itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Память светлая

В Большой Мурте присутствие святителя Луки чувствуется очень остро

0
184
Время на чтение 5 минут
- Паломническая поездка - это не туристический тур, не экскурсия. Это особый род молитвенного делания. Едем мы не развлечения ради, а пользы для, - сразу предупредила нас руководитель группы Ирина Владимировна, когда мы разместились в небольшом автобусе паломнической службы.

Ехать предстоит хоть и не далеко - до посёлка Большая Мурта, заезжая в соседние Шилу и Барабаново, но повидать нужно много. А ещё больше - понять и почувствовать.

НЕИСПОВЕДИМЫЕ ПУТИ

Я человек хоть и верующий, но не церковный. Скорее меня можно назвать "захожанкой". В церковь иду, когда уж совсем припечёт. И ещё по большим праздникам. Но так случилось, что в паломничество еду не первый раз, и всегда это не проходное для меня событие.

В этот раз поездка была посвящена памяти местночтимого святого - святителя Луки. Поэтому главное в программе паломничества - посещение мест, где он жил и работал. Пока едем, Ирина Владимировна рассказывает биографию Войно-Ясенецкого. Совпадение или нет, но буквально за пару дней до поездки я прочитала описание жизни, надиктованное самим святителем незадолго до смерти.

- У нас есть запись с двумя проповедями, которые читает сам Лука. Сейчас вы услышите его подлинный голос, - сообщает руководитель группы.

Низкий, торжественный, проникновенный голос святого оставляет очень сильное впечатление...

Тем временем въехали в Большую Мурту. Посёлок большой, похож скорее на городок. Когда в 1940 году сюда привезли Войно-Ясенецкого, здесь проживало три тысячи человек. Сейчас - восемь. По словам о. Андрея, служащего в местном храме в честь св. Архистратига Михаила, к исповеди и на причастие в иные дни приходит до 50 прихожан. Для нынешних сельских храмов это значительное количество.

Настоятель о. Сергий (Рыжов) был в отъезде. Как оказалось, он окормляет несколько храмов: в ИТК в посёлке Арийский, в сёлах Шила и Сухобузимское, в посёлке Атаманово. Можно только удивляться, сколько сил и самоотдачи требует служение от сельского священника.

Неисповедимы пути Господни! Кто бы мог разглядеть в обычном пареньке из Минусинска, обучающемся поварскому делу, каким был когда-то о. Сергий, будущего священнослужителя, иерея? В Большемуртинском районе его стараниями открыто шесть приходов.

БЕЗ СУЕТЫ

Михаило-Архангельский храм - большой, деревянный. Высокое крыльцо. Видно, что церковь совсем новая, ещё недостроенная. Вот и стены не обшиты, во дворе - стопка досок. Внутри тихо, светло, прохладно, хотя на улице жара. В храме никого не было. Но всё равно он не кажется заброшенным и неуютным, как это бывает в иных городских церквах. Наоборот, хочется опуститься на лавку и помолиться тихо, без суеты. Правду говорят, что в большом храме прихожан больше, да не всегда там складывается община. И ещё я много раз за этот день подумала о том, что вот в таких сельских церквушках вера становится не набором догматов, а живым, близким делом. Может, от этого философ Бердяев как-то назвал православие домашней тёплой религией. Такое же ощущение у меня было в домашней Свято-Покровской церкви в селе Шила, куда мы заехали, возвращаясь домой.

В Михаило-Архангельском храме есть своя реликвия - икона св. Луки с частицей его мощей.

- Приложится можно? - спрашивает батюшку одна из паломниц.

Тот согласно кивает головой, советует просить у иконы целителя и врачевателя душ и тел здоровья и обретения мира. Женщины подают о. Андрею записочки за здравие, заказывают молебен, покупают свечки, маленькие иконки. Он подходит к аналою и перед чтением молебна рассказывает об истории храма и большемуртинского прихода.

- Наш храм - долгострой, строимся с 2001 года. Первую литургию отслужили лишь в 2007 году, на Рождество Христово. До этого служили в домовой церкви, как это сейчас делается в Шиле. Прежний храм, построенный на средства купцов, в 1936 году взорвали. Сейчас на его месте находится городской парк. В нём сохранилось несколько елей - современниц дореволюционной церкви. Решили там со временем построить часовню в честь св. Луки. Мы ещё пройдём туда, - обещает батюшка. И продолжает: - Строимся мы на частные пожертвования... Может, потому так долго.

ПАРК НА МЕСТЕ ЦЕРКВИ

Пару лет назад в Большую Мурту приезжала большая делегация священнослужителей из Греции. Там наш святитель Лука в большом почёте. Он даже объявлен покровителем греческой армии. Построено немало храмов в его честь. Один из возводимых сейчас - площадью в 600 кв. м.

- Архимандрит о. Нектарий всё называл Мурту городом и никак не хотел поверить, что это не так, - улыбается батюшка. И тут же с удивлением добавляет: - Они тогда привозили частицу Креста Господня. Представляете, какое это счастье - приложиться к величайшей для всех православных святыне! И ведь служи я в другом приходе, этого бы не случилось. Пути Господни неисповедимы!

В парке священник показывает место, где стоял прежний, разрушенный каменный храм.

- Вот здесь незримо стоит ангел. Стоит и ждёт Страшного суда.

Батюшка говорит о том, что не так давно здесь была танцплощадка. Её убрали. Сейчас идут разговоры, чтобы часть территории парка передать церкви. Пока сложно сказать, когда это будет.

Белая пирамидка, железная звезда с облупившейся краской - это могила красногвардейца, погибшего за Советскую власть в 1922 году. Его похоронили на том месте, где, возможно, раньше хоронили священников. В нашей истории немало парадоксов.

К нам подходит стайка девчонок лет 10-12. Все они в красной форме. Оказывается, что это местная большемуртинская сборная по волейболу готовится к завтрашним соревнованиям.

- А правда, что здесь церковь строить будут? - спрашивает светловолосая девочка с рассыпанными по всему лицу веснушками.

- Правда, - отвечает о. Андрей и желает успехов в завтрашних соревнованиях.

ПАМЯТЬ СВЕТЛА

Стараниями немногих энтузиастов, среди которых первая - Светлана Константиновна Бородина (ныне покойная), была установлена мемориальная доска: здесь работал епископ и хирург Лука. Приведён в порядок источник с целебной серебряной водой. Есть предание, что святитель использовал её для изготовления лекарств. Источник находится в значительном удалении от посёлка, в лесу. Тут батюшка прочитал акафист. Когда начал читать: "Радуйся!", громко закуковала кукушка.

Садимся в автобус, держим путь к районной больнице, последнему месту в Большой Мурте, связанному с именем Луки. По дороге батюшка признаётся, что живёт приход нелегко.

- Храм хоть и построили, но в нём нет отопления. Когда зимой служишь - пар изо рта, да и рукам очень холодно. И прихожанам в таких условиях трудно.

МЕСТО СЛУЖЕНИЯ

В своей автобиографии епископ Лука вспоминает, что, когда его привезли в Большую Мурту, ему пришлось нелегко. Он оказался в буквальном смысле на улице. Тогда он обратился к врачу больницы, сказав, что будет работать за кров и еду. Имя его было известно по "Очеркам гнойной хирургии", по которым до сих пор учатся студенты-медики.

26-летний главврач Барский, по его собственному признанию, такой встречей был ошеломлён и обрадован. Но он с женой, тоже врачом, опасался, что работать профессор в рясе просто не сможет - так тот был истощён заключением в ташкентской тюрьме, голодовками, жестокими допросами и изматывающей дорогой. Но опасения оказались напрасны. Хирург не только оперировал, но успевал работать над продолжением "Очерков". Простые люди его очень любили, но от властей "ему почёта не было".

Сейчас уже никого не осталось из тех, кому приходилось общаться с Войно-Ясенецким. Но несмотря на это, есть в Большой Мурте места, где его присутствие чувствуется очень остро. Например, в старенькой деревянной больнице. Она осталась практически такой, как и тогда.

У крыльца два старых тополя, пышная, нестриженая трава и кусты достигают окон.

Утверждают, что двери в больнице и ручки на них остались ещё с сороковых годов прошлого века. Крашенная белой масляной краской толстая дверь с маленьким окошечком отделяет небольшой коридорчик от хирургического отделения.

И почудилось мне, как из рощицы, куда он ходил молиться каждое утро, медленно возвращается хирург - епископ Лука. На нём старенькая, много раз чиненная ряса. Совсем седая, словно кружевная борода лежит на груди. Он подходит к крыльцу. Тяжело опирается о перила хоть и старческой, но ещё твёрдой рукой. На верхней ступеньке несколько минут медлит, стараясь унять сердцебиение и восстановить дыхание. Святитель не молод - ему за шестьдесят. У него больное сердце и почти совсем ослепший глаз. Отдышавшись, он берётся за кованую ручку, открывает тяжёлую дверь и проходит в отделение. Половицы под ним чуть поскрипывают, и больные сразу узнают его походку.

...Возвращались мы вечером, притомившиеся, но не уставшие. В дороге всё больше молчали.

Город встретил нас шумом и духотой. Мы словно вернулись из другого мира.

Галина Эйснер (Красноярский край, Большемуртинский район)

http://www.voskres.ru/obiteli/eisner.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04