itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Плач третьей птицы" - неклассические проблемы современной духовной жизни

0
154
Время на чтение 7 минут
Монашество некрасиво не только внешне. В определенные моменты оно некрасиво, даже страшно и безобразно и с внутренней стороны: "Чистое благородство христианства, прекрасные порывы духовной жажды повседневно одолеваются низостью, телесностью, готовностью к измене ради вещей суетных и ложных".

"О современном монашестве с любовью" - под таким названием выложили текст "Плача..." на одном из православных сайтов. Действительно, горячая и беззаветная любовь к иноческому пути пронизывает все строки этой книги. Любовь монахини N к монашеству, однако, не имеет ничего общего с "розовым христианством" - об этом можно догадаться уже по заглавию. Ничего загадочного в нем нет, в качестве эпиграфов приводятся три текста, указывающие на его происхождение. Третья птица - это образ из патериковой притчи: два монаха перелетели через море на другой берег легко, а третий, символизировавший монашество последних времен, летел тяжело, низко, медленно, то и дело погружаясь в море... но все-таки тоже перелетел.

Этот текст - ключ к духовной концепции книги. Монахиня N говорит о разных сторонах современной монашеской жизни, говорит откровенно, подчас с мягким юмором, подчас с болью, подчас - с чрезмерной, может быть, резкостью. Говорит о слабостях и немощах сегодняшних монахов, о нестроениях современных монастырей - и о том, как третьей птице все-таки оказаться на другом берегу.

Автор разбирает мифы и стереотипы, которыми окружен иной путь в глазах современного мира, выдвигая на каждый из них свое, подчас небесспорное мнение. Например:

На уход в монастырь нужно брать благословение? Стереотип, не соответствующий реальности. Большинство святых уходили без всякого благословения.

Решение уйти в монастырь нужно проверять в течение какого-то времени? Стереотип. Многие святые слышали призыв Божий, мгновенно бросали свою жизнь и шли вслед за Христом.

Монастырь нужно выбирать, лучше пожить в нем какое-то время, чтобы проверить, подходит ли он? Стереотип, да еще и культивирующий нашу самость, подход к жизни "мне все должны".

И духовника, и монастырское начальство нужно слушаться беспрекословно, монах (а в идеале - и любой христианин) спасается через абсолютное послушание? Стереотип, обусловленный духовной ленью, желанием избавиться от необходимости думать, принимать решения и нести за них ответственность. "Только тяжко раненный, испытавший болезненность и бесплодность прокрустова руководства, кому, тренируя послушание, лихой духовник благословлял наврать, украсть, разбить стопку монастырских тарелок или съесть на Страстной яйцо, однажды, сквозь объявший душу мрак, понимает: ничье посредничество не освобождает от ответственности; пусть по приказу, но это я, а не он нарушил Пост, прогнал собаку, отверг неполезное общение с другом детства, порвал непрочитанным письмо от мамы".

Несправедливые и жестокие притеснения от начальствующих и братии нужно переносить кротко и с благодарностью, потому что ими Господь учит тебя смирению? Наивреднейший стереотип (эта мысль заслуживает отдельного разговора).

Для спасения нет необходимости в знаниях, нужно лишь очищение сердца и жизнь по Евангелию, сколько среди святых было простецов, даже не обученных грамоте? Стереотип, обусловленный все той же духовной ленью, желанием упростить себе путь. "Невежество (в Древней Руси после принятия христианства - Е.В.) осуждалось хуже греха, потому что, писал один из авторов "Предисловия к покаянию", сборника XII века, "согрешившие каются, а несмысленные, заблудивши в писании книжнем, не имуще трезва и здрава ума, в ересь впадающе, погибают" - что, по замечанию монахини N, мы и видим сегодня среди православных, когда следствием "нынешней темноты, неосведомленности монастырских насельников в Священном Писании и церковных канонах" являются "обилие ложных мнений, диких пророчеств и слухов, раскольнические и антииерархические настроения" (из Обращения Святейшего Патриарха).

Монах должен быть серьезным, сосредоточенным и плакать о своих грехах? Стереотип. "Чувство юмора необходимо как воздух, особенно монашествующим, в качестве лекарства от спеси"; "говорят, на Афоне веселость монаха служит критерием правильности его подвига"; "преподобный Серафим говаривал: презревший мир всегда весел, а печаль неразлучна со страстями". И все-таки, а как же плач о своих грехах? "Если, сокрушаясь, томя и бия себя, станешь ты каяться и плакать много, то не получишь никакой пользы, - утверждает преподобный Симеон Новый Богослов, - ибо Он есть радость и не согласен входить в дом, где печалятся и скорбят". Но ведь Спаситель никогда не смеялся? "...смех расковывает, то есть временно освобождает - от страха, напряжения, от играния роли, от судорожных корчей уязвленного самолюбия. Верно, что Спаситель никогда не смеялся - но это потому, что, не имея греха, Он всегда оставался свободен".

Очень важно соблюдать монастырский Устав? Стереотип. Устав вообще не нужен настоящему монаху.

Христианин не должен обличать других людей, их немощи нужно покрывать молчанием и любовью? Стереотип: "...за демонстрацией розовых очков и намерения видеть всех хорошими таится тщеславное желание самому казаться ангелочком, великодушным и добрым; апостол Павел не был чрезмерно щепетилен и называл вещи своими именами, упоминая "псов, злых делателей", "лжеапостолов, лукавых" и откровенно сообщая единомысленным: "Александр медник много сделал мне зла", "есть много пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных", "критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые" (эта мысль о необходимости называть грешника грешником, не церемонясь в выражениях, сильно повлияла на дух "Плача..." и потому заслуживает отдельного разбора).

И так далее...

В какой-то момент даже пугаешься: не слишком ли радикально? Особенно когда встречаешь рассуждения вроде: "...Иногда задумываешься, что останется, лишись мы нашего плотного и густого православного быта, с елками и вербами, пасхами и куличами, панагиями и крестными ходами, акафистами нараспев и молебнами; не убаюкивает ли он, не становится ли самодостаточен в своей авторитетной правильности, лишенной кризисов и потрясений, оттесняя Христа за стены размеренного родного уюта", - рассуждения, которые, кажется, "посягают" на "святое святых" православного русского.

Крайности и перегибы в рассуждениях монахини N действительно есть. Но они становятся понятными и оправданными, если уловить ту главную и все объединяющую мысль, которая настойчиво бьется за отдельными рассуждениями то про то, то про это... С чем, собственно, воюет автор? Не с духовниками, у которых якобы не надо брать благословение, и не с Уставом, на который, якобы, надо просто наплевать. Она воюет с формальным подходом к монашеству, с тем, когда воспринимают его как нечто внешнее, как форму жизни, подчиненную определенным правилам, пытаются эти правила как-то описать, структурировать. Это хорошо, это нужно, этим, как признает автор, и святые занимались - можно вспомнить труды свт. Василия Великого, прп. Ефрема Сирина, свт. Игнатия (Брянчанинова) и множество, множество других текстов, освященных Церковью, в которых иноческая жизнь регламентируется и систематизируется...

Но все святые отцы, делавшие это, знали Великую Тайну, которую, кажется, упускают из вида многие наши современники. "Христианство не есть религия в том смысле, в каком религиями называются иудаизм, буддизм или мусульманство, - не система запретов и предписаний, не мудрое учение, не моральный кодекс; христианство - новая жизнь в Духе и Истине, и начинается она с интереса и доверия к Личности Христа <...>; от все более тесного общения с Ним возгорается восторженная вера и непреходящее изумление перед тайнами Откровения". Иночество начинается с того, что Господь позвал, а человек откликнулся. И это не только начало, но и суть монашеского подвига - напряженная личная связь с Живым Богом. Только она - мерило любого устава, только она - критерий всех поступков монаха. Если это уходит, а остается только внешнее - наступает окаменение души, человек становится фарисеем. Если же это есть - то внешние подпорки становятся не нужны, как костыли здоровому человеку. Ничто внешнее уже не нужно, даже то, что почитается безусловной святыней - как в свое время писал свт. Иоанн Златоуст, "по-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом" (толкование на Евангелие от Матфея).

Если не уловить этой главной мысли книги о необходимости живой связи со Христом и о том, что эта связь преобразит любую немощь, а без этой связи обесценивается все, даже кажущееся подлинным, то многое в "Плаче..." становится непонятным и даже искусительным. К примеру, вся та "чернуха", которую рассказывает автор о настоятелях и настоятельницах, страдающих чрезмерным честолюбием и гордыней, а иногда, судя по рассказам, и какими-то психическими отклонениями; все те леденящие душу подробности из жизни младостарцев, о чем, как с мягким юмором роняет сама автор, "срамно есть и глаголати". Но - все-таки глаголет. Зачем же? Если постоянно держать в голове и сердце главную мысль книги, становится понятным, зачем об этом писать - и почему автор с такой прямо-таки ненавистью обрушивается на безобидную идиллическую книгу для девочек про Ольховский монастырь. Ее страшный вред в том, что монашество изображено там красивым. А это ложь, страшная ложь, которая может сломать человеческую жизнь. "Дай кровь и прими Дух", - говорили святые отцы. Духовная борьба редко бывает красива внешне: когда Спаситель, израненный, избитый, оплеванный и униженный, висел на Кресте, проходящие глумились над ним. Где здесь внешняя красота? Но именно здесь - центр человеческой истории и смысл каждой человеческой жизни.

Никакой внешней красивости в монастырской жизни нет, она рисуется только нашему мечтательному воображению. Епископ Вениамин (Милов) вспоминает о подобных фантазиях так: "...я впервые любовался развешанными по стенам келлии картинами из области иноческой жизни. Природная чувствительность увлекала меня в область мечтаний. Я сам воображал себя послушником, идущим в подряснике по уездному городу и возбужающим одобрительные толки прохожих" (Дневник инока).

Это ожидание внешней красивости может послужить для новоначального инока поводом к разочарованию в монашестве. "Монастырь точно есть место спасения и обитель спасающихся, но то и другое невидимо; видимое же все представляется житейским. Там идут два порядка жизни: один внутренний, а другой внешний. Послушания, какие налагаются в монастыре, все касаются сей внешней жизни. Не знающий, что эти послушания необходимы только потому, что мы приносим в монастырь с собою и тело, и что дело спасения души должно идти среди сих послушаний своим чередом, с первых шагов может отворотиться от монастыря, почитая их несоответствующими своим целям и своему настроению", - писал свт. Феофан Затворник.

Но, как указывает монахиня N, духовная реальность еще страшнее. Монашество некрасиво не только внешне. В определенные моменты оно некрасиво, даже страшно и безобразно и с внутренней стороны: "Чистое благородство христианства, прекрасные порывы духовной жажды повседневно одолеваются низостью, телесностью, готовностью к измене ради вещей суетных и ложных".

Продолжение следует...

http://www.taday.ru/text/117530.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евдокия Варакина
Все статьи Евдокия Варакина
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40