторических уроках трагедии своего народа
16.04.2015
Все статьи Андрей Мельников
Последние комментарии
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Сергей из НН
25.11.2024 07:16
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Александр Волков
25.11.2024 06:33
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.11.2024 02:52
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Агафон
24.11.2024 22:06
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34