itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Звонок на перемены

0
95
Время на чтение 5 минут
Пятого октября - День учителя. Накануне в школах много цветов. В огромных вазах на подоконниках, в вёдрах на полу - охапки красных астр, пушистых хризантем, чайных роз и более традиционных для этого дня букетов из веток рябины с гроздьями только поспевших ягод в обрамлении жёлто-красной осенней листвы.

В первое воскресенье октября начиная с 1965-го этот праздник отмечали все школьники и педагоги нашей страны. Сейчас дата точная - именно 5 октября. По решению ЮНЕСКО с 1994 г. День учителя стал международным - в напоминание о конференции 5 октября 1966 года, посвящённой положению учителей.

В этот день принято не только поздравлять любимых преподавателей, но и обсуждать проблемы учительства, которых было немало в любую эпоху. Многие дискуссии переходят из года в год, обрастая новыми фактами и комментариями: авторитарное и либеральное, личностное и коллективное воспитание, раздельное обучение мальчиков и девочек, адекватность оценки знаний, недостаток учителей, гибель сельских школ, составление ёмких программ, позволяющих меньше загружать детей и в то же время не потерять главного.

В последнее время в России на поверхности - три главные проблемы. Первая - низкий уровень зарплат преподавателей. В пересчёте на рубли разница в ежемесячном доходе учителя у нас и, например, в Англии - около 60 тысяч. Чтобы заработать больше, наши учителя "набирают часы": занимаются репетиторством, ведут в начальных классах уроки экономики и психологии, увеличивая нагрузку на детей и тратя свои силы, всё-таки предназначенные для преподавания основных предметов.

Маленькие зарплаты превращают учительство в преимущественно женскую профессию: по оценкам специалистов, около 85 процентов преподавательского состава - женщины. Хотя редко встречающиеся в школах учителя-мужчины часто показывают такой высокий класс преподавания, что, несмотря на всю благодарность учительницам, невозможно не пожалеть, что ответственность ни много ни мало - за будущее нации! - лежит лишь на женских плечах.

Престиж этой профессии непозволительно низок, несмотря на все меры, которые принимает сейчас государство, чтобы переломить ситуацию.

Как хочется, чтобы наступило наконец пятое октября на пятёрку. Чтобы можно было, не вспоминая об этих проблемах, просто отпроситься на час с работы и вернуться на время в детство, в свою школу, подарить любимому учителю осенний букет.
http://www.lgz.ru/article/id=5951&ui=1222858197438&r=771

Наталья ГАМАЮНОВА
Кровь хрустального пеликана


ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ


Недавно во 2-м классе "В" случился скандал. К классной руководительнице, учительнице русского языка, подбежала раскрасневшаяся математичка. Размахивая мятым тетрадным листком, она что-то зашептала ей на ухо. Выяснилось: на уроке математики Юра Кузякин написал Маше Щемиловой любовную записку: "Дорогая Маша! Я тебя люблю и хочу на тебе жениться!" Учительница математики требовала вызвать в школу родителей, Кузякину поставила двойку по математике, а Машу пересадила в другой конец класса, чтобы Юрка и бантика её на уроке не видел.
Дети стояли неподалёку, растерянные, и ждали приговора классной руководительницы. Она внимательно прочитала записку и поинтересовалась:
- Юра, а почему ты в слове "жениться" поставил мягкий знак?
- Так я вопрос задал - хочу что сделать? Как вы учили.
- Молодец! - похвалила учительница.
Инцидент был исчерпан.

Каждый день учителям приходится решать десятки проблем и конфликтов посложнее этого. С детьми, родителями, друг с другом. Нужно вовремя найти верное слово. Быстро и правильно отреагировать на очередную выходку самого хулиганистого и на каверзный вопрос самого умного.

И главное - научить. Несмотря на несовершенство методик, эпидемию гриппа и другую жизнь этих ребят, в которую они погружаются, выходя из школы. Приходится считаться и с неидеальными родителями, и с компьютерными играми, и даже с друзьями из других школ, в которых меньше задают и не заставляют носить школьную форму.

Найти общий язык с нынешними детьми учителям, родившимся и воспитывавшимся ещё при советской власти, очень тяжело. Особенно в частных школах, где в ответ на заслуженную двойку ученик может сказать:
- А я на вас отцу пожалуюсь, и зарплату вы в этом месяце не получите!
Ведь дети нередко бывают жестоки. Они не всегда умеют прощать. Некоторое время назад в прессе активно обсуждалась информация о росте насилия над учителями со стороны учеников в школах Великобритании. У нас, конечно, другие системы и методики образования, но не факт, что волна детской агрессии со временем не придёт в Россию, тем более что одним из её источников, по некоторым предположениям, считаются компьютерные игры.

Как ни парадоксально это звучит, но, не умаляя, конечно, и родительской роли, именно учитель обладает реальной возможностью волну этой агрессии остановить. Лучшие преподаватели российских школ именно так и поступают уже сейчас, не дожидаясь "британского" кризиса. Они умеют вовремя переключить внимание, увлечь, показать возможности и перспективы, и главное - выслушать и понять маленького человека, как правило, взрывоопасного, ленивого, безудержного в своих эмоциях и чувствах и ещё абсолютно не представляющего себе реальные проблемы взрослого мира, а потому способного легко заблудиться в этой жизни. Настоящему учителю дана великая власть... Но какой ценой приходится расплачиваться за неё?

Когда в Египте началась сильнейшая засуха, пеликаны поили птенцов своей кровью и спасли их. Благодаря древней легенде эти птицы как символ учительства появились на пуговицах дореволюционной гимназической формы, а фигуркой хрустального пеликана награждают на ежегодном конкурсе "Учитель года". Но не эта ли легенда стала причиной того, что лишь 40 процентов выпускников педагогических вузов становятся учителями? Очень уж точно она отображает процесс...

Два года назад министр образования А. Фурсенко утверждал, что в наших школах в сравнении с западными - переизбыток учителей. Там на одного учителя приходится 15 детей, а у нас - 10. Статистика статистикой, но как два года назад, так и сейчас в школе, что рядом с моим домом, классы по 35 - 40 учеников, а в деревне во Владимирской области учителей совсем нет, поэтому школу закрыли и местным ребятишкам приходится ездить на рейсовом автобусе по колдобинам несколько километров, а то и идти пешком. Не зря исследователи утверждают, что стоит в селе закрыть школу, как это село гибнет. Или превращается в дачный посёлок - место для отдыха, но не для работы и жизни. Вымершие деревни - сколько их по всей России? - это уже та цена, которую платит наше общество за нежелание возвести профессию Учителя в тот ранг, которого она заслуживает. До революции, если не ошибаюсь, должность директора гимназии приравнивалась к генеральской?

Вопрос статуса учителя в России - дело чести (или бесчестья) нашего общества. Но каким бы этот статус ни был, в день, когда все учителя отмечают свой профессиональный праздник, дети и родители приходят в школы с огромными букетами, ученики бегают на переменах с фотоаппаратами и диктофонами, чтобы взять интервью и сфотографировать любимого преподавателя для стенгазеты, посвящённой Дню учителя, хочется говорить совсем о другом.

У каждого из нас есть человек, которого наедине с собой, предавшись воспоминаниям или столкнувшись с проблемой жизненной ли, профессиональной ли, мы называем Своим Учителем.
...Может быть, он откидывал седую чёлку со лба? Или всё время терял очки в толстой оправе? Путал рыженьких двойняшек на последней парте? И вместе с ребятами с удовольствием ел пирожки на перемене в столовой. Его шутки записывались на обложке тетради, чтобы дома можно было рассмешить родителей, а теперь тетрадь хранится на антресолях и никогда не будет выброшена. Почему? Ведь эти конспекты, да и шутки на полях и обложках уже давно впитались в кровь. Каково-то оно будет - достать её лет через пятьдесят?

У каждого из нас есть Свой Учитель, которому, ни минуты не задумываясь, мы бы отдали, будь на то наша воля, всех хрустальных пеликанов мира. Потому что именно он связал наше беспомощное детское сознание со страной взрослых и сумел сделать это так, что переход был не слишком тяжёл.
Наталья ГАМАЮНОВА, выпускница средней школы № 67 г. Москвы, обозреватель "ЛГ "

http://www.lgz.ru/article/id=6004&top=40&ui=1222275647852&r=111
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Валерий Медведь
30.01.2023 14:01
Про Гимн, Винни Пуха и джаз
Новый комментарий от александрович
30.01.2023 13:51
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
30.01.2023 13:47
Стоп-лист изменникам
Новый комментарий от Человек
30.01.2023 12:45
Крик о помощи
Новый комментарий от Алекс
30.01.2023 11:00
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
30.01.2023 10:39
Возрождение монархии в России невозможно?
Новый комментарий от учитель
30.01.2023 09:08