Корр: Игорь Олегович, как Вы помните, в канун Пасхи, по благословению Святейшего Патриарха, семинаристы Сретенского монастыря у метро раздавали Святое Евангелие от Марка. Они рассказывали, да я и сама наблюдала, что не было случаев категорического отказа или кощунственного отношения. Правда, при мне кто-то сказал: "Я - безбожник. Но все-таки я прочту". Значит, и для такой формы проповеди пришло время! А ведь опасения были, поймут ли нас?
И.О. Елеференко: Мне пришлось в молодости поработать в Буэнос-Айресе. Страна католическая. И едва ли не на каждой улице прекрасные по архитектуре храмы. Кстати, уже малолюдные. Хотя там еще это не так чувствуется как в Европе. Но по соседству было современное здание, храм в котором выдавал лишь небольшой крест. Однажды я в него заглянул, и меня поразило, что в углу там стояла ударная установка, барабаны, электрогитары... Речь не о сочетании дискотеки с храмом. Но это некая форма проповеди на понятном молодежи языке. С непривычки это удивило и даже шокировало. Не сочтите за призыв к чему-то подобному у нас, но это свидетельство борьбы за верующих. Как ни парадоксально, сегодня такая борьба необходима. Хотя я считаю, что Россия находится в привилегированном состоянии. Страдания и муки, которые она испытала за годы воинствующего безбожия, закалили нашу веру. И сейчас она в народе, может быть, даже более сильна, чем у наших соотечественников в начале 20 века. Потому что через обретение православия мы обретаем будущее. И мы уходим от страшного лихолетья, от безбожия. Но впереди идет поколение молодежи, которое разговаривает на отчасти уже непонятном нам языке. Но это же вовсе не значит, что в рамках культуры, в которой живут они, нет места вере. Но вот связующее звено между православной традицией России и ее будущим должно укрепляться, в том числе, и с поправкой на время. Нужны новые пути воздействия на молодежь. Это не означает, конечно, что нужно переписать Евангелие в виде комикса. Но вспомним мое поколение. Не думаю, что ему навредила известная рок-опера об Иисусе Христе. Как бы к ней ни относиться, но знаю немало людей, которые только благодаря этому узнали заповеди, заинтересовались библейской историей и в итоге стали верующими. Так что не будем бояться нового. А если будем, то в дезориентированном обществе неизбежен рост нездоровых мистических настроений. Свято место, как известно, пусто не бывает. Поэтому я не спешу радоваться, когда вижу, что в нашем приходе все теснее от молодых. Ведь за оградой церковной их еще больше, нередко зараженных цинизмом и нигилизмом, жестоких, но все же тоскующих в душе по идеалу, по Идее.
Корр: А каким Вам видится один из этих новых путей к душам и сердцам?
И.О.: Я же журналист по профессии, мыслю в этом русле, прежде всего. И на днях обсуждал со Священноначалием идею интерактивного телевизионного проекта религиозного. Его прообраз успешно осуществляется на радиостанции "Радонеж", на небольших региональных телестудиях. Но здесь должны быть лучшие силы и массовая аудитория, чтобы на любой, пусть и нелицеприятный и даже агрессивный вопрос сразу можно получить исчерпывающий, доброжелательный и авторитетный ответ. Мы должны уметь защитить свою веру, исповедать ее. И уж общим местом стало, что ее основы в простой и доступной форме надо изучать с младых ногтей. Скольких драм роста и бесплодных поисков смысла жизни тогда избежим! Я не говорю здесь про классическое православное воспитание и образование, о воскресных школах. Я о тех детях, кто не ходит туда, и кого родители дома не обучают основам православия и сами не знают их. Но выбор, как правило, делается довольно рано и на всю жизнь. Или разврат, наркотики, потребительство и другие идолы. Или семья, церковь, жизнь по заповедям Божьим в надежде спасения. Поэтому прекрасно, что раздавали людям Евангелие! Но его мало взять и полистать, с этой Книгой надо жить.
Корр: Тем более, что духовной неприкаянности у молодежи действительно гораздо больше, чем сознательного выбора. И очень много мифологем существуето том, что те молодые люди, кто ходит в церковь, лишены радости жизни, там ничего нельзя, сплошные ограничения. Расхожий этот штамп очень многих смущает, закрывая дорогу в радостный, настоящий православный мир.
И.О.Елеференко: Вот вопрос именно в том, что это должно стать по-хорошему ненавязчиво, но нормой жизни. Поэтому в многочисленных дискуссиях по теме Основ православия в школах я не устаю повторять, что смысл не в том, будет ли преподаваться этот конкретный предмет. Да, сегодня это фронт, идет борьба за души. Но задача главным образом в том, чтобы наша школа из атеистической стала православной. По духу и букве, по форме преподавания, по форме отношений учителя и ученика. Можно один час в неделю преподавать Закон Божий. Но если тебе на всех остальных уроках будут говорить все наоборот, если тебя будут учить другой морали, то будет только хуже. Так же, как я всегда с большим опасением отношусь к идее преподавания истории мировых религий. Для меня это просто преподавание предмета под названием научный атеизм. Потому что если преподавать религию не как некий Божественный дар, а только с исторической точки зрения, и еще в довершении ко всему сравнивать религии, то это те грабли, на которые мы уже наступали. Поэтому я и ратую за общую переоценку нашей действительности. Это означает, что мы не только морально, скажем, и духовно, но и на бытовом уровне должны жить в соответствии с Богом в душе. И этот принцип, этот краеугольный камень должен лежать в основании общества и государства.
http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2757