itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Велик и могуч русский язык

Для многих современных школьников даже слишком

0
183
Время на чтение 6 минут

Результаты последнего ЕГЭ по русскому языку не очень-то радуют: только 10% российских школьников знают родной язык на пятерку, примерно столько же (11,2%) - на двойку. В Петербурге - культурной столице - результаты немного лучше - 11,1% получили пять и 5,06% - два. Средний городской балл составил 57,86 из возможных ста (по России средний балл 55,4). И все же почему более чем каждый десятый российский и каждый двадцатый петербургский школьник демонстрируют столь удручающее незнание родного языка - предмета, который проходят все 11 лет обучения?

По данным российских исследователей, уже в начальной школе до 20% детей испытывают трудности в обучении из-за неспособности овладеть навыками письма и чтения. Страшные и непонятные слова - «дислексия», «дисграфия», «дисорфография» - родители современных школьников слышат все чаще. В одном из выпусков нашей рубрики мы уже обращались к такой проблеме, как дислексия (см. «Нелюбовь к чтению как диагноз» - «СПб ведомости» от 10.05 2007 г.) Сегодня же мы попросили директора центра правильной речи и грамотного письма Межрегиональной общественной организации «общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области Ольгу ЛАБУХИНУ рассказать нам о таком явлении, как дисграфия.

Здоровье, школа, телевизор

Дисграфия - нарушение письма - составляет значительную долю среди других нарушений речи и является серьезным препятствием при овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних. Почему нарушения речи становятся все более распространенными? Причин множество. Я попытаюсь выделить наиболее общие и важные.

Проблема номер один - состояние здоровья детей. Сейчас РАМН России оценивает его как катастрофическое. Все больше детей рождаются с пороками развития, все больше страдают расстройствами нервной, эндокринной, иммунной и репродуктивной систем. Во многих регионах здоровые дети практически отсутствуют.

Это значит, что для нормального усвоения школьной программы практически каждому ребенку нужна помощь в виде подготовки к школе. Но такая подготовка часто не имеет системного характера. Проводится эпизодически или не совсем правильно. Иногда воспитатели просто не в силах сделать эту работу - у ребенка плохая память, слабая моторика, а отправить его в логопедический детский сад нет возможности. Или же у ребенка не сложились отношения с логопедом, педагогом, и, как результат, эффективность занятий близка к нулю. К сожалению, количество дошкольных образовательных учреждений пока не позволяет родителям выбирать детские сады или развивающие группы по вкусу.

Проблема номер два - это излишнее разнообразие школьных программ, учебных пособий и систем обучения. За очень короткий период наша система школьного образования была резко изменена и, что греха таить, не по всем позициям в лучшую сторону. Разные программы часто дезориентируют родителей. При этом все стремятся выбрать более престижную школу, углубленное изучение предметов, порой не обращая внимания на способности своего ребенка. К тому же в школе стали меньше заниматься с так называемыми отстающими детьми. Если раньше учительница оставляла такого ребенка после уроков и занималась с ним дополнительно, то сейчас все проблемы школа переложила на плечи родителей.

Еще надо признать, что часов, отведенных в школе на изучение русского языка, явно недостаточно, особенно в старших классах. Впрочем, и в начальной школе, где часов вроде бы хватает, обучение идет слишком быстро. «Букварный период» сильно сокращен, уделять внимание чистописанию некогда. Многие дети привыкают держать ручку неправильно, а это нагрузка на кисть, лучезапястный сустав. Переучить же ребенка потом крайне сложно. В результате наиболее подготовленные или способные дети успевают осваивать программу, а те, кому не повезло, сразу оказываются в отстающих. У таких детей развивается, образно говоря, «аллергия» на русский язык. Чтение превращается в мучение, письмо - в пытку.

Современные дети и так более склонны к просмотру телевизора, чем к чтению книг. И это проблема номер три. Причем очень большая проблема. Во-первых, из-за телевизоров-компьютеров дети стали меньше двигаться, реже бывать на воздухе и заниматься спортом. Во-вторых, «общаясь» с телевизором, ребенок не испытывает потребности говорить, формулировать собственные мысли. Как результат, недостаточная речевая интенция, то есть недостаточное речевое желание. Типичное явление для современных детей. Да, они много болтают, бросаясь фразами, где междометий больше, чем слов. Но между «болтать» и «разговаривать, рассказывать» - большая разница.

Если на занятии хотя бы один из пяти ребят более или менее внятно, без слов-паразитов умудряется пересказать текст - это уже большая радость. Обычно не могут. Строить предложения, оформлять мысли да просто удержать в памяти - проблема. Но, обвиняя телевизор и компьютер, не надо забывать, что мы сами должны больше разговаривать со своими детьми. Задумайтесь - как часто вы говорите со своим ребенком, если исключить вопросы и указания из серии «уроки сделал?». Не стал ли телевизор единственным способом проведения семейных вечеров? Интересуетесь ли вы впечатлениями ребенка от прочитанных книг или тех же просмотренных фильмов?

Ошибка ошибке рознь

Особое внимание хотелось бы уделить тому, как же помочь нашим детям овладеть навыками письма.

Если говорить о школе в целом, то надо делать все возможное, чтобы учителя начальных классов имели хотя бы элементарные представления о логопедических нарушениях. Проводить мастер-классы, где педагогам бы показывали, как в рамках школьной программы можно вводить логопедические приемы. В наше время при каждом классе должен быть логопед, а не один на всю школу (и то хорошо, если есть). В идеале было бы замечательно, если бы учитель начальных классов был логопедом. По крайней мере учитель, особенно начальной школы, должен владеть четкой красивой правильной речью и звукопроизношением. Если с детьми говорить кое-как, то и писать они будут так же.

Болезненная тема - оценки. Ребенок с дисграфией оказывается в очень печальной ситуации. Учитель, выставляя оценку, ориентируется на определенные нормы. Бывает просто обидно: занимаешься с ребенком, прогресс есть, а в школе как были двойки, так и остались. Ведь при проверке что 40 ошибок, что 15 - оценка одна. В результате такие дети часто чувствуют себя неуверенно, униженно, потому что по другим предметам у них хорошие отметки, а вот по русскому двойки... Об этом уже много говорили, писали, но до сих пор, насколько мне известно, нормативных актов по организации дифференцированного подхода к учащимся, страдающим дисграфией и дислексией, в оценке их знаний, умений и навыков по русскому языку и чтению нет.

Есть учителя от бога, которые любят детей и владеют информацией, они индивидуально подходят к ученикам, не снижают оценки за логопедические ошибки. Но вычленять логопедические ошибки тоже надо уметь.

Что до родителей, то они либо смиряются с плохими оценками, либо пытаются договориться с учителем индивидуально, ищут помощи у школьного логопеда. Хотя уровень подготовки логопедов тоже разный. Был у меня случай, когда мама занимающегося у нас мальчика попросила перечень логопедических ошибок, чтобы учитель их не учитывал. Я спрашиваю: «У вас в школе есть учитель-логопед?». «Да, есть, но она такой список дать не может». Ну что тут делать?

Впрочем, даже если в школе есть хороший логопед, он чаще всего не имеет возможности корректировать дисграфию. Дисграфические ошибки стойкие, они требуют к себе скрупулезного ювелирного отношения, для которого у школьного логопеда - одного на всех - просто нет времени. К тому же надо еще очень хорошо знать методику русского языка. У нас до сих пор часто разъединяются эти понятия. Логопеды говорят: «Я вам откорректировала дисграфию, а теперь ищите репетитора по русскому». Это не XXI век, это каменный век!

И в любом возрасте, уважаемые родители, нормируйте объем информационной атаки, которой ежедневно подвергается ребенок. Стараясь его развить, не пытайтесь охватить все сразу. Идите по пути важности и нужности. Не перегружайте детей, не отправляйте в «модные» кружки и секции. И читайте... Необходимо восстанавливать традиции семейного чтения с учетом современных тенденций. Нашим детям трудно воспринимать долго монологичную речь, у них так называемое клиповое сознание. Выбирая книгу для чтения, ориентируйтесь в первую очередь на интересы ребенка. Еще лучше сходите в книжный магазин или библиотеку вместе. Найдите красочное издание с картинками. В конце концов, послушайте аудиокнигу, а потом обсудите. Главное, заинтересуйте ребенка и сделайте книги вашим общим другом.

И последнее. Дисграфия, как и многие другие проблемы, требует комплексного подхода. Безусловно, работа с логопедом важна. Но нельзя ограничиваться только ею. Необходимо развивать мелкую моторику, укреплять лучезапястный сустав у детей. Когда рука устает, ребенок уже думает не о том, как писать правильно, а том, где взять сил, чтобы просто написать. Очень желательно обратиться к ортопеду, остеопату. Ведь для успешного овладения чтением и письмом ребенок должен иметь правильную иннервацию всех функций головного мозга.

Сейчас очень многие дети после рождения состоят на учете у невропатолога, но ребенок подрастает, проблем вроде нет, и родители об этом забывают. Появившиеся школьные сложности с теми младенческими не связывают. А зря... Обратите внимание: если помимо проблем с речью-письмом ребенок имеет проблемы с переключением внимания или быстро устает, плохо засыпает или, наоборот, сонлив, у него бывают головные боли, есть сколиоз или навязчивые движения головой-шеей - посещение врача просто обязательно.

Главное, не опускайте руки. Ребенку с дисграфическими нарушениями можно помочь. Но это потребует много времени и внимания.

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10252996@SV_Articles

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40